Современные гонения на Церковь продолжают традиции советской эпохи

Церковь и общество: разделяй и властвуй?

Православный активист нанес грубые побои участнице пикета в защиту группы Pussy Riot… Сетевые "мстители" рвут и мечат, и жаждут крови "панкух"… Что ж, кто знаком с околоцерковной тусовкой, знает, что в ней немало истеричных личностей, далеких от церковной жизни, зато падких на общественные скандалы, в которых они пытаются предстать защитниками Церкви. Однако даже неадекватность очередного "ревнителя" не отменяет того факта, что в наши дни впервые в постсоветской истории Русская Православная Церковь попала под огонь критики, иногда откровенно хамской, со стороны "общества". Кто и за что сегодня невзлюбил Церковь?

Экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский выпустил книгу "Весеннее антихристианское обострение", которая сразу же вызвала острую дискуссию на тему конфликтов вокруг Церкви. Вот, например, что говорит о природе конфликтов известный социолог, заведующая сектором изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская: "Общество устало от присутствия в нем Церкви. Те люди, которые начинают наносить удары по Русской Православной Церкви, наносят удары по российскому государству, они борются за власть. И поскольку борьба идет на всех этажах, оказалось достаточно эффективно затронуть этот базовый, культурный пласт, который никогда в политической борьбе в последние годы не затрагивался".

Читайте также: Кому нужна скромная правда

Можно только согласиться с тем, что церковную тему, помимо желания самих верующих (а подчас и вопреки их интересам), сегодня к месту и не к месту используют политические группы. В результате тема Церкви и ее роли в государстве становится одним из главных пунктов общественного противостояния. Церковь погружается в водоворот политической борьбы. Вот только происходит ли это по инициативе самих клириков и мирян или навязывается Церкви извне? И что значат слова социолога "общество устало от присутствия Церкви"?

Не скрою, немного странно наблюдать позирование первых лиц государства со свечами перед телекамерой во время трансляций праздничных служб. Во времена Ельцина эти "стояния со свечой" были вообще карикатурными. Вспомните, Ельцин даже не крестился, а неуклюже кланялся, когда крестились вокруг… А в одном из телеинтервью на вопрос "веруете ли вы в Бога" он ответил: "Я считаю, что ТАМ что-то есть…" Сегодняшние первые лица страны, насколько мне известно, действительно верующие люди, и это не может не радовать православных. И все же — стоит ли стоять на Божественной Литургии перед телекамерами и непременно в главном храме России?…

Читайте также: Психолог: что отпугивает людей от Церкви?

Еще большее раздражение вызывают позирующие в компании со священнослужителями региональные и местные царьки, полицейские держиморды и криминальные барыги, уверенные, что три рубля, пожертвованные на ремонт храма, дают им право открывать его двери пинком. Вопрос в том, что с этими ребятами делать. Гнать? Это противоречило бы этике христианства, которое учит, что каждый человек создан по образу Божию, призван ко спасению, а, значит, не безнадежен. Даже глава районной управы Иван Иваныч, который спер миллионный транш, но распорядился вкопать перед храмом фонарный столб…

Другое дело, что сами российские начальники сегодня пытаются увидеть в Церкви "новый обком партии", принадлежность к которому, пусть бы внешняя, создает в глазах народа иллюзию духовно-нравственного оправдания их деятельности. Верующие на эту удочку не ловятся, однако в глазах неверующих такое "сближение с властью" моральный авторитет Церкви действительно не повышает.

Но снова возникает вопрос: что все-таки делать с Иван Иванычем, если он пришел в храм, пусть даже в окружении фотографов? И разве в рядах российских начальников любого уровня вовсе нет людей честных и авторитетных, в том числе в глазах верующих? Наконец, перед кем и в чем должна оправдываться Церковь?

Читайте также: Зачем ходить в церковь, если Бог "в душе"?

В современных нападках на нее есть очевидные политические мотивы. Минувшей зимой напомнил о себе беглый олигарх Борис Березовский, обратившийся к патриарху Кириллу с посланием, в котором призвал совершить сущий пустяк — отобрать власть у Владимира Путина и отдать ее "народу". В ответ пресс-служба патриархии посоветовала Березовскому сконцентрироваться на проблемах Великобритании, где он спасается от путинской тирании. После этого в информационном поле запестрели сообщения о неприлично дорогих часах патриарха, о "квартирном вопросе" в Доме на набережной, о торговле в Храме Христа Спасителя и т.д.

Разумеется, не конкретный отказ патриарха Березовскому сделал Церковь мишенью для стрел, посыпавшихся из либерального лагеря. Но ведь понятно, что если бы патриарх или кто-то из известных церковных иерархов благословил антипутинский протест, Церковь записали бы не во враги прогресса, а в его лучшие друзья. Церковь же, верная своему пастырскому долгу и статье Конституции о том, что она отделена от государства, устранилась от прямого участия в политическом конфликте, не приняв ни одну из сторон. И понеслось…

Читайте также: Церковь и молодежь: зачем они друг другу?

Это — внешняя сторона противостояния. Но для церковного сознания важнее его предыстория. Она драматически богата.

…"Комсомольское собрание слушало: есть ли бог? Постановило считать: бога нет". Это сообщение в "Правде" времен первых пятилеток относится к деятельности Союза воинствующих безбожников, организации русских хунвейбинов 1930-х годов, чей предводитель Губельман до 1917-го был то ли профессиональным цирюльником, то ли профессиональным революционером (перу этого человека принадлежит известная в былые годы "Библия для верующих и неверующих", злющий антихристианский комикс, каждая строчка которого гудит "тысячелетней тоской" расово ущербного). Хрущев клялся в 1980-м году показать по ТВ "последнего попа"…

Протоиерей Всеволод Чаплин называет антицерковные гонения 1920-1930-х годов "нашим Холокостом". В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных, всеохватывающих и долгих гонений, как в России XX века. Церковные историки утверждают, что даже в первые три века христианства преследования носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Например, самое свирепое гонение императора Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 году, продолжалось всего восемь лет. А в России гонения на христиан распространились по всей территории страны, занимавшей одну шестую часть планеты, они охватили все организации, все слои общества и все возрастные группы — от детей, подвергнутых безбожному воспитанию в детских садах и преследованиям за веру в школах, до стариков. Эта вакханалия с разной степенью жестокости длилась более 70 лет, ее жертвами стали сотни расстрелянных и замученных епископов и сотни тысяч пострадавших за Христа священников и мирян. В контексте недавних гонений — и только в нем! — нужно рассматривать любой выпад против Церкви в современной России.

Читайте также: Владимир Вигилянский: истина непобедима

Я уверен, что когда дело дойдет до окончательного вынесения приговора Pussy Riot, церковные власти обратятся к судьям с призывом проявить к кощунницам милосердие. Это будет единственно верное решение — попросить не делать из юных чертовок "мучениц за богоборчество".

А вот штрафануть их нужно, чтобы всем стало ясно, что русские христиане, пронесшие веру через расстрельные камеры, концлагеря и комсомольские собрания, в современной России имеют право не только вытирать с лица кровь и плевки. Фундаментальной человеческой свободой является исповедование веры в Творца, а на дворе сегодня такая эпоха, когда православные наконец-то могут защитить свои святыни от варваров и хамов. Поглумились — и хватит.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *