Женщины в Новом Завете

Женщины: прекрасный пол в Евангелии

На дворе Восьмое марта, а мы продолжаем разговор о женщинах в Священном Писании. В предыдущей статье речь шла о представительницах прекрасного пола, упомянутых в Ветхом Завете: Ева, Руфь, Юдифь, Ревекка — Библия знает множество женских имен. Поговорим и о тех, кто упомянут в Новом Завете, чьи имена напрямую связаны с именем Иисуса Христа…

Читайте начало: Женщины: от сотворения мира до Христа

Продолжаем разговор о женщинах Библии, начатый в прошлой статье. В Новом Завете, по большому счету, среди них есть только один однозначно отрицательный персонаж — жена царя Ирода Антипы. Обличаемая Иоанном Крестителем в грешном сожительстве (Ирод забрал жену у своего брата, оставив ради любовницы жену законную) Иродиада воспользовалась случаем отомстить. Когда танец ее юной дочери, падчерицы царя, Саломеи так понравился отчиму, что тот предложил ей просить, чего душа пожелает, мать подговорила девушку просить главу пророка Божия, который на ту пору был заключен в темницы Ирода. И, несмотря на то что Ирод с большой неохотой выполнил эту просьбу, так как уважал Иоанна, но главу тому все равно отсекли.

С тех пор, "пир, исполненный мерзких кровей", как поется в одной из стихир в день памяти Иоанна Предтечи, стал едва ли не любимым примером противников 8-го марта — дескать, попробуйте только отпраздновать, сразу уподобитесь пророкоубийцам.

Хотя, разумеется, описанная трагедия определялась отнюдь не формальным пиром, но лишь действиями его конкретных участников. Против праздничного застолья Евангелие ничего не имеет. Господь наш Иисус Христос, за исключением 40-дневного поста в пустыне перед выходом на служение, практически не постился — за что его с учениками не раз упрекали фарисеи. Более того, Он имел смелость как раз пировать с теми, кого древнееврейские "праведники" однозначно считали "отбросами общества" — мытарями (тогдашними "налоговиками") и блудницами.

На что Спаситель резонно отвечал этим лицемерам: "Врач нужен не здоровым, но больным". Кстати, "больные", кающиеся грешники, оказались куда праведнее "здоровых" фарисеев и книжников, в конце концов предавших на поругание и Крестную Смерть своего Мессию… Да и вспомним пир в Кане Галилейской, где Иисус со своей Матерью гулял на свадьбе и умножал вино, не видя в этом ничего предосудительного.

Читайте также: Екатерина II — православная императрица

Именно на таких пирах происходили моменты, ставшие поводом для наиболее знаковых притч Священного Писания. Однажды во время обеда в дому знатного фарисея Симона женщина, известная в городе своими грехами, принесла сосуд драгоценного мира — и "став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Обратившись к нему, Иисус сказал: …у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Христос сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целованияМненедал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи". (Лк. 7: 38-48)

На основании этой и некоторых других притч в католическом богословии даже возникло учение о "счастливой вине", более известной у нас в виде простонародной лукавой поговорки: "Не согрешишь — не покаешься". Официальные православные апологеты резко критикует это учение — хотя, право, им имело бы смысл потратить полемический пыл на более подходящие "мишени". Потому что покаяние с намерением осознанно (а не по немощи) согрешить — это не покаяние, а просто обман Бога и своей совести.

Но вот если человек искренне решил повернуть свою жизнь к Богу (именно это означает буквальный перевод греческого термина "метанойа", покаяние) — это может случиться куда скорее у тех, на душе которых до этого накопилось много угнетающих грехов. А не тех, кто нередко говорит: "Ну как же, я не убиваю, не ворую — зачем мне каяться, молиться, в храм Божий ходить, ближних любить? Обожду, пока серьезно не согрешу." И ждут — порой всю жизнь, да так и не обратившись к Творцу даже в смертный час…

Читайте также: Матерь Божия — Спасительница погибающих

Неудивительно, что окружение Христа как раз и составляли, кроме галилейских рыбаков, ставших апостолами, именно раскаявшиеся грешники. Большинство из которых составляли как раз женщины. Все их имена Евангелие не сохранило. Но и по нескольким упомянутым персонально можно судить об их очень разном "социальном составе". Это Мария Магдалина, бывшая блудница, из которой Господь изгнал семь бесов, и Иоанна (Жанна), жена царского министра Хузы, и "многие другие, служившие Господу имением своим".

Истинная любовь и вера всех спутниц Христа особенно ярко проявилась в последние дни его земной жизни. Ведь после того, как Богочеловека арестовали и приговорили к позорной крестной смерти, апостолы, за исключением Иоанна Богослова, грубо говоря, разбежались, не выдержав зрелища униженного Мессии, который, по их ожиданиям, должен был силой восстановить величие Израиля.

И лишь смиренные и любящие женщины, не побоявшись смеха и унижений (и даже чего похуже) со стороны беснующейся толпы ненавидящих Христа иудеев, еще совсем недавно кричавших Пилату "распни его, возьми!", прошли со своим любимым учителем Его крестный путь до конца, пребыв с Ним до самого последнего вздоха. И именно им, пришедшим поутру к гробу Господню помазать тело умершего Христа благовониями (миром), ангел первым сообщил радостную весть о Воскресении Спасителя, на которой до скончания века будет зиждиться вера Церкви…

Кроме мироносиц, Евангелие упоминает и немало других дочерей Евы. Это и самарянка, сразу уверовавшая в то, что Христос — Мессия, после чего приведшая к вере немало односельчан. И безымянная "хананеянка", представительница народа, покланявшегося мерзкому Молоху, требовавшему кровавых жертв — но презрев это, пришедшая к Господу просить исцеления своей бесноватой дочери. Смиренно исповедавшая свое недостоинство, сказав "и псы едят крохи, падающие со стола господ" — после чего не только получила просимое, но была даже поставлена Христом в пример: "И в Израиле не нашел я такой веры".

Были еще Марфа и Мария, сестры друга Христова, Лазаря, также любимые учителем. И сами любившие Его — хоть каждая и по-своему.Если Марфа делала этоболеематериально — желая прежде всего вкусно накормить Христа, то Мария завороженно слушала глаголы Божьи о вечной жизни, благодаря Господа безусловной и пламенной верой. Именно евангельские строки со словами Спасителя "Мария благую часть избра, которая не отнимется от нее" читается на каждой Литургии, в праздники Пресвятой Богородицы.

И, пожалуй, на этой, самой великой женщине всех времен и народов мы можем закончить рассказ о женщинах Священного Писания. Дева Мария, ставшая Матерью воплотившегося Бога и Спасителя мира. Родившая младенца Иисуса, растившая, защищавшая, воспитывавшая Его. Следовавшая за своим возмужавшим Сыном во время Его земной проповеди — и не оставившая до самой крестной смерти. Перед самой кончиной Христос с креста сказал ей и апостолу Иоанну Богослову: "Се матерь твоя — се сын твой".

По учению Церкви в таком усыновлении апостола Матерь Божья стала и как бы названной матерью всех живущих. Поэтому с молитвами к Ней христиане обращаются не только как к Матери Бога, но и как бы к своей собственной. Веря, что ходатайство Богоматери к Сыну будет действенно даже для самых падших грешников — примеров чего в церковном предании великое множество. В силу чего и мольбы эти куда трогательнее, чем даже к Господу и остальным угодникам Его.

Читайте также: Иоанн Предтеча: жизнь как чудо

Ну, а сама Церковь на каждом богослужении несколько раз называет Деву Марию "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим". То есть, выше всех ангельских воинств совершенных Божьих помощников — честь, которая не оказывается самым великим святым-мужчинам. Пожалуй, даже одного этого примера было бы достаточно для ответа на вопрос — заслуживают ли наши женщины отдельного праздника и всемерного уважения "сильного пола". Конечно, в ряду женских образов Священного Писания есть разные примеры — но неужели кому-то больше нравится зацикливаться на Иродиаде, вспоминая Пречистую Богородицу лишь на Богослужении? Право, в этой связи поневоле приходит на ум меткая пословица: "Всякий судит о других в меру своей распущенности".

Разумеется, все вышесказанное не означает какой-то "индульгенции" на прекращение поста 8-го марта. Но, во-первых, соблюдают его далеко не все. И, право, при прочих равных условиях выражение любви, уважения, благодарности матерям, сестрам, дочерям, подругам, пусть даже и на фоне обычной, непостной диеты, куда лучше, чем просто обычный обед.

Ну, а для постящихся ведь тоже есть разные степени воздержания. Вино и елей разрешаются не только в субботы-воскресенья — но и праздники мучеников. Ну, а запрет рыбы вообще носит для большинства верующих на Руси весьма символический характер. И потом Церковь издавна имела обычай воцерковлять популярные народные праздники, наполняя их христианским содержанием. Тот же день памяти пророка Иоанна Предтечи, на памяти которого спекулируют в "антимартовской" полемике, специально "подогнали" под летнее солнцестояние (у нас в этот день отмечался языческий праздник Ивана Купала). Да что там — и Рождество Христово, точная дата которого никому доподлинно неизвестна, также была введена в Риме, чтобы отвлечь народ от празднования разнузданных "сатурналий".

И, вообще, делать добро не грешно в любой день. Тем более, к "прекрасному полу", который, что греха таить, дарит сильной половине человечества куда больше любви и заботы, чем получает в ответ…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *