Сегодня - Прощеное воскресение

Диалог начинается с простого прощения...

Сегодня — Прощеное воскресение, последний день перед Великим постом. Сегодня христиане раскаиваются друг перед другом в причиненных обидах и в свою очередь прощают своих обидчиков. "Оставь нам долги наши, как оставляем мы должникам нашим", — сказано в молитве "Отче Наш". И, пожалуй, этот день как нельзя лучше подходит для того, чтобы поговорить о прощении и примирении людей различных религий. Ведь диалог и правда начинается с прощения…

По статистике, половина населения земли исповедует христианство и ислам — около 56 процентов, из них — последователями христианства считают себя около 2,1 миллиарда людей (33 процента) из числа верующих, а мусульман приблизительно от 1,3 до 1,8 миллиарда человек (23 процента). Многие эксперты прогнозируют, что доля мусульман к 2030 году вырастет до двух миллиардов, а также говорят о том, что в стремительно возросшем населении планеты (в четыре раза) значительная часть принадлежит мусульманам. Поэтому проблеме взаимоотношений между представителями двух ведущих конфессий уделяется повышенное внимание и со стороны ведущих политиков, и со стороны религиозных деятелей всего мира, к тому же сейчас эти отношения крайне обострены и находятся во взрывоопасной точке.

Не секрет, что во время так называемой "арабской весны" (серии демонстраций и протестов, начавшихся в декабре 2010 года под "безобидным" светским лозунгом "Народ хочет падения режима" и приведших к свержению правящих режимов в некоторых странах Африки) в арабском мире одновременно вспыхнули конфликты и на религиозной почве, и в этих конфликтах до сих пор страдают в основном местные христианские общины. Христиане подвергаются гонениям со стороны мусульман, сжигаются храмы, совершаются террористические акты и т. д.

Читайте также: Россия — спасительница гонимых христиан

А у европейцев вызывает серьезные опасения непрекращающийся процесс исламизации некогда христианской Европы, хотя уже многие из них прекрасно понимают, что прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства в современных условиях перестает работать, и, с одной стороны, пытаются выстроить различные концепции строительства мультикультурных, многоконфессиональных и многоязычных сообществ внутри отдельных государств Западной Европы, а с другой — призывают к сплочению и созданию коалиции, которая бы объединила все христианские конфессии перед угрозой, исходящей от ислама.

Даже в нашей многоциональной стране отношения между православными и мусульманами складываются далеко не всегда мирно. Обычно подобные конфликты носят межэтнический характер и происходят в крупных мегаполисах между русскими и выходцами из стран Средней Азии, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана и Кавказа. Вспомним хотя бы убийство священника Даниила Сысоева исламским фундаменталистом в ноябре 2009 года. Отец Даниил пострадал за свою проповедь и обращение мусульман в христианство.

Епископ РПЦ Илларион (Алфеев) уверен, что в разжигании подобных конфликтов и в создании очагов нестабильности в разных уголках мира заинтересованы некие третьи силы, которые используют для этого и современные информационные технологии, и социальные сети, и методы "промывки мозгов". И чтобы не идти на поводу у этих сил, отец Илларион призывает верующих к более активному межрелигиозному диалогу, который заключается в свидетельстве каждой из общин о своей вере и традиции, а также в укреплении мира. В общем, главное, по его словам, чтобы в мире, разделенном и растерзанном войнами и конфликтами, "для мира осталось место".

Читайте также: Аль-Каида стучится в детские сердца

Ради этой благой цели во Франции еще в середине 70-х годов XX века католический священник Лоран Фабр создал общину "Новый путь" (Chemin Neuf), в которую вошли люди различных конфессий (католики, протестанты и православные) и разного социального статуса(священники и миряне, семейные пары и монашествующие). Сама община осуществляет работу в различных направлениях — начиная с семейных вопросов (направление "Кана"), заканчивая работой с молодежью. Но одна из главных задач, стоящая перед общиной, — достижение мира и единства между разными странами и церквями.

В 2000 году специально для осуществления этой задачи было создано Международное экуменическое братство Net for God ("Сеть для Бога").

С одной стороны, что может быть лучше — хотеть мира для всего мира, но православному человеку с особым "православным нюхом и слухом" такая формулировка кажется несколько пугающей и вызывает сразу множество вопросов: не секта ли это, что значит единство между церквями, что это предполагает и к чему ведет. Многие из православных уверены, что экуменизм — это плохо и придуман, пардон, масонами (в частности, известен факт, что основатель Всемирного совета церквей Джонн Мотт был масоном 30 градуса), которые посредством этого учения хотят создать платформу для объединения всех религий в одну. В свою очередь, экуменисты постоянно отбиваются от подобных обвинений и настаивают только на том, что в их цели нет никакого злого умысла, а только стремление к единству и пониманию.

В этой статье мы не будем пускаться в богословские и религиозные рассуждения, потому что для нас главной задачей, в первую очередь, является рассказать, каким образом это движение пытается наладить диалог между христианами и мусульманами. В частности, ради этой цели Net for God снимает фильмы, уже снято около 80, и один из них был показан в Покровском просветительском центре. Этот фильм называется "Духовный меч слова". Фильм был создан в октябре 2008-го с целью налаживания диалога между представителями этих двух конфессий. Названием для фильма послужили строчки из Послания апостола Павла к Ефесянам (гл. 6, 17). "Возьмите… меч духовный, который есть Слово Божие". Главный герой фильма, парижский католический священник, отец Мишель де Жигор, 20 лет своей жизни посвятивший сближению христиан и мусульман на Филиппинах, непрестанно следует словам Апостола.

Читайте также: Йом Кипур и Ид эль-Адха — госпраздники Франции?

До того как приехать на Филиппины, отец Мишель нес послушание в мусульманской стране Малазии и там его буквально шокировал мусульманский мир и вызвал в нем большую неприязнь. Он понял, что он еще не готов нести проповедь и налаживать диалог с мусульманами, так как не только не может следовать словам Христа о любви к тем, кто преследует и желает зла, но и просто не может спокойно воспринимать мусульман. Поэтому он вернулся во Францию для более серьезного изучения ислама и арабского языка, и только после этого он отправляется… но не в Малазию, а на Филиппины, на остров Минданао, в самый опасный с религиозной точки зрения регион Филиппин.

Дело в том, что Филиппины — преимущественно католическая страна, это связано с тем, что начиная с 1565 года она являлась колонией Испании, до этого на Филиппинах существовало местное язычество. Хотя ислам был завезен на Филиппины гораздо раньше католичества, еще в 1210 году арабскими купцами, он получил распространение лишь на острове Минданао (пять процентов населения). Это юг страны, и там сейчас преобладают в основном сепаратистские настроения (Автономный регион в Мусульманском Минданао). В этой связи между мусульманами и католиками здесь происходят постоянные столкновения и непримиримые войны. В одном из таких городов на острове Минданао, Марави (97 процентов мусульман), отца Мишеля неоднократно преследовали, а два раза его даже похищали, но об этом он вспоминает сейчас с благодарностью: "Когда на Филиппинах узнавали, что я служу в Марави, многие люди ужасались и говорили, что это город похитителей и город насилия. Это правда, но эта не вся правда. Там я встретился с филиппинским епископом Бейменидо, что в переводе означает "Добро пожаловать", и этот необычный человек научил меня основам диалога".

Читайте также: Мусульмане объявили джихад… собакам

По словам отца Мишеля, в межрелигиозном диалоге, или в "педагогике диалога", существуют три основных составляющих. Первая — это познание другого, встреча с другим человеком и любовь к нему. "Если не пойти друг другу навстречу, то любовь не состоится, огонь любви не загорится…" — как заклинание повторяет отец Мишель. Другой — в данном случае мир ислама. Отец Мишель сравнивает азиатов и европеецев с героями сказки Экзюпери "Маленький принц" "Маленький принц — это европеец, это скорость, а лис — это типичный азиат, это существование, бытие. Разные типы мировосприятия, — говорит отец Мишель. — Поэтому, если говорить словами из сказки, "приручить — это значит создать узы", это значит налададить диалог". Познание другого заключается в познаниии его личности, культуры и религии и погружение в их мир. Погружение в мир ислама отец Мишель сравнивает с тем, как филиппинские буйволы карабао погружаются в болото во время жары и телом трутся о грязь. "Делайте как карабао, встречайтесь с мусульманами, погружайтесь в них, старайтесь быть едиными с ними, — говорит отец Мишель. — Тогда эта мысль была нова для меня, француза и интеллектуала, но я так поступил, о чем сейчас не жалею". Ну, а когда человек встречается с людьми противоположных ценностей, он не выдержит, если не будет вести духовную жизнь и много молиться. Отец Мишель, следуя этой тактике, неоднократно посещал на острове Минданао все мусульманские семьи, изнутри знакомился с традицией ислама и таким образом сближался с мусульманами.

Читайте также: Восток заливают христианской кровью

Вторая составляющая "педагогики диалога" — в процессе его установления найти справедливость и истину. Диалог и мир, по мысли священника, не совершаются любой ценой и нельзя вступать в диалог, скрывая истину. "Когда мусульманин убивал христианина без какой-либо причины, христианская община не могла оставить это без внимания. Можно простить человека, который убил, но нельзя игнорировать справедливость, и этот человек должен быть осужден и арестован, — говорит отец Мишель. — Истина причиняет боль, поэтому только смелость и смирение — два условия для диалога".

И третья составляющая в установлении диалога — это исцеление памяти, индивидуальной и коллективной. А это достигается исключительно через прощение себя и другого. Если посмотреть на лексическое значение слова "прощение", оно означает — "отказ от возмездия за обиду или нанесённый ущерб". А этимологически, по Далю, оно восходит к слову "простой": простить — значит сделать "простым от греха", примириться сердцем, не питая вражды за обиду.

В 1992 году отец Мишель де Жигор из-за неоднократных преследований был вынужден переселиться в город Илиган, где с 1992 года занимал пост секретаря епископиальной комиссии по межрелигиозному диалогу. Самое главное, он сумел в непростой межрелигиозной ситуации организовывать сессии и группы по межрелигиозному диалогу в разных городах Филиппин, в основном среди молодежи и студентов. Но с течением времени эти диалоги стали достаточно популярными, и к ним присоединились духовные лидеры мусульман и католиков, появились группы общения среди священиков, епископов, богословов Минданао. Возникло много инициатив — например, Неделя мира для всего острова Минданао, во время которой христиане и мусульмане объединяются для совместного диалога и общения. 

Отец Мишель считает, что нужно развивать в себе одно качество — способность восхищаться, даже если отличие раздражает: "Отличие бросает вызов, и этот вызов необходимо принять".

Фильм "Духовный меч слова" можно посмотреть здесь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юлия Богородская
Юлия Богородская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить