Найдена церковь, под которой погребен пророк Захария

Пророк Захария: конец истории близок

На прошлой неделе израильскими полицейскими близ Иерусалима была обнаружена византийская церковь, под которой, возможно, похоронен библейский пророк Захария. Книга пророка Захарии относится к числу апокалиптических предсказаний Ветхого Завета. За сотни лет до Рождества Христова Захария предрек предательство Иуды и описал летящие в небе самолеты.

Открытие было совершено неожиданно, и сделали его люди, ставившие перед собой совсем другие цели. Преследуя группу палестинцев — "черных копателей", занимавшихся воровством античных монет, детектив Израильского управления по защите древностей (IAA) Амир Ганор и его люди натолкнулись на дверной косяк, частично засыпанный землей.

Через несколько недель раскопок специалисты IAA обнаружили остатки храмовой постройки, которая была разрушена землетрясением примерно 1300 лет назад, передает "Благовест-Инфо" со ссылкой на агентство Reuters.

Возраст руин с мраморными колоннами и богатым мозаичным полом ученые оценивают в полторы тысячи лет и относят к византийскому периоду. Здание, как считают археологи, стоит на значительно более ранних постройках — I—II веков нашей эры, времен Второго храма, римского завоевания и иудейских восстаний против иноземных захватчиков.

"Под зданием (церкви) раскинулся тайный подземный комплекс-убежище, включающий жилые и складские помещения, цистерны для воды, даже ловушки. Комплекс был частью крупного строения времен Второго храма, на остатках которого была воздвигнута византийская церковь", — говорится в сообщении Управления древностей Израиля, текст которого приводит РИА "Новости".

"Среди артефактов, которые здесь найдены, — монеты времен восстания 66—70 годов нашей эры, восстания Бар-Кохбы 132— 135 годов, каменные сосуды, лампы, гончарные изделия, характерные для еврейских общин этого времени", — говорят археологи.

В пресс-релизе приводится мнение некоторых исследователей, которые предполагают, что на этом месте, известном ныне как Хирбет-Мадрас, мог жить и быть похоронен упомянутый в Библии пророк Захария и именно в его честь воздвигнута найденная церковь.

"Этот вопрос будет изучен в ближайшем будущем", — говорится в сообщении.

Ученые полагают, что под алтарем церкви имеется погребальная камера, где был похоронен ветхозаветный пророк Захария. Предположение специалистов основано на анализе христианских источников и так называемой Мадабской кары — античной мозаичной карты-панно на полу церкви в иорданском городе Мадаба. Для доказательства этой версии требуются дополнительные расследования.

Руины церкви, относящиеся к V—VII векам нашей эры, расположены в 40 километрах к югу от Иерусалима. Под ними находится сеть пещер и туннелей времен Второго храма (516 год до нашей эры — 70 год нашей эры), которые использовались иудеями во время восстания Бар-Кохбы против римского владычества в 131—135 годах.

Согласно преданию, пророк Захария написал свою вошедшую в Ветхий Завет книгу около 520 года до нашей эры. Он входит в число 12 пророков, живших после Вавилонского плена. После возвращения из плена вместе с остальными евреями Захария стал убеждать свой народ завершить постройку второго иерусалимского храма. Его послушались, и через 3,5 года после возобновления работ храм был окончен и освещен. Для Израиля это было великим событием, народ воспрянул духом, храм напоминал о временах великих царей Давида и Соломона.

Книга пророка Захарии — самая объемная из книг двенадцати пророков. В ней содержится множество пророчеств о пришествии Мессии и о конце земной истории. Своей сосредоточенностью на "последних временах" она напоминает новозаветный Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Книга начинается следующими словами: "В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: прогневался Господь на отцов ваших великим гневом". Если перевести на русский язык значения трех названных имен, то одно только перечисление имен уже читается как Божие послание. Захария в переводе означает "Бог помнит", Варахия — "Бог благословляет", Адд — "назначенное время". Все вместе звучит как "Бог помнит и благословит в назначенное время".

В книге пророка Захарии описывается предательство Иуды, которое произошло через сотни лет после данного провидцу откровения. "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет — не давайте; и они отвесят в уплату Мне 30 серебренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, какою они оценили Меня! И взял я 30 серебренников и бросил их в дом Господень для горшечник" (Зах. 11:12-13). В православной церкви этот отрывок из Писания читается на паремиях в Великую пятницу, когда вспоминают Страдания Христовы. Пророк подробно, будто очевидец, описывает и множество других деталей последних дней земной жизни Христа: въезд в Иерусалим на осле, прободение ребра, солнечное затмение во время распятия Господа.

В третьей пророческой речи изображается победа Израиля над всеми врагами и воцарение отверженного Мессии. При этом говорится, что это воцарение совершится через то, что "на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:10), то есть воцарение Христово произойдет через Крест Его. "Воззрят нань егоже прободоша" — это пророчество цитируется в Новом Завете евангелистом Иоанном. В результате этого прободения "в тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" (Зах. 13:1). Действительно, через прободение ребра, из которого истекли кровь и вода, открылся источник для омытия греха и нечистоты.

В Евангелии от Матфея Захария упоминается как последний из ветхозаветных пророков, убитый за правду: "Да придет на вас кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником".

Пророку Захарии в видениях являлись и такие картины будущего, которые невозможно было описать в современных для него понятиях. Например, в описании "ветер в крыльях" и "крылья, как у аиста" многие узнают самолет — ведь аист, подобно аэроплану, не машет крыльями при полете.

Книга пророка Захарии была включена в канон Ветхого Завета почти сразу же, всего через несколько десятилетий после его кончины. Пророческому дару Захарии иудеи безгранично доверяли. Все, о чем он писал в начале книги, вскоре сбылось: Иерусалим был отстроен заново, храм был восстановлен. Доказательства милосердия Божия к еврейскому народу были налицо: разрушенные города восстанавливались, численность и благосостояние народа росли.

Но есть у книги пророка Захарии и второй пласт толкования — как событий, которые должны произойти в конце человеческой истории. Описания судеб мира как войн и катастроф пугают, но пророк дарит и надежду, ведь "день Господень" в его книге — это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости, потому что, когда сбудется все, чему предстоит сбыться, Сам "Господь будет Царем над всею землею" (Зах. 14, 9).

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *