Заслуживают ли внимания исторические и богословские корни антисемитизма?

Антисемитизм у христиан: есть ли оправдание?

Антисемитизм у христиан: есть ли оправдание?. Антисемитизм у христиан: есть ли оправдание? Как известно, отношения христианства с иудеями в исторической перспективе сложно назвать радужными. Убийство архидиакона и первомученика Стефана в Иерусалиме положило начало массовым гонениям на уверовавших во Христа, и подобные эпизоды повторялись весьма часто. Неудивительно, что и христиане, особенно когда их вера стала доминирующей в Римской империи, а в их число вошло множество эллинов, отвечали иудеям такой же "любовью". В итоге за 2 тысячи лет обоими сторонами было пролито немало крови — но еще больше посеяно семен взаимной ненависти.

Но, пожалуй, самое неприятное, что эта ненависть зачастую перерождается в настоящий антисемитизм. То есть в неприятие не просто воинствующе-антихристианских учений иудаизма (который этим далеко не исчерпывается) — но евреев вообще. А в итоге нередко получается весьма далекие от православного учения картины, подобные описанной в стихотворении Евтушенко "православной" демонстрации:

"…только плыл над толпой

лик еврейки Девы Марии

рядом с лозунгом "бей жидов!"

Однако стоит лишь сделать замечание таким радикалам — они в ответ ссылаются на "святые Каноны", якобы не просто разрешающие, но прямо санкционирующие указанную ненависть. Вопреки Священному Писанию, в котором, скажем, ап. Павел так отзывался о своих соотечественниках.

"Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования" (Рим. 9:1-4)

И далее послание ученика Христова к римским христианам просто дышит любовью к его сродникам: "Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность." (Рим. 11:11)

Читайте также: "Иисус" Верховена списан с Талмуда

Затем святой апостол, будто бы предвидя гордыню грядущих христиан, прямо советует им не превозношаться своей причастностью к Истине: "Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя." (Рим. 11: 16-21)

В заключении же своего рассуждения об иудеях ап. Павел говорит с большим оптимизмом: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова… В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:25-33)

Тем не менее, вышеупомянутые "ультраправославные товарищи" Библию читают довольно редко, предпочитая ей "душеспасительные листки", на деле часто оказывающимися душегубительными. А если и доведется прочесть то же Послание к Римлянам — включится "психологическая защита" — и важнейшие наставления просто "пролетят мимо ушей".

Читайте также: 9 Ава — черный день еврейского народа

Зато отдельные Каноны, говорящие об отношении к идудеям, в подобных случаях зачитываются до дыр — и сладострастно цитируются по поводу и без. Одно из них — 11-е правило 6-го Вселенского собора, гласящее: "Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен есть опресноки, даваемыя иудеями, или вступатьвсодружество с ними,ни в болезняхпризывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."

Вот так — ни больше, ни меньше, христианам запрещено не только есть "мацу", что, хотя бы формально можно отнести к совместному отмечанию чуждых твоей вере праздников — но даже и лечиться у врачей-иудеев, и даже просто мыться с представителями этого народа в бане.

Недавно в интернете велась дискуссия по этому поводу. Один из ее участников, талантливый православный журналист Игорь Гаслов, высказал интересную мысль о том, что в основе запрета лечения у иноверцев также лежало опасение измене христианской вере — ведь в те времена почти вся медицина была "храмовой" и тесно завязанной если не религиозные, то на оккультно-магические практики. Так что упомянутое 11-е правило следует понимать приблизительно так же, как и современный запрет православным лечиться у врачей-экстрасенсов. Или психотерапевтов, специализирующихся на явно антихристианских методиках.

Однако данное объяснения канона все равно не решает проблему. Что делать, если участковый врач-терапевт, к которому придет на прием в районную поликлинику заболевший православный, окажется не атеистом (или номинальным верующим) — а добропорядочным иудеем, перед началом работы читающим молитвы Иегове, подобно святому врачу-архиепископу Луке Войно-Ясенецкому, без молитвы не приступавшему ни к одной операции?

Читайте также: Библия в урне, или Что дозволено быку…

Что же делать православному пациенту? Устраивать скандал, требуя дать ему другого врача? Вести "агитационную работу" среди прихожан насчет нежелательности их лечения у доктора-иудея? Требовать от главврача, чтобы тот запретил доктору читать молитвы? В итоге получим кальку то ли с сталинского "дела врачей-вредителей", то ли с более "интеллигентного", но не менее радикального, хоть и антирелигиозного запрета во многих странах Запада докторам носить кресты и беседовать с больными на темы веры. В общем, тупиковый это путь — тем более, чреватый тем, что его могут со временем применить и против православных врачей…

Но как же все быть с каноном? Для начала — хотя бы внимательно прочесть "Лекции по церковному праву", базисный учебник протоиерея Владислава Цыпина для духовный школ Русской Православной Церкви. Где достаточно ясно (хотя и с оговорками) указано, что каноны — в основном, дисциплинарные правила и не обладают столь же безусловным авторитетом, как, скажем, Догматы, касающиеся фундаментальных истин веры.

Они могут применяться, скажем так, творчески. Примеров тому несть числа. Возьмем, например, вопрос причастия на Литургии юных дурочек, регулярно занимающихся всевозможными "андреевскими", "крещенскими" и прочими гаданиями — не понимая, с ЧЕМ и КЕМ они в этот момент взаимодействуют. Несложно догадаться, что в большинстве храмов их допустят к Чаще сразу же после исповеди — хорошо еще, если на ней указанные христианки покаются в своем грехе колдовства, а не посчитают его "мелочью". Между тем, занятие магией, по правилам Св. Отцов, приравниваются к убийству — и виновники подлежат отлучению от Причастия на 20 лет, исключение делается только в случае смертельной опасности. При этом современная практика ничуть не порицаема даже с точки зрения древних Отцов — здесь вступает в силу так называемая икономия, формальное нарушение канона ради спасения души человека. За что, напомним, умер Христос…

Читайте также: Законная любовница: от Авраама до наших дней

Ну, а другое правило, тоже 6-го Вселенского собора, под легко запоминающимся номером 66 — о необходимости христиан всю пасхальную неделю "находиться в храмах и непрестанно причащаться". Это как — все время рыбку кушая? Понятно, что византийцы, как все нормальные православные, на Пасху разговлялись по полной.

Но представим себе, что если завтра Патриарх издаст соответствующий Указ? Будет одно из двух: либо многих батюшек (да и рядовых верующих) инфаркт хватит — либо Владыку Кирилла еретиком объявят. Мало того, что причащаться будут каждый день, так, еще же и поев накануне мяса! Это ж форменное светопредставление! Конечно, лишь с точки зрения "ревнителей" того же "пошиба", что вдохновляются запретомдляправославных общаться с иудеями.

На самом деле такой запрет в истории Церкви никогда не рассматривался, как некий "закон". И доказательство тому — многочисленые примеры из житий святых, которые, вообще-то, тоже являются частью Священного Предания Церкви. Вот только некоторые из них.

Например, в Житии святителя Василия Великого черным по белому написано, что он дружил с врачом-евреем. И, более того — даже лечился у него. Правда, при этом добавляется, что "святой предвидел его будущее обращение в христианство" — что в конце концов и совершилось.

Но ведь предвидеть полностью волю свободного существа не может даже Бог — иначе это будет уже не столько предвидение, сколько предопределение, с Православием имеющее мало общего.

Можно возразить: дескать, святитель жил задолго до 6-го Вселенского Собора, не знал, что подпадает под его прещения, и потому юридически "неподсуден". Однако "трех глав", архиеерев древней Церкви, виновных в ереси несторианства, осудили на 5-м Вселенском Соборе посмертно — хотя, как знать, может они бы и отреклись от своих заблуждений под угрозой анафемы.

Так ссылка на то, что закон обратной силы не имеет — не аргумент, тем более, для поведения того, кто назван Церковью Великим Учителем Православия. И чьи "Правила" составляют заметную часть православных Канонов.

Читайте также: Шавуот — День дарования Торы

Да что там святитель Василий? Вот в воскресенье, 2 июля, Церковью отмечалось Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Но как же она там появилась?

Согласно Житиям, Дева Мария накануне своего Успения подарила свою ризу вдове-еврейке, наказав передавать ее по цепочке благочестивым девицам ее рода. Разумеется, тоже еврейкам. И те свято выполняли завещание Божьей Матери — при этом, однако, не становясь христианами. И их единоверцы тоже приходили к ковчегу с ризой, молились (Иегове, надо думать?) — и получали исцеления.

Да и два византийских сенатора, путешествующие в Иерусалим, остановились в доме именно у этой еврейки. Это в начале V-то века, когда христиан и их домов в Палестине было больше, чем достаточно!

Ну и потом сенаторы эту святыню благополучно, ммм, "изъяли обманным путем" у владелицы — перенеся ее в Царьград. Что, впрочем, составителем Жития не осуждается.

Так что картина "всеобщей исступленной взаимной ненависти иудеев и христиан" видимо, так же мало соответствует действительности I тысячелетия, как и нашего времени. Разумеется, надо отдавать себе отчет, что в иудаизме хватает антихристианских радикалов и соответствующих учений. Но надо помнить и о том, что процент по-настоящему верующих там не намного выше, чем "воцерковленных" православных у нас — при формально практически 100-процентной вере.

И потом, иудаизм изначально строился не вокруг логических вероучительных формул — а вокруг почитания Иеговы. Отчего во времена Христа среди евреев мирно сосуществовали фарисеи, верящие в духовные понятия, и саддукеи — тогдашние фактические "почти атеисты". Точно так же и в современнои иудаизме есть разные течения — включая даже носящее название "евреи за Иисуса".

Читайте также: Повинны ли евреи в распятии Христа?

Одним словом, к представителю иудаизма (как и любой другой религии) надо относиться не по формальным признакам его веры — но по его реальным делам. Включая ситуации, в которых нуждается в помощи он — или ты. Ведь и Христос не гнушался попросить воды у самарянки (с точки зрения правоверных иудеев — страшной еретички) — и исцелить больную дочь у хананеянки (представительницы народа, исповедовавшего де-факто сатанинский культ Ваала). Поступок избитого разбойниками еврея, спасенного от верной гибели тем же самарянином, также не осуждается Спасителем в соответствующей притче.

Так что никакой канон не может запрещать проявлять — и принимать — любовь. Если же иногда кажется противоположное — следует помнить, что по строго православному вероучению, среди его источников Священное Писание имеет однозначный примат перед более поздними плодами церковного разума.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *