Великие реформаторы в реалиях: царь Давид

Царь Давид - второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи Давид, из колена которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Машиах, а по христианскому преданию, вышел Мессия - Иисус Христос. После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив Ковчег Завета в скинии на горе Сион. Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников и включив их в состав государственного аппарата.

Второй царь израильский царствовал, по общепринятой хронологии, с 1055 по 1015 год до н. э. Давид был младшим сыном жителя Вифлеема, Иеcceя, но сам появился на свет в Бет-Лехеме. Согласно Книге Руфь, прабабкой Давида была моавитянка. Хананеянка Раав (Рахава), по версии евангелиста Матфея, также была в числе предков Давида. В отрочестве пастух Давид пас овец.

Существуют две противоречащие друг другу версии о том, как Давид стал царем Израиля. Во время царствования Саула пророк Самуил тайно помазал юношу Давида на царство. В библейской Книге Самуила говорится, что Давид был приглашен к царскому двору благодаря его искусной игре на арфе (киноре), чтобы музыкой разгонять приступы меланхолии Саула.

Читайте также: Великие реформаторы в реалиях: Фома Аквинат

 

В Ветхом Завете приводится также иная трактовка. После победы в единоборстве с филистимским богатырем Голиафом, которая предопределила исход сражения в пользу евреев, он стал народным героем и военачальником. Отец Александр Мень писал в одной из своих статей: "Как полагают некоторые экзегеты, первоначально имя филистимлянина в рассказе не упоминалось, а было позднее перенесено из другого предания о богатыре Голиафе, которого сразил вифлеемлянин Елханан". Давид сделал карьеру и при дворе, став зятем царя - мужем дочери Саула Мелхола, или иначе Михаль, но подозрительный монарх, после неоднократных неудачных попыток убить его начал систематически преследовать Давида.

Заступничество старшего сына Саула, Ионатана, преданного друга Давида, тоже не помогло. Давид и Ионатан скитались в пограничных районах Иудеи, где к ним присоединялись "все притесненные". Будучи атаманом вольницы, Давид поступил на службу к Анхусу (Ахишу), царю филистимского города Гефа (Гата)и врагу Израиля. Анхус пожаловал ставшему его вассалом Давиду город Секелаг (Циклаг), рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения. Но Давид нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников амаликитян, а из захваченной добычи посылал дары старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против царя Саула.

Около 1010 года филистимляне начинают войну с Израилем. После гибели Саула вместе с сыновьями в битве с филистимлянами у горной гряды Гильбоа (по гречески Гелвуя), царство перешло в руки Давида. Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне, где стал царем израильским в колене Иудином. Страна оказалась поделенной на две части: в южной правил Давид, в северной - больной и слабоумный сын Саула.

Для упрочения своего положения и укрепления царства Давид нуждался в столице, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев (почему и город в те дни назывался Иевусом) городИерусалим.

Сделав его своим главным городом, Давид перенес сюда Ковчег Завета. "С тех пор как был разрушен храм в Силоме, Ковчег находился в частных домах или в шатре, - писал отец Александр Мень. - Давид задумал воздвигнуть для него новый Храм, "Дом Божий". Пророк Нафан, духовный наставник царя, сначала одобрил этот замысел, но потом получил откровение, что Давид, проливший слишком много крови в войнах, недостоин быть строителем Храма и честь эта уготована его сыну". Храм построит сын Давида от Вирсавии (Бат-Шева), которого мы знаем под именем Соломона.

По велению пророка Гада, Давид соорудил жертвенник на участке, принадлежавшем иевусею Орне. Орна хотел отдать его царю в дар, но Давид предпочел купить землю, чтобы это рассматривалось как жертва Богу.

Финикийские мастера, присланные царем Тира Хирамом I, возвели в Иерусалиме дворец для семьи Давида. Под личным председательством Давида заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: начальника войска Иоава; хрониста Иосафата; главных священников Садока и Авимелеха и других. Давидом установлен порядок храмовой службы, сословие священников левитов привлечено к государственной службе и поставлено под контроль государства.

Читайте также: Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин

 

Кроме строительства и религиозных реформ, этот царь был известен как самый удачливый иудейский полководец, который не проиграл ни одной битвы. Давид постоянно вел победоносные войны, в которых сокрушил злейших врагов Израиля - филистимлян. Кроме Израиля и Иудеи, Давид захватил земли Моава, Аммона, Едома и Сирии. Себя он именовал "главою над иноплеменниками".

Но иногда этот насквозь положительный герой все-таки совершал неблаговидные поступки. Так, например, один раз Давид послал на верную смерть своего военачальника Урию, чтобы овладеть его женой, красавицей Вирсавией. Вопреки закону Моисея, запрещавшего царю "умножать себе жен", (у Давида еще в Хевроне было семь жен и десять наложниц) многочисленные дети от этих жен сделались зачинщиками смут в государстве.

Электронная Еврейская энциклопедия сообщает: "Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: "Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне".

Последние годы царствования Давида, помимо восстаний, были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. "Согласно Библии, - написано на сайте Электронной Еврейской энциклопедии, - Давид погребен в "городе Давида". Народные предания в течение столетий указывали на различные места, как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион; в праздник Шаву'от (согласно традиции, дату смерти Давида) сюда совершают паломничество религиозные евреи - выходцы из восточных общин".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить