17 марта - единственный день в году, когда можно прогнать из дома кикимору

Изгнать кикимор можно только сегодня

Одни возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Русь ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной Руси кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Спешите!

Пожалуй, что такое кикимора, нынешний россиянин знает еще хуже, чем гнездовья грачей. Тем временем, полезно узнать, что это за пакостная тварь и как от нее нужно избавиться. Ведь это можно сделать лишь раз в году. Следовательно, не стоит упускать шанс.

Этимология слова "кикимора" неясна. Предполагается, что первая часть — звукоподражательная, от слова "кикать". Этимологический словарь Фасмера находит аналог в литовском — kaukas ("домовой", "гном"). Вторая восходит к "мора/ мара" — нечистый дух, призрак, наваждение (смотрите английское nightmare, французское cauchemar, от которого, собственно, пошло русское "кошмар"). Словарь Фасмера приводит и другие родственные слова: болгарские — мора, морава ("ночной кошмар"); сербохорватское — мора ("домовой, кошмар"); словенское — mora; чешское — murа ("ночная бабочка", "ночной кошмар"); польские — mоrа, zmora, mara ("кошмар"); верхнелужицкое — murava; нижнелужицкое — mоrаvа.

Родственны, вероятно, латинское marnities ("навязываться"), ирландское Морриган (одно из кельтских божеств). Также кикимор называют "шишимора" ("шиш", "жиж" — корни, обозначающие нечистую силу, отсюда заклинательное "а вот шиш тебе") или, иносказательно, например, "соседка" (подобными эвфемизмами у шотландцев и англичан обозначаются фейри — "добрые соседи"). С той разницей, что, в отличие от фейри, кикимора — соседка далеко не добрая, да и выглядит далеко не так симпатично.

Первые приметы кикиморы — странная одежда, лохмотья, нелепый наряд (отсюда сравнение — "что ты вырядился, как кикимора") и нелюдимое, хмурое, злое выражение морды (поэтому хмурых людей называли "кикиморами"). Зачастую кикимору считают женой домового, но лично у меня это вызывает большие сомнения. "Одомашненность" кикиморы явно исторически не такая давняя — куда более прочно она ассоциируется с болотами. В этом случае она описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, обросшей шерстью. Она обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Кикимора такого рода описана у Алексея Толстого в "Русалочьих сказках".

Читайте также: Суеверия в церкви: во что не надо верить

Когда кикиморы стали переселяться в человеческие дома — сложный вопрос. Судя по тому, что кикимора появляется в основном в севернорусских сказках, причем не таких уж давних (рецепты изгнания кикимор восходят к XVIII веку), это произошло, можно сказать, "вчера" — каких-нибудь лет триста-четыреста тому назад, в связи с активным освоением русскими переселенцами территорий, ранее занятых финно-угорским и балтским населением. (Отметим, что С. Максимов отмечает представления о кикиморе, например, у обруселых коми-пермяков.)

Взаимодействовать с местными духами переселенцы не умели (несмотря на славянское название, кикиморы явно не славянского происхождения), а широкая сельскохозяйственная деятельность, сведение лесов и т.д. выгоняли кикимор из привычных мест обитания, заставляя переселяться в жилье. И вот чем, собственно, они в этом жилье занимались.

Как сообщает И.П. Сахаров, кикиморы в народном представлении появляются из незаконнорожденных детей, проклятых матерями еще в утробе, мертворожденных или убитых после рождения. Скитаясь по свету, эти духи выискивают себе подходящее жилье и поселяются там за печкой. У кикиморы голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Переселившись в жилье, кикиморы обзаводятся одеждой — в отличие от болотных, запечная кикимора обычно описывается, как одетая в сарафан и платок. Заметим, однако, что кикимора далеко не всегда женского пола. У Даля, например, "кикимора" — мужского рода ("кикимора вошел").

Но, независимо от пола, кикиморы любят заниматься прядением и ткачеством, а также баловаться по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвать пряжу). Если кикимора дотронулась ночью до оставленной работы, ее потом трудно закончить — скажем, рубашку придется распарывать и шить заново, потому что шов будет ложиться неровно. (Те, кто работает на компьютере, будьте бдительны! Не оставляйте ваши рабочие файлы открытыми на ночь!)

Тесная связь кикиморы с пряжей и другими рукоделиями (ее почти всегда видят с веретеном) заставляет многих исследователей заподозрить в ней остатки культа Мокоши. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний кикимору так и называли — "мокушей" или "мокошей" ("Русская мифология. Энциклопедия". — М., Эксмо, 2007). Заметим также, что нитки она прядет "наоборот", не в ту же сторону, что люди. По идее, узел платка тоже должен быть странным, но вряд ли кто-то так внимательно присматривался к кикиморам.

Читайте также: Новый год русичей: мартовские "овсеньки"

Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам, щипает и тормошит маленьких детей, чтобы они плакали, может душить хозяев. Это беспокойная нечисть, которая может и вовсе выгнать хозяев из дома. "Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи, — живописует бедствия от кикиморы Сахаров. — Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.

Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой…"

По современным городским быличкам (где кикимору чаще называют "полтергейстом"), она изводит хозяев стуком по ночам, звуками шагов, скрипом мебели, сыростью, повышенной влажностью в квартире, звуком падающих капель и т.д. Из того, что кикимор чаще всего видели на Святках, можно предположить, что в человеческом жилье они обитают главным образом в холодное время года, с наступлением весны перебираясь обратно на болота или в лес. Интересно также, что, по некоторым поверьям, кикиморы так легки, что если выходят на улицу, их может унести малейший порыв ветра. Возможно, именно так они и расселяются с места на место — с ветром, как паучки на паутине.

Читайте также: Мара-Марена: проводы Снежной королевы

Появление кикиморы может быть связано и со злым умыслом, и просто с неудачным выбором места для жилья. Например, она появляется в домах, построенных на нехорошем месте — скажем, там, где похоронен неотпетый покойник. Учитывая то, насколько часто жилые многоэтажки и больницы сейчас строятся на бывших кладбищах, кикимор там должно быть просто видимо-невидимо.

Есть также мнение, что кикимору в строящийся дом могут запустить строители, оставшиеся недовольными оплатой своего труда (те, кто нанимает ремонтные бригады, учтите это!). Для этого достаточно сделать куколку из щепок и лоскутков и заложить ее в стену, за притолоку и т.д., с особым наговором. Вот что бывает в таких случаях потом: "У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, стол, везде… А то двери раскроются. Вдруг все двери, раз, открылись. Стали искать — куколка завязана" (цитата из книги "Русская мифология. Энциклопедия").

По другим версиям, кикимора может показываться в облике кошки, особенно серой. Также кикимора может быть предвестницей плохих событий. Севернорусское поверье гласит, что увидеть кикимору с прялкой на лавке — к смерти кого-то из домочадцев. Если слышен ее плач — тоже к несчастью (обратите внимание на аналог с ирландской банши). Намного реже ее появление предвещает добро. По архангельскому поверью, беду можно отвести, если, увидев кикимору, не растеряться, а сделать "относ" — рядом с ней положить пирожок или другое угощение. Тогда кикимора может, наоборот, принести прибыль, послать удачу.

Читайте также: Бургзонндег — языческий праздник огня

Избавиться от кикиморы сложно. Помогает либо молитва, либо матерная брань (и то и другое несет сакральные черты, так что неудивительно). Можно также обвязывать солонку веточками можжевельника — тогда кикимора не сможет брать из нее соль и без соли не выдержит, уйдет. Незаменимым оберегом от кикиморы считался "куриный бог" — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача. Также рекомендовалось "от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечба та же, шерсть с рясным ладаном клади под шесток".

Некий капитан Жандаченко, начальник конно-этапной команды Харьковской губернии, в 1883 году подал на кикимору в суд. Дело о таинственных явлениях, происходивших в квартире капитана, рассматривалось в уездном и земском судах Харькова, однако было прекращено "за ненахождением причин необыкновенных явлений". И компенсацию за моральный и материальный ущербы истец так и не получил. С тем же результатом закончилось дело вдовы Раздьянковой, которая в 1814 году подала в один из уездных судов Симбирской губернии иск на "невидимый голос, необъяснимые стуки и бросание кирпичей и поленьев". Решением суда дело предали "суду Божию".

Главная дата в году для изгнания кикимор — как раз 17 марта по новому стилю, день Герасима Грачевника. Сахаров сообщает, что изгонять кикимор должны знахари, которые осматривают углы, обметают печь и читают заговоры. В "Русской мифологии" приводится даже заговор на изгнание кикиморы: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют".

Автор Мария Новосильцева
Мария Новосильцева — журналист, корреспондент, пишет на темы национальных религий *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы жилье