13 марта Люксембургсправляет Burgsonndeg - языческий фестиваль огня

Бургзонндег - языческий праздник огня

13 марта Люксембург традиционно уже много веков справляет Burgsonndeg — языческий фестиваль огня. Огни зажигаются на закате дня на холмах, где собираются люди, чтобы проводить зиму и встретить весну. Пламя, основной "гость" этого праздника — один из древнейших соседей человека. Каков же он, этот сосед, и почему его почитание дожило до наших дней?

Люксембургский фестиваль Бургзонндег — одна из языческих традиций, благополучно дожившая до наших дней. Молодые пары взбираются на самый большой холм и раскладывают там огромный костер, который должен символизировать победу Солнца и поражение Зимы.

Надо отметить, что возжигание огня на 13 марта — это единственная из четырёх огненных традиций Люксембурга, которая дожила до нашего времени. А раньше огни зажигались ежегодно четырежды. Каждый из них значил свое. Так ныне зажженный "огонь Великого поста", попадающий на католический пост, знаменует победу солнца над зимой. Зажигался огонь на Пасху — в знак возрождения природы. Летом запаляли огонь святого Джона — как символ летнего солнцестояния. А в конце осени, знаменуя близкую зиму, зажигался огонь святого Мартина…

Так почему — огонь? Почему даже в католической Европе сохранились языческие традиции? Что заставляет человека до сих пор воспринимать пламя мистически?

Первый огонь, с которым скорее всего довелось столкнуться человеку, — огонь поднебесный. Молний ряд был ему тесным, и он пожаром спустился на землю. А пожар, лесной ли, степной ли, заставляет бежать прочь всех способных двигаться. Он — ужас и погибель замешкавшихся на его пути.

Удалось как-то человеку — с большой долей условности, конечно — огонь приручить; по крайней мере последний подпустил его к себе. И люди узнали, что Красный Цветок может дарить не только смерть, но и жизнь. Он делится своим теплом, помогая восстановить силы уставшему; он изменяет свойства пищи так, что она становится вкуснее и несет больше пользы; он делает тверже те деревянные копья, с которыми человек выходил на охоту и от которых зависело, будет ли в его племени еда или их ждет голодная смерть; наконец, он оберегает по ночам от диких хищников. Тепло костра, уют домашнего очага, веселый блеск праздничных огней, фейерверков и шутих — чье сердце они не согревают?

Читайте также: Зороастризм как он есть: добро vs зло

Несет огонь в себе приращение, но несет и ущерб, о чем человек не забывал. Более того, разрушительный аспект пламени был оценен людьми не намного ниже, чем созидательный. К огню обращались, когда нужно было очистить пространство для жизни. Очистить от того, что просто занимало это пространство и не собиралось уступать его человеку (а нужно было, например, новое поле, чтобы засеять его), или же от того, что когда-то было человеком уже создано, но отжило свой век и должно было уйти, уступив дорогу новому и прекратив стеснять свободу, стеснять дыхание.

Огонь священных костров (а иногда и огонь вообще) почитался очищающим, уничтожающим и изгоняющим злых духов, покушающихся на человека. Во время праздника, отмечающего поворот годового колеса и наступление нового года, люди ритуально сжигали то, что желали (или что надлежало) оставить в прошлом, в году минувшем: от старой утвари и одежды до старых амулетов, от залогов, которыми скрепляли обещания, чей почему-либо вышел срок, до фигурок, символизировавших нечто, с чем человек хотел проститься.

Языки пламени пребывают в вечном движении. Курс физики утверждает, что нами воспринимаемое как тепло — один из основных атрибутов огня — это тепловое движение (колебание вокруг положения равновесия в случае твёрдых тел) частиц, образующих вещество. Огонь никогда не пребывает в неподвижности, и он охотно сообщает это свое качество всему, что только может его воспринять. Огонь — это экспансия и расширение; расширение не как ненасытное поглощение всего и вся алчущей утробой, но как сообщение своих свойств и состояния всему вокруг. На эксплуатировании этой особенности огня в значительной мере держится современная цивилизация с ее машинами, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания (или реактивными; или электродвигателями, но как вырабатывается энергия для последних?) и огнестрельным оружием.

 

Огонь — великий трансформатор. Превращение можно, пожалуй, по праву назвать если и не основным, то одним из основных принципов, воплощенных в огне. Пламя подвижно и изменчиво, его языки пребывают в вечном непрекращающемсятанце.Но главное то, что он преображает мир вокруг себя! Возьмем ли мы добытого на охоте кабана, чье бедро запекается на углях, или раствор, нагреваемый в химической колбе, дом, в котором начался пожар, или железную руду, помещенную в плавильную печь — ничто, чего коснулся огонь, не останется прежним. Все либо сгорает, либо обретает новые свойства, которые без огня остались бы нам неведомы, что огонь нам открыл.

Огонь — это сила творения, это само творческое начало. Согласно скандинавским мифам, из соединения изначального огня и льда родился весь мир, и в огне же, который Сурт и сыны Муспеля принесут с собой, мир сгорит, когда придет его срок. Точнее, сгорит старый, ветхий мир — и родится новый. В конце концов, что такое смерть, как не просто еще одно превращение? И что такое превращение, как не смерть старого и рождение нового?

В пламени горна и под молотом кузнеца руда превращается сначала в металл, а затем и в оружие, предмет быта, искусства. В пламени печей умирают заготовки гончара и рождаются посуда, керамические фигурки и многое иное. Именно в пламени по сути рождались первые предметы, про которые можно было бы сказать, что они сделаны целиком человеческими руками. Неудивительно, что фигура кузнеца в свое время была не менее (если не более) мистична, чем фигура говорившего с богами жреца; по сути кузнец был магом. А огонь — это тайна и живое воплощение искусства изменения мира в соответствие с волей.

Читайте также: Епископ Лев Катанский: на костер с колдуном

Во внутреннем огне человека, в алхимическом тигле переплавляются его собственные качества и все то, что он воспринимает из мира вокруг него — и рождается новый человек, рождается то, что он потом приносит в мир, в виде ли поступков, мыслей, созданных им вещей и написанных на холсте или на полотне самой жизни картин. Из внутреннего пламени человека рождается то новое, что он дарит миру. В огне была выкована мельница Сампо.

Огонь — это жизнь. Это желание, воля, страсть, без которых жизни нет, а остается только существование. Это сила и воля к жизни. Это смех и радость, и веселье, и любовная страсть, и человеческое тепло, и буйство, и танец, и игра, и музыка скрипок и гитары, это ярость жизни и желание странного, и…

Многое из этого (и иного, что я не назвал) нашло отражение в нашем языке. Вспомните человека, у которого глаза горят. И, если уж на то пошло, не перепутайте его с тем, чьи очи сияют светом. Или окутаны тьмой. Не надо их путать. Вспомните человека, который горит идеей, делом, который горячо любит, спорит, ратует, который просто горяч. Внутренний жар — больше чем просто метафора; его можно погасить, погасить пламя чужой жизни — и можно разжечь. Как и огонь в чужих глазах можно зажечь — и потушить.

Вспомните, как в какие-то моменты кровь ваша становится горячее, бежит быстрее, практически закипает. Вспомните безумное веселье таких моментов, ощущение силы и острое ощущение жизни.

Искрометный юмор, зажигательный смех, искрящийся между двумя людьми воздух, раскаленный блеск из-под ресниц… Приводить примеры того, как связь огня и жизни отразились в нашем языке, можно если и не бесконечно, то уж точно долго.

Огонь — это желание в чистом виде, это экспансия и расширение, это преобразование мира по своей воле. Он не признаёт рамок, ограничений, законов. Он — вольная птица, рвущаяся вверх. Птица выбирается из яйца, разрушая мир. Стенок нет, нет границ — а те, которые есть, прожигаются.

Читайте также: Мара-Марена: проводы снежной королевы

Одно из наиболее характерных воплощений огня мы можем встретить опять же в скандинавском мифологическом эпосе в образе бога Локи. Последний не признает мира в его покое, застылости, неизменности. Он постоянно нарушает установленный асами порядок, своими шутками и действиями сея смуту и раздор — и заставляя богов шевелиться. Но, как и огонь, Локи амбивалентен: не раз спасает он асов (являющихся по сути олицетворением идеи мирового порядка и закона) от катастрофы, на край которой они себя загоняют. Свободный, в отличие от них, от ими же заданных схем восприятия мира, он находит решения, которые им в голову прийти не могут.

Огонь — это жизнь. Но человек всегда знал: оскорби его, прояви к нему неуважение, небрежность — и ты узнаешь, что он не только жизнь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Илья Стиггский
Илья Стиггский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить