Реальная жизнь Жана Кальвина

Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин

Жан Кальвин как и все другие великие реформаторы оставил неоднозначный след в истории религии. Его мировоззрение во многом способствовало появлению на Западе протестанткой этики (она, в свою очередь, повлияла на промышленный и экономический бум в Европе) и развязало преследование инакомыслящих. Предпринятые им искания в сфере духа обернулись физическими и моральными страданиями многих современников этого теолога-революционера.

Жан Кальвин (латинизированное имя Кальвинус) родился 10 июля 1509 года в семье французов-католиков. Фамилия реформатора по-французски звучала как Cauvin (Ковен). Дед был простым бочаром, но отец занимал должности епископского секретаря, фискального прокурора и синдика соборного капитула в городе Нуйаон, в Пикардии.

Мать умерла очень рано, а поскольку отец воспитанием детей не занимался, опеку над Жаном взяло одно аристократическое семейство. Под сенью этого дома Кальвин получил не только азы образования, но и изысканные манеры.

В 1523 году он начал изучать теологию в парижском коллеже Монтегю, как и Лойола. Это заведение, расположенное на столичной площади Св. Женевьевы, славилось своей грязью и жуткими условиями проживания. Его воспитанники вечно голодали.

"Мавры и татары лучше обращаются с каторжниками, в уголовной тюрьме лучше обращаются с убийцами, и, уж верно, в вашем доме лучше обращаются с собаками, чем с этими горемыками в коллеже Монтегю. Черт возьми, будь я королем в Париже, я бы сжег коллеж, а с ним и его начальника и всех его надзирателей, коль скоро они допускают такое зверское обращение!" — так отзывался об этом месте писатель Франсуа Рабле, который был на 15 лет старше Жана Кальвина.

Когда Кальвин-старший разругался со святошами, он посоветовал Кальвину-младшему оставить богословие и заняться юриспруденцией. Жан поехал в Орлеан, где занимался у известного юриста Петра Стеллы, а затем перебрался в Бурж, привлеченный славой знаменитого миланца Альциати.

Благочестивый Жан вел уединенную жизнь и не принимал участия в дурацких проделках своих сверстников и одноклассников, часто подвергая зарвавшихся студиозусов суровой отповеди. В отместку студенты наградили юного моралиста прозвищем Аккузатив ("винительный падеж" по-латыни).

В 1531 году, уже после смерти отца, Кальвин под руководством немецкого гуманиста Мельхиора Вольмара изучал греческий язык. Вольмар был адептом новых реформационных идей и, как считают его биографы, оказал на Кальвина огромное влияние. В отличие от Лютера и даже апостола Павла, Кальвин никогда не рассказывал, каким образом произошло его обращение.

В предисловии к комментарию Псалмов он лаконично заметил: "Я понял, в какой бездне заблуждений, в какой глубокой тине погрязала до тех пор моя душа. И тогда, о Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути". В то время в Париже пребывала небольшая евангелическая община сторонников Реформации. Молодой Кальвин завоевал среди них авторитет и вскоре стал их духовным лидером.

Кальвин знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, как и большинство тогдашних интеллектуалов. Это позволяло читать в оригинале Святое Писание. В молодости Кальвин разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому и Лефевру д'Этаплю.

Первые проповеди в реформаторском духе Кальвин начал произносить в большой лавке одного парижского купца. Однажды Жан уговорил своего друга и единомышленника ректора Парижского университета Николая Копа сначала произнести, а потом и распространить в печатном виде написанную им речь "О христианской философии". В тексте Кальвина содержались неприкрытые призывы к устранению злоупотреблений в церквах, к признанию равенства всех людей перед Богом.

Властям не составило большого труда выяснить, кто на самом деле был автором ректорского послания. Кальвин через окно успел бежать от пришедшей за ним стражи и вскоре сумел тайком покинуть Париж. В поисках подходящего убежища Жан всего на одну ночь заглянул в Женеву. Специально в гости к Кальвину пришел знаменитый проповедник Евангелия Вильгельм Фарель. Только такой блестящий организатор и талантливый проповедник сумел заручиться поддержкой Кальвина, который искренне мечтал засесть за изучение Библии.

Вместо кабинетного ученого человечество получило еще одного церковного реформатора. На свет появилась разновидность протестантизма — кальвинизм. Его родиной стала чистенькая, в отличие от парижского смрада, Женева, в которой Кальвин прожил до конца своих дней. Хотя сначала и был оттуда изгнан вместе с небезызвестным Фарелем.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских эмигрантов. В 1540 году Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста. Трое их детей умерли в младенчестве. Когда почила его супруга, Кальвин не изменил своего обычного распорядка дня. Между тем, к 1541 году сторонники Реформации вновь начали править бал в Женеве. Городской совет издал постановление: "Ради величия и славы Божьей употребить все средства, чтобы иметь здесь Кальвина проповедником".

На протяжении всех этих лет Кальвин не только пишет главный труд своей жизни "Наставление в христианской вере" (им написано примерно 57 томов, среди них почти три тысячи одних только проповедей), но и борется с либертинами — сторонниками вседозволенности. Молодые повесы устраивали шумные пирушки и предавались безудержному разгулу в пику господину Аккузативу, наивно пытавшегося превратить Женеву в образцовый протестантский город.

В первые четыре года правления Кальвина в Женеве было вынесено 58 смертных приговоров, 76 граждан изгнаны из города. Судопроизводство отличалось чрезвычайной жестокостью. За несколько месяцев 1545 года от пыток во время следствия погибли 34 человека. Под юрисдикцию драконовских законов попадали не только местные граждане, но и приезжие. В 1553 году по дороге в Италию в Женеве остановился известный врач и вольнодумец Михаил Сервет. Кальвин добился его ареста и осуждения. В октябре того же года Сервет был публично сожжен на костре. Очень интересные подробности можно вычитать у Стефана Цвейга в его произведении "Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина".

С 1559 года, после того как Кальвин перенес на ногах лихорадку, состояние его здоровья сильно ухудшилось. В феврале 1564 года во время одного из выступлений у него пошла горлом кровь. Последние месяцы он безропотно сносил нечеловеческие боли и в краткие минуты облегчения вновь возвращался к своим трудам. Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года.

Читайте также:

Великие реформаторы в реальности: Ориген

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить