17 марта празднует день Святого Патрика

Святой Патрик: рабство - путь к свободе

За прошедший век довольно многие религиозные праздники начали терять свое мистическое содержание, изначальную "начинку", становиться вполне светскими. Это, к примеру, Рождество и День Благодарения в Америке, Масленица и карнавалы, канун дня всех святых — Хэллоуин — и День святого Патрика.

Каждый год 17 марта все, кому интересна страна кельтов, а также просто любители пива выходят на улицы и собираются в кафе и барах, празднуют День ирландской культуры, украшают себя трилистниками, весело машут зелено-оранжево-белыми флагами и пьют традиционный для этого дня хмельной напиток.

Такие торжества могут вызвать скептическую реакцию христиан, у которых середина марта — это самый разгар Великого поста. Однако не стоит забывать, что 17 марта — это не только праздник пенного пива и страны кельтов, но и день памяти удивительного святого, который, кстати, чтится и католической, и некоторыми протестантскими, и православной церквями.

В конце IV века в местечке Бонавем Таберниэ (Уэльс) в богатой семье декуриона Кальпурния появился на свет мальчик. При крещении его нарекли Майвином. Детей, а в семье римского офицера-чиновника их было трое, воспитывали в духе христианства, однако Майвин отнюдь не был ни добрым христианином, ни хоть сколь-нибудь примерным ребенком. Имея возможность получить прекрасное образование, он довольно безразлично предпочел не пользоваться этой возможностью, а развлекаться в свое удовольствие. Позже он весьма сожалел об этом, оставшись неученым. До шестнадцати лет Майвин вел образ жизни, отнюдь не предвещавший, что этот юноша когда-нибудь станет святым.

Ключевым, поворотным событием в жизни Майвина стал набег на его родной город иноземцев. Юноша вместе с сотнями других пленных был увезен в качестве раба в далекую Ирландию.

"И там Господь открыл мне сознание моего неверия, так что я смог, наконец, узреть свои грехи и обратиться всем сердцем своим к Господу Богу, Который призрел на мою незначительность и смиловался над юностью моей и невежеством, Который хранил меня прежде, чем я познал Его и прежде, чем я мог различать добро и зло, и защищал меня, и утешал меня, как отец своего сына", — писал много лет спустя человек, которому суждено было стать крестителем и просветителем Ирландии.

Читайте также: Григорий Палама: воин Фаворского света

Юноша, который мог ожесточиться, начать посылать небесам проклятья за плен и рабство, наоборот, открылся Богу — и был открыт Им.

Здесь, в Ирландии, Майвину дали новое имя. Для раба оно было насмешливой кличкой: Патриций. Патрик. Но именно это имя юноша принял как свое, потому что именно рабство подарило ему величайшее сокровище — встречу с Богом. Шесть лет провел Патрик в плену, молясь днем и ночью. И вот однажды во сне голос велел ему бежать, обещая, что вскоре корабль увезет его в родные места.

Так и случилось. Капитан корабля, сперва не пожелавший даже слышать о том, чтобы подвезти не имевшего ни гроша беглеца, практически сразу изменил своё решение. В пути молитва святого не раз спасала жизнь ему и его спутникам. Пережили путешественники и бури, и голод, и новый шестидесятидневный плен.

А однажды ночью на святого так жестоко напал сатана, что, как Патрик написал в своей "Исповеди" годы спустя, он запомнил это до конца своих дней пребывания в теле: "Это было как если бы огромная скала упала на меня, и ни в одном из членов моих не было силы". Но по молитве святого с первым лучом восходящего солнца нападавший исчез, и тяжесть отпустила. "И я верю, что мне помог Христос, Господь мой", — исповедовал позже Патрик, рассказывая об этом событии.

Оставшись невредимым во всех приключениях, святой наконец-то достиг берегов родной Британии. Однако вскоре по возвращении домой, Патрик снова видит сон-откровение, в котором получает письмо, озаглавленное: "Голос ирландцев". Читая это письмо, святой ясно слышит множество голосов, умоляющих его вернуться в Ирландию. Как бы ни желал Патрик остаться на родине, он снова пускается в путь — туда, где впервые обрел веру. Только теперь он едет туда не пленным рабом, а дьяконом. Он едет проповедовать.

Читайте также: Великобритания: крест Христов вне закона

Можно только предполагать, как тяжело было христианскому миссионеру в стране кельтов. Эти язычники не были апатичными и безразличными к своей религии, культ друидов был очень влиятелен и силен в Ирландии. Проповедь святого Патрика была воспринята без особого энтузиазма. Взрослое поколение не рвалось менять свою веру на сомнительные заморские веяния. В одиночку Патрик проповедовал Христа язычникам, колдунам, справляясь с естественным страхом и унынием горячей молитвой.

Я восстаю ныне великой силою

воззвания ко Троице,

верою в Троичность,

исповеданием Единства

Творца всего творения.

Я восстаю ныне

силою Христа и Его Крещения,

силою Его Распятия и Погребения,

силою Его Воскресения и Вознесения,

силою Его пришествия на последний суд.

Я восстаю ныне

силою любви Херувимов,

силою послушания Ангелов,

силою служения Архангелов,

силою надежды воскресения и благовоздаяния,

силою молитв Патриархов,

силою провозвестия Пророков,

силою проповеди Апостолов,

силою веры Исповедников,

силою непорочности Девственниц,

силою деяний Праведников.

Я восстаю ныне

силою Небес,

светом Солнца,

сиянием Луны,

славой Огня,

быстротой Молнии,

порывом Ветра,

глубиной Моря,

постоянством Земли,

крепостью Камня.

Это всего лишь краткий отрывок из молитвы, которую святой Патрик возносил ко Господу, умоляя утвердить его на выбранном пути. Не стоит смущаться языческими мотивами, которые могут померещиться в последних строках. Как в своей "Исповеди", так и здесь, в этой молитве, Патрик ясно и ревностно проповедует Святую Троицу.

Читайте также: "Одну молитву чудную твержу я наизусть…"

Ему было важно донести до тех, кто слушал его, догмат о Троичности. Именно поэтому святой, согласно самой известной легенде, прибегает к наглядному образу трилистника. "Взгляните! — говорит проповедник. — Вы же видите, что здесь три лепестка, но лист один. Так и Господь един, но в трех ипостасях". Благодаря в том числе и этому метафорическому объяснению одним из символов Ирландии является как раз трилистник.

Существует еще одна интересная легенда, гласящая, что святой Патрик прогнал с острова всех змей. Повелев змеям собраться на горе, Патрик мановением посоха сбросил их всех в море. Остался только один старый и хитрый змей. Однако святому удалось перехитрить и его: принеся змею ящичек, якобы слишком маленький, чтобы змей смог там поместиться, Патрик заманил рептилию вовнутрь и, захлопнув крышку, бросил в море, вслед за всеми остальными.

Эту легенду можно понимать метафорично: змеи — это образ друидов, которых святой действительно изгнал с острова. Не стоит забывать и о том, что змей — изначально злой символ в христианстве, означающий сатану и его присных. Змеи, кстати, не водятся в Ирландии по сей день.

Патрик проповедовал в одиночестве, но он был не один. С ним был Господь. Святой изумлённо восклицает в своей "Исповеди": "Кто я такой, Господи? Или, точнее, к чему Ты призвал меня, что Ты содействовал мне с такой божественной силой, так что теперь, среди варваров, я могу постоянно восхвалять и прославлять имя Твое, где бы я ни был, и не только во дни успеха, но и в дни испытаний?" Патрик чувствовал поддержку Отца, сильную настолько, что святой не просто не сломился, не потерял веры, но продолжал проповедовать с такой ясностью и сердечным порывом, что вскоре уже больше не был один в своей вере.

Читайте также: Епископ Лев Катанский: на костер с колдуном

Ряды кельтов-христиан начали расширяться. В основном это были молодые люди, смело шедшие наперекор воле родителей, женщины, перечившие своим семьям, бесстрашные рабы, не боявшиеся гнева хозяев. Христианская община разрасталась, хотя ещё какое-то время христиане были преследуемы и гонимы. Патрик упоминает, что ему часто приходилось выкупать единоверцев, как и себя самого. Однако вскоре он стал вхож даже в царские дома, делал подарки королям, хотя сам мзды и подарков не брал никогда, оставаясь бедным проповедником, крестившим приходящих к нему уверовавших, до самой своей смерти.

Христианская культура преобразила Ирландию, и эта страна, не затронутая гражданскими войнами и нашествием германцев, расцвела в эпоху Средневековья. Ирландская поэзия, изящная работа по металлу, знаменитая книга аббатства Келлс — всё это подарили миру люди, впитавшие христианство, принявшие его из рук удивительного святого. Раба Божьего Патрика.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юлия Гайдыдей
Юлия Гайдыдей — блогер, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы чита