Американке Рэйчел Эванс очень не понравилось жить по Библии

Жить "по Библии": доверь умнице Богу молиться...

Книга американки Рейчел Эванс "Год библейской женственности" убедительно доказала некоторым атеистам и "теплохладным" христианам, что по Библии жить вредно - а то придется спать в саду и - о, ужас! - молчать в церкви. Вопрос лишь в том, насколько сопоставим прожитый ей якобы по Библии год с основополагающими заповедями и духом Священного Писания. 

Вышедшая недавно книга "Год библейской женственности" произвела настоящий фурор — и не только в США, где проживает ее автор, американка Рейчел Эванс. СМИ чуть ли не всего мира запестрели заголовками образца: "Американка доказала абсурдность Библии, прожив год по всем правилам Святого Письма". Кстати, сама Эванс позиционируется себя как протестантку и человека консервативных убеждений. Однако, если такой образ мышления присущ консерваторам Нового Света — что чего же следует ожидать от тамошних либералов?!

Читайте также: Креационизм как маскировка невежества

Героиня дня, как следует из ее собственных слов, "прожила год по Библии". И убедилась, что так жить нельзя. А именно называть мужа господином, не вступать с ним в интимные отношения во время "критических дней" и некоторое время после них, молчать в храме во время молитвы и не сплетничать, ходить с нерасчесанными волосами, прикрытыми платком и т.д.

При прочтении всего этого сразу возникает мысль: в каком-таком "священном писании" г-жа Эванс выискала побудительные мотивы своих действий? Так, ее очень угнетало то, что ей приходилось "ночевать в саду" и не прикасаться к мужу целых пять дней во время месячных и еще неделю после этого, да еще и ограничивать себя при посещении дружеских вечеринок — тоже не прикасаясь там к лицам мужского пола.

Между тем, в Ветхом Завете срок женской "нечистоты" выглядит несколько иначе. "Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера" (Лев.15:19). Заповедь эта, кстати, отнюдь не высосана из пальца. Во время менструального кровотечения половые пути женщины становятся "открытыми воротами" инфекции, и интимная близость угрожает ее здоровью даже сейчас. А до открытия антибиотиков угрожало даже жизни — при неблагоприятном стечении обстоятельств после такой "запретной близости" могло развиться все вплоть до сепсиса, то есть заражения крови, аналогичного "родильной горячке". Именно она была причиной 80 процентов смертей рожениц в роддомах Европы, пока австрийский врач Земмельвейс ценой собственной жизни не добился введения там антисептических мероприятий.

Разумеется, при крайне низком уровне научных знаний в Древнем Мире Бог Библии не мог через своих пророков объяснять необходимость мужчинам оставлять своих жен в покое на время месячных — причем с запасом на случай, если они затянутся. Вместо этого санкция носила чисто религиозный характер: "не прикасайся к ней — ибо будешь нечист, согрешишь".

И так уж устроен мужчина, что нередко простое прикосновение к лицу прекрасного пола, особенно к любимой супруге, вызывает у него усиление любовной страсти. Пожелание женщине "удаляться в сад" для сна вдали от супружеского ложа всего лишь помогало соблюсти запрет. Это отнюдь не означает, что вместо пресловутого "сада" нельзя использовать кровать в другой комнате.

А уж стенания Рейчел Эванс насчет сложности ходить во время "критических дней" по гостям, не прикасаясь к друзьям-мужчинам, могут вызвать только улыбку. Вплоть до недавнего времени даже не слишком верующие дамы из высшего света вообще не ходили на балыи приемы во время "месячных"! Потомукак современных средств гигиены тогда еще не изобрели, и риск "досадной неожиданности" был велик. Так и сидели по домам — не из-за излишней религиозности, а исходя из здравого смысла.

Кстати, запрет женщинам прикасаться к мужчинам во время "истечения" вполне оправдан еще и с психологической точки зрения. Не секрет, что в это время у многих милых дам резко портится характер. Так не лучше ли им в такие дни повременить в общении с друзьями, чтобы оставаться в их глазах милой подружкой, а не злобной фурией?

Такую же улыбку вызывает и описание сложности автора книги "молчать в храме во время молитвы". Простите, а что еще надо делать (и не только женщине, но и мужчине) во время беседы с Богом, которой по сути молитва и является? Обсуждать с подругами рецепты кулинарных блюд и фасоны платьев? Говорить одновременно даже с двумя людьми, отвлекаясь то от одного, то от другого — такое не укладывается даже в общечеловеческую этику. Что же можно сказать о ситуации, когда, беседуя с Творцом всего, постоянно отвлекаешься на посторонние темы и людей? О сплетнях, также предосудительных в рамках простой житейской этики, не будем даже и говорить.

Читайте также: Как отличить веру от "ролевой игры"?

А вот требование называть мужа господином, вычитанное американкой якобы в Послании ап. Павла к Ефесянам, признаться, поставило автора этой статьи в тупик. Не доверяя своим знаниям, он даже перепроверил их по "Электронной Библии", введя в строку поиска слово "господин". Увы, в указанном Послании умная программа его не нашла — вообще. На самом же деле, ученик Христов рекомендовал следующее поведение в семье обоим супругам:

— Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть жены, как и Христос Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф.5:22-33).

Или же некоторые протестанты ставят знак равенства между отношением к мужу как к Богу — и необходимостью обращения к нему "господин" (то есть, Господь)? Ну так и обычный отец для детей — тоже образ Отца Небесного. Но к папе как к Богу все же не обращаются…

Что же еще может вызвать протест в приведенной цитате? Конечно феминистку может покоробить установленная для женщины роль "слабого пола". Но любая женщина более традиционных убеждений, без сомнения, будет только рада, если ее избранник будет любить ее как себя, заботиться, даже жертвовать жизнью — как это и сделал Христос ради своей Церкви. А если кого-то коробит слово "да боится" — так оно употреблено в том же значении, что и "Страх Божий". То есть, боязнь огорчить любимого чем-то нехорошим — будь то муж или Бог.

Впрочем, кто знает — быть может, американцыпользуются другим переводом Священного Писания? Ну что ж, сорри — нам как-то больше пристал перевод свт. Кирилла и Мефодия, переложенный на литературный русский язык Св. Синодом в XIX веке.

По-настоящему удивляет и то, как Рэйчел Эванс умудрилась довести свои волосы до состояния, "как будто на них умер маленький зверек". До недавнего времени и в России замужние женщины ходили с покрытой головой. Отсюда, кстати, произошло выражение "опростоволосилась" — выставила себя в неподобающем свете, как если бы показалась на улице с непокрытой головой.

Вот только обнаружить среди пользовательниц платков обладательниц "колтунов" крайне сложно. Да, апостолы рекомендуют христианкам в первую очередь заниматься не "плетением волос", но заботой о красоте души. Плетение, кстати, (то есть прическа) вовсе не аналогично обычному расчесыванию. Ну так и Господь говорил: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его — все остальное приложится Вам". То есть духовное совершенствование вовсе не означает греховности чего-то телесного или мирского самого по себе — речь идет только о правильной иерархии ценностей.

Может, все дело было в том, что г-же Эванс не хотелось ухаживать за своими волосами исключительно ради мужа — что и принято там, где носят платки и "хиджабы"? Ну так чего ж на Библию пенять, коли собственные вкусы всему виной. Заодно вспоминаются "житийные" истории о христианках-мученицах древних времен — не только девицах, но и молодых вдовах, которые шли на смерть, не желая соглашаться на "непристойные предложения" мучителей-язычников. Право, если бы они держали себя в имидже "записных уродок", в том числе и в смысле ухода за волосами — таких ситуаций просто бы не было.

В заключение краткого разбора лишь нескольких перлов из книги-исследования "консервативной протестантки" Рэйчел Эванс поневоле хочется сказать еще несколько слов. Как это ни грустно, но ее сочинение — весьма показательный пример именно для этого направления. Здесь несколько факторов образовали настоящую гремучую смесь.

Читайте также: Гигиена против церкви: таинства и безопасность

Например — характерная для любой протестантской конфессии "опора на Библию", при которой собственная трактовка Священного Писания объявляется истиной в последней инстанции. А также — буквализм, цитатничество, отказ не только от объяснений признанных Церковью авторитетных богословов, но и от "аллегорического" и целостного подхода к толкованию Писания. Это в Православии можно умную книгу почитать, батюшку спросить, в интернете к более сведущим единоверцам за разъяснением обратиться, а там — увы.

И еще хорошо, что г-жа Эванс не решила "жить по Библии", буквально истолковав слова Христа "кто не возненавидит отца и мать свою, не может быть Моим учеником". Для любого православного или католика возможный соблазн преодолевается быстро — достаточно прочесть любое толкование св. Отцов на этот счет. А вот протестанту сложнее — если в его голову втемяшилось буквалисткое понимание подобных выражений, он и впрямь может воспринять их как руководство к действию.

В результате в среде вроде бы самых умных и продвинутых в изучении Св. Писания христиан протестантских деноминаций нередко происходят ситуации, подобные вышеописанной. Которые лучше всего характеризует ироническая поговорка "отсталых" православных Руси — "доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *