3 июля 1528 года Папа Климент VII узаконил орден капуцинов

Капуцины: ораторы под острыми капюшонами

"Разутый капуцин, веревкой опоясан, // В истертом рубище, с обритой головой, // Пред раболепною народною толпой, // Восторженный, держал евангельское слово…", — так описывал представителя древнего католического монашеского ордена русский поэт ХІХ века Аполлон Майков. И далее в его же рифмах звучит то ли легкая горечь, то ли ирония: "Но строгой истины оракул громовой // Не потрясал души моей…". Слова о "строгом оракуле громовой истины" как нельзя лучше передают саму сущность созданного в 1525 году и узаконенного буллой папы Климента VII 3 июля 1528 года ордена капуцинов.

Ведь именно на него возлагалась непростая миссия защиты учения Католической Церкви в условиях Реформации. После отделения от ветви францисканцев-обсервантов капуцины стали одной из важнейших контрреформационных сил Папы. Действовала эта сила и пылким словесным убеждением, и — самое главное — личным примером, преданностью вплоть до самой смерти тому, кого монахи считали наместником Сына Божия.

Протестантскому уничижению Пресвятой Девы капуцины противопоставили неуклонное исповедание Ее Непорочности (в частности, они, как выходцы из францисканцев, защищали догмат о непорочном зачатии Богородицы), приземленности реформатской экзегезы — мистицизм Бонавентуры (синтез теологии которого в конце ХVI века осуществил испанский капуцин Петр Тригозо), потребительской философии сторонников Лютера и Кальвина — суровость собственной аскезы.

Восприняв как духовный идеал жизнь одного из самих известных католических подвижников и аскетов Францизка Ассизкого и его подражателя Матфея Басчио, именуемые "меньшими братьями" смиряли себя с помощью нищеты и добровольного мученичества за веру. Формой одежды капуцинов навсегда стала бурая ряса, подпоясанная веревкой с узлом — символом монашеских обетов, сандалии на босу ногу и, конечно, знаменитый остроконечный капюшон.

Читайте также: Целибат: почему падре не могут жениться?

В труде В. Задворного "История Францисканского ордена" упоминается о множестве случаев убийства капуцинов реформаторами-протестантами: в Англии их четвертовали и сжигали на вилах на медленном огне, в Нидерландах вешали, повсюду их высмеивали и писали на них памфлеты, но они не сдавались, выступали с кафедр, проповедовали на площади, чтобы спасти хотя бы немногих.

Безусловно, принесение себя в жертву ради ближнего нередко вызывало искреннюю любовь и восхищение. Почитаемо было и самоотверженное социальное служение многих монахов ордена: они всячески помогали больным и страждущим, духовно поддерживали солдат и заботились об их раненых, опекали заключенных в тюрьмах. Известно, что во время эпидемий чумы в Италии (XVII век) погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Подвижничество капуцинских иноков в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57 годов, когда умерли 311 братьев, в 1663 году было удостоено публичной благодарности короля Людовика XIV.

Как человек, весьма любимый народом, вошел в историю первый канонизированный капуцин, Феликс из Канталиче ("брат Деогратис") — по верованию Католической Церкви, покровитель матерей и детей. Одного из признанных святыми монахов в остроконечных капюшонах, Марко д'Авиано, умершего в 1699 году, современники называли "ангелом-хранителем Гамбурга". Величайшими были заслуги ордена капуцинов и в миссионерстве. Известно предание о мученической смерти капуцинских миссионеров Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя от рук мусульман в Каире.

Многочисленные миссии капуцинов в разное время действовали на Крите, в Хорватии, Боснии, Египте, Греции, Сирии, Армении, Китае и во многих других отдаленных уголках земного шара. Монахам удавалось создавать и настоящие миссионерские центры. Один из первых был основан Иосифом де Леонессой в 1587 году в Константинополе для пастырского окормления католиков, находившихся в плену у турок. В дальнейшем, спустя несколько десятилетий, усилиями французских капуцинов два таких же центра возникли в Индии — в Мадрасе (1641 год) и Пондишери (1671 год). Чуть позже их проповедь зазвучала в Конго, Тунисе и Марокко, на Гаити и в Бразилии.

Читайте также: Легенды и мифы святой инквизиции

Следует отметить, что капуцинский орден с самого начала своего существования развивался стремительно — как свидетельствуют исторические анналы, в 1650 году он насчитывал 21830 монахов и 1428 монастырей, а в 1761 году — уже около 35 тысяч монашествующих и 1730 обителей. Но с конца ХVIII века для последователей Матфея Басчио наступает период тяжких испытаний. На историческую арену выходят два его заклятых врага — иосифизм и галликанство. Множество капуцинских монахов погибло во время Французской революции 1789-94 годов.

Тем же, кому посчастливилось остаться в живых, пришлось жестоко пострадать от гонений либералов и масонов, часто на государственном уровне. Из-за последних значительно нарушилась структура ордена; многие монастыри ликвидировали; в некоторых странах, в том числе и на родине ордена в Италии, вступление новых членов в капуцинскую общину было серьезно ограничено. С 1789 по 1847 годы не прошел ни один генеральный капитул (заседание коллегиального органа, уполномоченного избирать настоятелей или соборно решать самые важные вопросы жизни монашеской общины). Управление орденом в то время осуществлялось викарием или генеральным прокуратором, назначенным Папой.

Лишь в 1847 году, когда орден капуцинов возглавил Венанцио Бурдезио, община стала возрождаться. Возникли новые обители во Франции, Баварии и Нидерландах, была реорганизована пастырская и миссионерская деятельность. Особая роль в этом принадлежит Э. Христену, который основал в 1884 году официальное печатное издание капуцинов — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

Читайте также: Игнатий Лойола: триумф несгибаемой воли

Новым этапом служения духовных чад и последователей "братьев народа" (так называли еще древних капуцинов) стало открытие в Риме Международной коллегии святого Лаврентия Бриндизийского в 1908 году, где с 1940 года начали свою работу Исторический институт, занимающийся исследованием истории ордена; библиотека Серафико Каппучино; редакция научного журнала Collectanea Franciscana с 1929 года рецензировала все серьезные труды по францисканству — духовной колыбели ордена капуцинов. Эти традиции просветительства актуальны и для современных капуцинских монахов. Члены общины по-прежнему плодотворно трудятся над сохранением и приумножением своего уникального наследия в области католического богословия, орденского права, философии, миссионерства, искусства и социального служения.

Капуцинство сегодня — это около 14 тысяч монашествующих (по данным открытого общества "Энциклопедия Кольера"), 200 миссий во всем мире (больше всего миссионерских центров сосредоточено в Индии, Эфиопии и Турции), более 20-ти монастырей в странах Западной и Восточной Европы. Можно много говорить и долго спорить о роли этого религиозного движения и во времена контрреформаторской борьбы, и в нынешнем мире с его непростыми духовными коллизиями. Но неоспоримо одно — капуцины явили миру пример поразительной верности своим убеждениям и не менее впечатляющей готовности идти за них до конца. А это качество ценно для человека любых религиозных взглядов. Оно — именно то, чему у капуцинов стоит поучиться.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить