Женщинам без церквей тяжело. А без мечетей?

Горячо верующий молодой москвич может каждое воскресенье спешить на первую электричку, чтобы попасть на исповедь к духовнику в Троице-Сергиеву лавру, а вот маме с тремя младенцами или 80-летней старушке требуется гораздо больше усилий, чтобы проделать до церкви путь хотя бы в несколько станций метро. А для мусульманок посещение мечети обязательно?

Один из главных аргументов в пользу строительства новых православных храмов в спальных районах Москвы — это переполненные церкви на окраинах столицы и огромное количество православных верующих, которым не под силу отправиться на воскресную службу из Медведково или Строгино поближе к Кремлю. Впрочем, сегодня ехать на богослужение в центр уже и нет особого смысла — это лет пятнадцать назад храмы, унаследованные спальными районами Москвы от вошедших в черту города сел, кладбищ или дворянских усадеб были набиты битком, а недавно возвращенные Церкви здания в центре города едва собирали на воскресную литургию человек пятьдесят.

Среди прихожан православных храмов в центре Москвы преобладает студенческая молодежь и сотрудники ближайших офисов. Прихожанами храмов на окраинах часто становятся те же самые люди после вступления в брак и рождения детей — пока были влюбленной парой, ездили вместе в храм на Китай-городе, он — из Теплого Стана, она — из Выхино. Когда родился первый ребенок, ездить с ним на службы в центр сил еще хватало, со вторым стало тяжелее, а уже с появлением на свет третьего и четвертого — совсем невмоготу.

Помимо многодетных, в спальных районах живут еще верующие старики, а также инвалиды, перед которыми каждое воскресенье или большой церковный праздник встает следующая дилемма: или пойти в ближайший к дому храм и там несколько часов провести в духоте и давке, или попытаться доехать до менее людного, но более отдаленного прихода, но тогда после долгой дороге в общественном транспорте сил на молитву уже не останется.

Люди, которые выступают против строительства в спальных районах новых православных храмов, часто проявляют в религиозных вопросах поразительную "осведомленность". Например, участник одного из интернет-форумов задал священнику вопрос: "А зачем верующим находиться в храме одновременно?" Те же сограждане выражают искреннее недоумение, когда им объясняют, что быть на литургии каждый воскресный день и каждый праздник — непререкаемая обязанность христианина, аксиома, которая даже не обсуждается. И вопрос о том, а не остаться ли бабушке с палочкой или маме с десятью детьми в этот день дома, мягко говоря, неполиткорректен и неуместен.

"Если отвечать на это так называемое возражение, то оно не учитывает христианское сознание и основы евангельского благовестия, на котором основывается Православие", — заявил в интервью "Правде.Ру" протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском Университете.

Как отметил известный священник, "главный источник для православных верующих — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Читающие Евангелие в вообще Новый Завет несомненно оттуда убеждаются в необходимости участия в церковных таинствах. Таинства совершаются только на общественном богослужении. Призывы к участию в общественном богослужении несомненно следует из Евангелия, из описания Тайной Вечери в особенности, из описания первой христианской общины, где апостолы всегда были вместе для молитвы воскресной и, соответственно, в праздничный день, из опыта исторической Церкви. Для христиан здесь вообще нет вопроса".

"Собственно, не должно быть вопроса и для неверующих, потому что вообще не их дело разбираться, какие выводы их верующим согражданам следует сделать из своих вероучительных убеждений. В конце концов, наше дело решать, ходим мы в храм или не ходим, с какой частотой и как близко должны быть эти храмы к месту жительства, поскольку это не нарушает прав других людей, то находится исключительно в компетенции тех, кем это востребовано", — подчеркнул он.

Конечно, здоровый молодой мужчина может совершать ежевоскресный вояж в отдаленную и малолюдную церковь, но проблема в том, что для православных людей свойственно создавать семьи, часто многодетные, и приходить в храм семьями. А еще заботиться о пожилых родителях, в том числе помогать им прийти в храм на молитву.

О своем опыте "Правде.Ру" рассказала Мария Харитонова, филолог, преподаватель иностранных языков:

"У нас православная семья, трое детей. По воскресеньям — когда все дети здоровы — мы стараемся всей семьёй приходить в церковь. В нашем районе есть два небольших храма, до которых можно добраться на общественном транспорте. Храмы переполнены, поскольку желающих присутствовать на воскресной литургии явно больше, чем они могут вместить (особенно это касается маленькой деревянной церкви на Енисейской улице). Мамы с детьми обычно заходят внутрь только на время причастия — и сразу же выходят, так как в храме тесно и душно. На улице через колонки слышно службу, так что мамы молятся снаружи. Это, конечно, имеет смысл и само по себе (дети шалят и шумят, поэтому их лучше приводить в храм ненадолго, чтобы пребывание там не превращалось в испытание и чтобы они мешали молящимся), однакобывает, что и взрослые заходят в храм по очереди: один вышел, другой зашёл, когда освободилось место. Пожилым людям тяжело: от духоты кружится голова, и люди выходят на улицу, чтобы вдохнуть свежего воздуха.

Впрочем, по обычным воскресным дням в храмах всё же находится место для каждого или почти для каждого. Однако по большим праздникам, особенно на Крещение и в Вербное воскресенье, мы в церковь иногда не ходим вообще: пугает толчея, огромное количество людей, среди которых легко потеряться, всё та же духота и теснота. Конечно, кто ищет возможность прийти в храм для молитвы, тот её всегда найдёт, но было бы лучше, если бы храмов в "спальных районах" Москвы было больше. Ведь храм — это не только то место, куда верующие приходят для совместной молитвы, это и возможность побеседовать со священником, исповедоваться. И как раз с исповедью в таких многолюдных приходах сложнее всего, поскольку приступающих к этому таинству бывает столько, что священник чисто физически не имеет возможности внимательно выслушать каждого — а ведь это исключительно важно. Кроме того, любой приход обычно занимается не только богослужебной, но и благотворительной деятельностью. Во многих храмах Москвы нуждающиеся люди могут получить материальную помощь, юридическую, медицинскую консультацию.

Думается, что если появится хотя бы по одному дополнительному храму в каждом районе, то это будет полезно не только тем, кто туда регулярно ходит, но и тем, кто в церковь заглядывает иногда — но по большой нужде.

Ещё, например, можно устроить вокруг храма маленький палисадник, где будут гулять дети, поставить скамейки для пожилых людей или даже оборудовать небольшую детскую площадку, как это было сделано в Нижнем Новгороде рядом с кафедральным собором. Так что строительство небольшого храма, например, во дворе или в парке может быть решением сразу нескольких детских и недетских проблем".

Среди московских мусульманок тоже немало матерей с маленькими детьми. Быть может, именно они сильнее всего нуждаются в мечетях, вокруг строительства которых сейчас тоже разворачивается широкая общественная дискуссия?

О том, насколько обязательно посещение мечети для женщины-мусульманки, "Правде.Ру" рассказал имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар-хазрат Аляутдинов.

"Есть такое пророческое назидание Мухаммада. Он сказал: "Не запрещайте женщинам посещать мечети", — отметил имам.

В некоторых регионах традиционно не принято посещение женщинами мечетей. Однако, если женщина нуждается в духовной подпитке, то она может пойти в мечеть при выполнении некоторых условий: если она замужем, то должно присутствовать одобрение мужа; девушка, живущая в доме своих родителей обязана спросить разрешения отца. Но другое важное условие — чтобы не было опасности, с точки зрения греховности, как для нее, так и для окружающих. Это подразумевает должное одеяние, манеры и поведение мусульманки в соответствии с установленными канонами Ислама.

Что же касается немощных стариков, которым добраться до мечети трудно, то, по мнению имама-хатыба, обязательности непременного посещения ими мечети нет. "Тем более, если это пожилые или больные люди, которым трудно передвигаться на общественном транспорте. Безусловно, они могут спокойно совершать молитвы дома. Однако, видя каждый раз безудержное стремление престарелых людей приехать с другого конца города на молебен в мечеть, можно сделать вывод, что, если бы это было в шаговой доступности, то стало бы для них большим благом", — продолжил Ильдар-хазрат.

В то же время, по мнению известного имама, мусульманам "нужно понимать, что мечеть — это Божий храм, куда люди приходят для того, чтобы удовлетворить свою духовную потребность, найти в современном прельщающем, обольщающем, во многом сатанинском мире полезную отдушину, приобщиться к Божьей благодати. Для этого храм просто необходим".

"В любом случае, если человек — мусульманин, то в церковь или в синагогу он не пойдёт, он устремится туда, что ближе ему по духу или по этническому происхождению. Мечеть для него — Божий храм, куда приходят для того, чтобы почувствовать себя ближе к Богу, суметь проанализировать свои поступки, жизнь и понять, насколько верно или неверно он живет, наметить богоугодные цели и задачи на будущее. Это — то место, где человек находит некое внутреннее, душевное успокоение, умиротворенность. И лишать человека такой возможности, отказавшись от строительства мечетей — значит лишить его удовлетворения духовных потребностей, что отрицательно скажется на формировании всесторонне развитой личности, толерантности и нравственности общества в целом", — подчеркнул он.

Ильдар-хазрат напомнил, что "одним из пяти столпов Ислама является ежедневная пятикратная молитва. Пять раз в день мусульманин должен предстать пред Богом и совершать определенный ритуал — молитву, которая может быть совершена в любом чистом месте, но предпочтительнее, чтобы молитва совершалась именно в мечети сообща с другими мусульманами".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить