Татарстан — межрелигиозный мир без конфликтов

Население Республики Татарстан делится на мусульман и православных примерно поровну. На прошедшей в Казанском государственном университете открытой подиум-дискуссии "Религиозное разнообразие в Татарстане — шанс или проблема?" деятели ведущих конфессий показали, что, не отступая от собственного вероучения, не намерены выяснять отношения на повышенных тонах, не говоря уже об открытом конфликте.

Несмотря на двадцатилетнюю проповедь, процент смешанных браков в Татарстане не падает и составляет 30%, как и в начале девяностых годов. "Рост религиозности не сказывается на количестве межконфессиональных браков", — указал заместитель главы Духовного управления мусульман РТ Валиулла хазрат Якупов. Их количество, считает он — "показатель бытовой совместимости наших народов". Однако, напомнил Валиулла хазрат, шариат дает ясный ответ на вопросы, возникающие в связи с подобными браками и воспитанием родившихся в них детей: мусульманин может жениться на христианке или иудейке, однако мусульманке разрешено выйти замуж исключительно за мусульманина. "Представители духовенства (имелось в виду и православное) пытаются отговорить людей от смешанных браков, но степень взаимопроникновения наших народов очень велика", — продолжил Валиулла хазрат.

"Это серьезная проблема, — поддержал его настоятель единственного в Казани католического прихода Воздвижения Святого Креста отец Диогенес Уркиза. — Идеально, когда браки заключаются между людьми одной веры". Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Сергий Кузьмин привел пару примеров межконфессиональных браков. "Молодой человек с девушкой пришли на обряд освящения колец, — рассказал он.- Когда же их спросили, в какой церкви они собираются венчаться, пара ответила, что намерена пожениться по мусульманскому обычаю (совершить никах)". В другой семье, соединившей представителей православия и ислама, договорились, что ребенку не будет навязываться та или иная религия: вырастет — сам определится. К сожалению, священнослужитель не выразил своего отношения к подобным ситуациям, от которых предостерегают и святые Отцы, и просто приходские батюшки.

Присутствовавшие в зале буддисты, напротив, считали, что никакой проблемы в смешанных браках нет: религия — личное дело каждого, и всяк человек, когда приходит время, делает собственный выбор. "У меня мама — татарка, папа — еврей, я выбрал буддизм самостоятельно…", — начал свой рассказ глава казанских буддистов. "У тебя не было другого выхода!" — ответили ему из зала под смех публики.

Дискуссия состоялась в рамках организованного Федеральным центром политического образования ФРГ визита в Россию германских журналистов и представителей общественности. Немцев особенно интересовали вопросы сосуществования в РТ представителей различных конфессий, прозелитизма и проповеди. Говоря о миссии Церкви, отец Сергий отметил, что в последние годы она обращена "вовнутрь" — к некогда крещенным, но не воцерковленным людям. "Большая часть называют себя православными, но при этом не являются по-настоящему религиозными людьми", — пояснил он. "Если человек хоть раз в жизни признал Единого Бога — Аллаха и то, что Мухаммед является его пророком, а также пять столпов ислама, мы его не можем отчислить из религии, — решил заузить категорию "невоцерковленных" в исламском понимании Валиулла хазрат. — Я против того, чтобы таких людей называли индифферентными к религии: может быть, в какой-то период жизни так оно и есть, но с возрастом они обязательно придут к нам!". Подавляющее большинство населения "выбрало себе религию", считает заместитель татарстанского муфтия, и четко соотносит себя, как правило, с православием или исламом. Говорить о России как стране массового атеизма, определенно, не приходится.

Русское православие и исповедуемый большинством татар ислам умеренного ханафитского толка имеют много общего, полагает Валиулла Якупов: так, "православие опирается на святоотеческую традицию — и наш ислам отличает приверженность имамам, аналогам Святых Отцов". Кроме того, схожи бытовые религиозные обычаи татар и русских. "Богословские различия между верами давноизвестны,— напомнил Валиулла хазрат. — У нас есть межрелигиозный диалог, но мы не ставим цели достичь богословского преимущества. Если мы откажемся от цели кого-то в чем-то переубедить, то сможем сотрудничать". В то же время, заметил он, "богословские различия, существующие между религиями, на мой взгляд, никогда не будут преодолены". "Если придерживаться золотой середины, никакая война не возможна", — согласен с ним отец Сергий. По мнению же Диогенеса Уркизы — аргентинца, ранее служившего в Перу — все то же, что в Казани, он видел и в родной стране, так что Татарстан не так уникален, как его хотят представить.

При этом, указал Валиулла Якупов, "межрелигиозная конкуренция — она есть, каждый рассказывает о преимуществах своего духовного пути". Отец Диогенес поведал, что, несмотря на небольшое количество своих прихожан, которых он знает поименно, крещение в католическую веру происходит только после года "в церкви". Новички зачастую обнаруживают информацию о католицизме в Интернете — "это самый современный способ".

Агрессивный прозелитизм обычно связывают в России именно с католицизмом (если оставить в стороне "новые религиозные движения"). "Среди католиков есть и бывшие мусульмане, — напомнил Валиулла Якупов. — Прозелитизм носит глобальный характер! Я таких людей (перешедших из ислама в иную веру) очень жалею, на мой взгляд, они губят свою будущность. Для меня это трагедия… Я им соболезную, но уважаю их личный выбор". Имеются и обратные примеры: в феврале в главной казанской мечети Кул Шариф провели никах латиноамериканского студента — бывшего прихожанина отца Диогенеса, принявшего ислам ради женитьбы, и его супруги-татарочки.

Говоря о проблеме преодоления религиозного экстремизма, отец Сергий сказал, что она решается повышением квалификации священнослужителей, а его католический коллега — что католиков в Татарстане очень мало, и проблемы экстремизма среди них не существует. Валиулла хазрат отвечал значительно пространнее. По его словам, несмотря на наличие некоторого количества приверженцев экстремистских исламских течений, к которым отнесены запрещенные в России таблигиты, нурсисты и последователи партии "Хизб ут-Тахрир", а также разрешенные пока салафиты, "нам удается контролировать ситуацию". На верующих оказывают влияние внешние события, например, события в Палестине и вокруг Северного Кипра. Порой в обороте появляются ненужные и вредные произведения — в частности, в Нижнекамске был изготовлен оскорбительный для шиитов видеофильм "Осторожно, шиизм". Однако, резюмировал Валиулла Якупов, подобные явления обычно удается вовремя заметить и предотвратить их разрастание. "Основная масса верующих или против, или равнодушна к навязчивой агитации" (со стороны экстремистов), - подчеркнул он.

Валиулла хазрат назвал Татарстан "экспериментальной площадкой", где вырабатываются механизмы межконфессионального сотрудничества, "полного доброты и любви". "Здесь не было межконфессиональных конфликтов — и не дай Бог, чтобы были", — констатировал он. Что касается отношений конфессий с государственными органами, то, отметил Валиулла Якупов, "Россия как государство появилось на православной религиозной культуре — с этим ничего не поделаешь, так оно и есть". В связи с этим неудивительно, что православию оказывается существенная поддержка, но это не значит, что другие конфессии ее лишены. Рассказав о работе федерального Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, выделяющего мусульманским организациям целевые гранты в размере 180 тысяч рублей, заместитель муфтия РТ подчеркнул, что мусульмане республики "ощущают поддержку и не считают, что она несоразмерна месту, которое они занимают". "И мы получаем соразмерную помощь, — подхватил отец Сергий. — Большинство новых церквей построены на пожертвования, но реставрация Благовещенского собора в Кремле проведена с помощью государства".

То, о чем говорили духовные лица, вполне объективно отражает ситуацию в Татарстане. И тут действительно есть чему поучиться и ближайшим соседям, и особенно республикам Северного Кавказа.

Читайте также в рубрике "Религия"

 

Автор Яна Амелина
ЯнаАмелина — российский исламовед и политолог, специалист по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья. Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить