Завтра состоится суд по делу оскорбительных для верующих рекламных плакатов компании Coca Cola

Нижегородские храмы — в бутылках из-под Coca Cola

30 июня, в этот четверг, в Ленинском районном суде Нижнего Новгорода будет решаться отнюдь не рядовое дело — "Православные граждане Нижнего Новгорода против ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия". Городское отделение Союза православных граждан России требует от компании принести публичные извинения за нанесенные оскорбления и возместить верующим моральный ущерб. Заявленная исковая сумма — четыре миллиона рублей. Дело ведется с зимы 2008 года.

О "кокакольном деле" в городе знали давно. Его обсуждали и на работе, и на кухне дома, и на форумах. Так же, как и с самодуровской "выставкой", мнения разделились. Одни поддерживали православных активистов, другие, наоборот, говорили, что "попы совсем обнаглели". Какое-то время "кокакольное дело" муссировалось и в центральных газетах. Но последовавшие за ним мировые события оттеснили его на второй, а затем и на третий план. Финансовый кризис заставил думать о более важных вещах, чем церковь, вписанная в бутылку.

Стоит напомнить подробности этого дела. В декабре 2007 года группа жителей Нижнего Новгорода направила в ряд инстанций обращение с требованием возбудить против компании "Кока-Кола" уголовное дело. Подписавшиеся под обращением считали, что рекламные щиты компании, установленные осенью 2007 года в городе, оскорбляют чувства верующих. Западная компания разместила в искаженном виде святыни Нижегородской земли под своим логотипом.

В письме говорилось, что "Кока-Кола" "заполонила весь Нижний Новгород холодильниками, на которых изображены дорогие для каждого русского сердца православные кресты и купола, памятник Великим патриотам земли русской — Минину и Пожарскому, набатный колокол, установленный в Нижнем Новгороде рядом с храмом Иоанна Предтечи, виды нижегородского Кремля". Более того, "все изображения при изготовлении рекламы умышленно расположены таким образом, что зрительно воспринимаются внутри бутылки Coca-Cola. Есть и перевернутые изображения — православные кресты и купола мало того, что оказались внутри бутылки, еще и наклеены крестами вниз". Компания не только не спросила нижегородцев, можно ли ей размещать на своих плакатах объекты исторического наследия, она пошла на кощунство. Марат Абдулин, один из членов инициативной группы верующих, считает, что перевернутые на плакатах храмы — это сатанизм. "Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутые кресты. А изображение на плакатах православных храмов дискредитирует Русскую Православную Церковь. "Кока-Кола" не выступает в качестве напитка для культовых нужд", — написал активист в обращении. И резонно добавил, что прежде чем использовать объект культурного значения в рекламных изображениях, нужно проводить опросы общественного мнения.

Другие подписавшиеся также заявили "Кока-Коле" законные претензии. На одном из плакатов компания разместила памятник великим нижегородцам Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Герои войны против польского ига, как и храмы, оказались вписанными в бутылку, а сбоку "награждены" надписью "Верность традиции". Протестующие высказали мнение, что такой плакат не "сохраняет верность", а наоборот, обесценивает традицию. По логике западной компании, выходит, что в том же Нижегородском кремле с момента его создания только и делали, что производили "Кока-Колу", хранимую в кремлевских подвалах и охраняемую кремлевскими стенами. Храм, вписанный в бутылку, может навести еще на более неприятную мысль. О том, что во время таинства Причастия используют не освященное вино, а то, что подают в "макдональдсах" на запивку к гамбургерам. Православные нижегородцы считают идею проекта оскорблением религиозных чувств и национального достоинства русских людей. "Мы еще не забыли, как американцы уничтожали православные храмы в Сербии, у нас же они начали с другого — с осквернения святынь. Нас глубоко возмущает факт глумления над православными, национальными святынями русского народа американской компанией", — говорится в обращении нижегородцев. Под текстом в 2007 году подписались 440 человек. В течение последовавших лет число активистов значительно возросло.

После подписания в декабре 2007 года, обращение было отправлено губернатору, прокурору области и в нижегородскую епархию.

Пресс-служба нижегородского архиепископа одобрила инициативу верующих, о чем сразу заявила в прессе. 16 января 2008 года пресс-секретарь нижегородской епархии, протоиерей Игорь Пчелинцев заявил РИА Новости, что "граждане возмущаются и правильно делают", так как "перевернутые храмы — это сродни богохульству". По словам отца Игоря, во всем цивилизованном мире подобная реклама запрещена, а Россия как назло демонстрирует "огромное количество безнравственной рекламы повсюду".

Инициативу нижегородцев одобрили и в Патриархии. В отделе внешних церковных связей тогда сказали, что транснациональная корпорация "Кока-Кола" не учла национальных, культурных и религиозных особенностей того региона, куда пришла со своим производством. В общем, это проблема всех транснациональных корпораций. В погоне за миллиардными барышами они готовы на все. И никогда в этом не сознаются.

Представители "Кока-Колы", узнав о скандале, тоже высказались. Юрист компании "Кока-Кола Эйч Би Си Евразия" Елена Виноградова зимой 2008 года заявила, что виды Нижнего Новгорода на холодильниках с продукцией и на щитах не являются рекламой". Они, по ее словам, призваны привлекать внимание не к продукту, а к красивым видам Нижнего Новгорода, чтобы усиливать таким образом любовь к городу. Сама Елена Виноградова лично не считает вписанный в бутылку храм оскорблением религиозных чувств. По ее мнению, такого правового понятия как "религиозный символ" нет, и если какой-то храм оказывается в центре бутылки с брендом "Кока-Кола", то это просто символ в символе, и ничего более. То, что храм вдруг оказался перевернут, то это техническая ошибка, недосмотр. Другое дело, как этот "недосмотр" оказался растиражирован на другие крупные города Поволжья, например, Уфу. Но, по словам представителей "Кока-Колы", в Уфе недовольств по этому поводу пока не замечалось. Нижегородское представительство "Кока-Колы" также опубликовало на сайте компании официальное заявление для общественности. Компания апеллировала к тому, что на протяжении почти всей своей истории занималась поддержкой социальных и культурных проектов: "Размещая на своем торговом оборудовании и на упаковке продукции виды объектов архитектуры и искусства, компания демонстрирует свою позицию по сохранению мирового культурного наследия". Дальше следует полный послужной список компании в этом направлении, который включает проекты, приуроченные к 300-летию Петербурга и 1000-летию Казани. Было видно, что американская компания хочет не только не испортить реноме, но и сохранить прибыли. Между тем, в либеральных кругах попытались представить нижегородских православных как "ксенофобов" и "ханжей", для которых "храм на рекламном щите — это ненормально, а на упаковке пельменей, освященной церковью, — нормально". Вспомнились и давние слухи насчет того, что РПЦ замешана в теневой торговле сигаретами и водкой. В общем, как и во время процесса над "самодуровцами".

В январе 2008 года провокационные билборды и холодильники были все же демонтированы. Но не "под давлением православных", как об этом говорили иногда на форумах и в блогах, а по настоятельной рекомендации нижегородского управления ФАС. Компания, скрепя сердце, была вынуждена внять вежливому предупреждению Федеральной антимонопольной службы. Потеряв на этом миллионы. Извинений в адрес оскорбленных нижегородцев, разумеется, не последовало. Делу об оскорблении чувств верующих прокуратура "дала ход", и "кокакольный" скандал стал уголовным делом, переданным в суд.

Предварительное слушание по "кокакольному делу" состоялось 13 мая этого года. Очередной этап судебных прений должен состояться в четверг, 30 июня.

В Союзе православных граждан России считают, что иск к "Кока-Коле" в Нижнем Новгороде, — это не просто реакция на оскорбление религиозных чувств, а протест против гедонистического образа жизни. "Мы выступаем против PR-кампании по продвижению безответственного образа жизни — и нравственного выбора в сторону личного наслаждения", — заявил "Времени новостей" Сергей Чесноков, представитель СПГ России в Приволжском федеральном округе. По его словам, подобная реклама — это "спекуляция на религиозных ценностях".

К сожалению, несовершенство нашего законодательства и моральная безответственность дают многим компаниям отличный повод для таких спекуляций.

Самый последний случай произошел в конце мая этого года. В лифтах жилых домов Воронежа местный интернет-провайдер развесил плакаты, на которых изображена женщина в монашеском одеянии с ноутбуком в руках, а снизу красуется надпись: "Он услышал!" В городском антимонопольном управлении сочли, что интернет-компания надругалась над чувствами верующих.

В 2008 году региональное духовное управление мусульман Самарской области выступило против журнала "Максим". Наружная реклама этого сугубо мужского глянца была размещена практически по всему городу. Полуобнаженные девушки в пикантных позах были "выставлены" на всеобщее обозрение. Это не только вредило сознанию детей, но и оскорбляло чувства верующих. К мусульманскому протесту подключились тогда самарские православные. Дело кончилось тем, что на издателей "Максима" подали в суд. А провокационную "наружку" с самарских улиц убрали.

Издатели "Максима" однако потом "отличились" на Украине. Председатель духовного управления мусульман Украины шейх Ахмед Тамим пожаловался властям на ряд статей, которые оскорбляют чувства мусульман. В частности, на статью Анатолия Шария, постоянного автора рубрики "Обозреватель". Заместитель главного редактора "Максим" Тата Олейник на обращение шейха ответила, что эти статьи всего лишь посвящены "анализу мировых религий и некоторых религиозных организаций". А сам автор "Нетолерантной статьи о мусульманах" посоветовал украинским мусульманам "качать права где-нибудь в Арабских Эмиратах". В своем интервью украинскому журналу "Обозреватель" Шарий сказал, что ему "до лампочки", что решат по поводу его статей. По его словам, украинские мусульмане должны быть благодарны за то, что им разрешают жить на исконно христианской украинской земле. Но как только мусульмане попробуют диктовать в Украине свои условия, они моментально получат такую "оборотку, от которой настроение у них существенным образом ухудшится". Сам Шарий позиционирует себя как апологет традиционных христианских ценностей. Удивительно только, что уважаемый автор не видит в своих статьях и выступлениях явной провокации.

Ситуацию с противостоянием нижегородцев и компании "Кока-Кола" "Правде.Ру" прокомментировал Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России:

"Я полностью поддерживаю иск нижегородев против "Кока-Колы". Потому что использование христианских символов, в искаженном виде, при рекламе каких-то продуктов, даже таких, как воды, — мерзко и непозволительно. Пусть это даже не табак и не водка, а газированная вода. Это типичная история из области постмодернизма. Это, выражаясь современным языком, "невинный стеб", а на самом деле — издевательство. Духовная жизнь — самое главное, что есть у человека, и смеяться над этим грешно, потому что это насмешка над самим Богом. Дизайнер, искажая традиционные религиозные символы, работает ради прибыли. К тому же речь идет даже не о произведении художественного искусства, а о рекламе. Компания "Кока-Кола", должна отвечать, в первую очередь, перед всеми православными гражданами России.

Идеология "Кока-Колы" отлично вписывается в нынешнее время поп-культуры, культуры масс, которая базируется на гедонизме, удовлетворении своих чувственных запросов. Масс-культура пропагандирует стремление к богатству, к телесному здоровью. Для православного же человека, как и для любого нормального человека, базовыми являются духовно-нравственные ценности, а не те, которые рекламируют билборды, телевидение и интернет. И дело даже не в "Кока-Коле", а в самом насаждении культа материального благополучия и удовольствия".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *