Негласный мораторий на резкие заявления духовных лидеров в адрес других конфессий нарушен

Со своим уставом в чужой монастырь

На днях видный мусульманский духовный лидер "оптом" обвинил православных клириков в повальном и постоянном пьянстве. Действительно ли указанная проблема имеет место в РПЦ и каково отношение к ней патриархии? А главное, насколько вообще допустимы взаимные нападки высших священнослужителей в адрес своих коллег из других конфессий?

Чуть больше недели назад заместитель председателя совета муфтиев России Дамир Мухетдинов в интервью порталу "Первое антикоррупционное СМИ" сделал достаточно скандальное заявление, ныне цитируемое практически всеми сетевыми масс-медиа. В нем он ни много ни мало обвинил едва ли не всех священников РПЦ в повальном пьянстве. "Клирики не знают меры в употреблении алкоголя. Если наши священники такие хулиганы, на дорогих машинах попадают в ДТП, всегда ходят навеселе, то, извините, это ментальность нашего народа", — заявил муфтий, впрочем, уточнив, что это его личное мнение.

Читайте также: "Старые" мусульмане не рады прозелитам

Что ж, злоупотребляющие сверх меры алкоголем батюшки действительно существуют. И церковь, кстати, этого не отрицает. Достаточно просмотреть в интернете новости по запросу, скажем, "РПЦ намерена бороться с алкогольной угрозой". Так, председатель созданного более трех лет назад церковно-общественного совета по борьбе с этим злом при Священном Синоде РПЦ настоятель столичного Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) в своих предложениях нередко доходит до почти что мусульманского радикализма в отношению к алкоголю. Вплоть до прозрачных намеков в необходимости введения "сухого закона" — в силу неверия в то, что в России может в принципе существовать "культура употребления алкоголя" без вырождения в неприкрытое пьянство.

Отдельные представители высшего священноначалия в Московской патриархии уже давно призывают священников полностью исключить употребление алкогольных напитков на обедах после епархиальных собраний или даже просто встреч у благочинных. И уж тем более, никто не собирается оправдывать лихачества на дорогах перебравших спиртного модных в кругах столичной богемы всевозможных "игуменов" на дорогих машинах, презревших монашеский обет не только нестяжания, но и элементарного воздержания от пагубного порока.

Так что, обобщения в духе "клирики не знают меры в употреблении алкоголя", мягко говоря, беспочвенны. С тем же успехом на основе одного лишь факта существования шахидов-террористов можно было бы обвинить в радикализме всех без исключения мусульман. А ведущих исламских духовных лидеров России на основании заявлений какого-нибудь муллы из Каира или Саудовской Аравии — в потворствовании экстремизму. А чтобы уже вообще было беспроигрышно — привлечь сюда цитаты аятоллы Хомейни и его соратников.

Выступление Дамира Мухетдинова явно нарушило негласный добровольный мораторий на воздерживание духовных лидеров ведущих российских конфессий на резкие заявления в отношении друг друга.

Конечно, это не означает, что в межрелигиозных отношениях всегда и во всем должен царить принцип кота Леопольда, призывавшего жить дружно. Безусловно, жить дружно в реальной жизни можно и нужно, но и считать принципы чужой религии такими же хорошими, как своей, тоже никто не призывает. И правда, если чужая религия не хуже твоей, то чего ж в своей оставаться? Только потому, что там твои родители состоят? Начались духовные трудности или просто новых впечатлений захотелось — и сразу в карусель из православия в ислам, оттуда — в иудаизм, после — в буддизм, и обратно в православие. И кстати это не фантастика. Так поступают некоторые адепты, например, "Живой этики", построенной на теософии Елены Блаватской и Елены Рерих, которые якобы для ознакомления со всеми конфессиями поочередно становились их членами.

Читайте также: Иисус в Исламе: не Бог, но Пророк

Принцип суперэкуменизма, когда любая вера признается истинной религией (из области тысячи и одной "объединительных духовных учений" от всевозможных сектантов) не подходит ни мусульманам, ни православным. Последние, кстати, не без основания считают, что такое объединение всех религий на деле, а не на словах, станет "религией Антихриста" накануне конца света и второго славного пришествия Христова.

Так что межрелигиозная полемика между представителями разных конфессий была, есть и будет. В том числе — и по обличению недостатков другдруга, что косвенно только укрепляет каждого верующего в достоинствах собственной веры.

Но при этом каждый верующий должен сознавать, что критика иных вер не должна означать каких-то негативных действий в их отношении. Точно также, как, например, личное неприятие соседа по лестничной площадке не дает оснований с ним не здороваться. Или обличать его в многочисленных грехах с требованием исправиться.

На этот счет в России давно сложена меткая народная поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Конечно, православные блоггеры в интернете могут повозмущаться обрядом заклания барана в Курбан-Байрам. А мусульманские блоггеры в ответ поизощряться над чем-то не нравящимся им в православии.

Но если такие же заявления начнут делать сотрудники патриархии, ситуация приобретет уже совсем другой оборот. Даже если они при этом будут говорить, что "это их личное мнение". В современной политической культуре представители той или иной влиятельной структуры, правительства или общественной организации, обычно делают заявления в разрез с избранным их командой курсом лишь в одном случае: после ухода в отставку в силу несогласия с этим курсом. В противном случае такие заявления поневоле считаются наблюдателями пробным шаром, чтобы прозондировать на них реакцию адресата. Если она окажется жесткой — дезавуировать более авторитетным лицом, если пилюлю проглотят — подтвердить.

Конечно, Дамир Мухетдинов — представитель далеко не единственного мусульманского духовного центра на территории России. Тем не менее, влияние центрального духовного управления мусульман на умы верующих сомнению не подлежит. Само интересное, что сам муфтий вполне взвешенно позиционирует себя лично в качестве гражданина России. Недаром в его цитированном заявлении говорится о "наших пьющих священниках", хотя, разумеется, к исламу клирики РПЦ не имеют ни малейшего отношения. Весьма положительный контраст с появившимся в начале 90-х и доселе встречающегося среди оппозиционной элиты выражением "эта страна" — как будто Россия уже перестала быть и их родиной.

Ну так если даже замеченных в мифическом "непрерывном пьенстве" батюшек заместитель совета муфтиев считает "своими", как и Российскую Федерацию — тоже своей страной, так зачем же накалять в ней ситуацию неуравновешенными заявлениями? Мало что ли в исламе радикальных неофитов, готовых на не менее радикальные действия, лишь бы им была дана отмашка? Или то, что будет за эту отмашку принято. Так, несколько недель назад в Вологде спецслужбы за подготовку террористического акта задержали рецидивиста со стажем Сергея Мишуринского, во время многолетнего тюремного заключения перешедшего в ислам. Новоиспеченный "шахид" планировал взорвать бомбу на одной из центральных площадей города как раз с целью добиться запрета на употребление согражданами спиртного.

Читайте также: Таджикистан: регламент на мирское поведение

А что будет, если начнут высказывать недовольство теми или иными порядками в исламе епископы и митрополиты РПЦ? Начиная с увлечения многих мусульман наркотиками, вполне успешно заменившими в их религии запрещенный алкоголь, и заканчивая многоженством и выдачей замуж девушек в возрасте, в котором в большинстве стран предусмотрена жесткая ответственность за педофилию. А еще можно припомнить экстремизм Аль-Каиды и террористов на Северном Кавказе… Или лидерам мусульманской уммы недостаточно и так напряженного отношения к их единоверцам со стороны русских радикал-националистических организаций, от которых РПЦ пока успешно дистанцируется? Что, будем начинать готовиться к началу религиозных войн, уже не на страницах форумов, а в реале? Только кому от вспышки межрелигиозной розни станет легче?

Тысячи лет назад древние римляне говорили: quod licet Jovi, non licet bovi, что дозволено Юпитеру — не дозволено быку. Как видно, выражение справедливо и в обратном отношении: что дозволено рядовым полемистам-верующим, очень нежелательно для их лидеров. На которых лежит трудная задача обеспечения мира и благоденствия для своих духовных подопечных. А это невозможно без сохранения уважительного отношения к иноверцам и плодотворного сотрудничества с ними на благо общей родины — России. Жаль, что эту простую истину (будем надеяться, не со зла) подзабыл видный мусульманский лидер.

Читайте самое интересное в разделе "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы