В VIII веке манихейство добралось до Древней Хакасии

Ересь Мани: от Вавилона до Енисея

В предыдущих статьях мы начали рассказ о манихействе — "мировой ереси", ставшей на время одной из мировых религий. На много веков пережив своего основателя, дойдя до стран и народов, о существовании которых пророк Мани не подозревал, она все же сошла с арены человеческой истории. Но идеи, лежавшие в основе ереси манихеев, оказались очень живучими.

Жизнь основателей мировых религий и великих ересей складывалась очень по-разному. Кто-то принимал смерть за свою веру или даже за своих учеников, кто-то призывал к борьбе с оружием в руках. Кто-то мирно умирал, окруженный последователями, а кто-то погибал трагически. Основателю манихейства не повезло — или повезло, это как посмотреть. Ведь как всем нам хорошо известно благодаря Владимиру Высоцкому, что "кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт".

Читайте ранее: Манихейская ересь: Христос-искуситель

Что ж, любая развитая религиозно-философская система — это своего рода поэзия. У Мани, правда, она получилась довольно мрачной. А вот форма, а которой она была выражена, напротив, как ни странно, оказалась очень живой и легкой. Мани был поэтом в чистом виде — ведь он сочинял молитвенные обращения к Богу, которого проповедовал. Но настоящая поэзия Мани была выражена даже не в словах, а в красках.

Удивительное дело! Человек, считавший материю порождением злого бога, создавал прекрасные миниатюры и фрески, отражавшие привлекательность видимого мира. Мани-художник, остро переживающий красоту Вселенной, в каком-то смысле победил Мани-проповедника, заклеймившего вещный мир статусом творения Сатаны. Мусульманская традиция даже считает Мани отцом-основателем знаменитой персидской живописи. По свидетельству Абула Маали, "этот человек был мастером в искусстве живописи… Как рассказывают, он нарисовал на куске белого шелка росчерк таким образом, что можно было растянуть этот кусок шелковой ткани по ниткам, а этот росчерк остался бы невидимым".

Читайте ранее: Манихейская ересь: компот из религий

Есть сообщения о храмах, которые пророк расписывал лично. К сожалению, до наших дней его творения не дошли. Беспрецедентное внимание, которое Мани уделял живописи, особенно ярко выразилось в том, что вместе со своими миссионерами, помимо писца, он посылал и художника, считая его искусство очень важной частью проповеди.

Вообще внешней стороне в манихействе уделялось большое внимание. "Акты Архелая", древний христианский памятник, гласят: "Мани появлялся перед людьми в широких развевающихся штанах, окрашенных в желто-зеленый и зеленый цвет, в небесно-голубом плаще и с длинной палкой из черного дерева в руке".

Столь же глубоко была продумана и храмовая архитектура манихеев. Помимо культа собственно бога, Отца Света, существовало почитание и вспомогательных божеств. Форма храма (круглая, прямоугольная, треугольная и прочие) напрямую зависела от того, какому божеству или стихии он был посвящен. В геометрии культовых построек манихеи видели некую тайну, которую старательно оберегали от внешних. Сами храмы, как правило, имели четырехчастное строение: зал проповедей, зал наставлений, зал молитв и покаяний, зал мистерий. А монастыри манихеев, по свидетельству китайского хрониста, состояли из зала для священных книг и картин (снова картины!), зала для поста и объяснения, зала для поклонения и покаяния, зала для преподавания и зала для больных монахов.

Читайте также: Ересь Монтана — бунт "старших братьев"

Продуманность внешней стороны была не случайна. В отличие от большинства мировых религий, манихейство вполне осознанно создавалось как "конкурентоспособный" культ. Оно не было отвлеченными мыслями мудреца, записанными учениками — Мани знал, что творит новую религию. И он изначально заложил в свое детище принцип приспособляемости к любым условиям, безоговорочного заимствования любых подходящих внешних форм. Сам Мани в своем трактате "Шапуракан" говорит: "Вера моя ясной бывает в каждой стране и на любом языке и распространяется в далекие страны". Он имел в виду далеко не только речь, но и язык понятий, образов, ассоциаций. Любая форма народной веры, любой местный культ моментально ассимилировался, "переваривался" манихейством,поставившимзадачу утвердиться на Земле.

Уже при жизни Мани его ученики проповедовали в Африке. Много позже слово о вечной борьбе Добра и Зла достигло территории современной России.

В VIII веке манихейство становится государственной религией Уйгурского каганата. Затем крепнущий каганат направил военный удар на север, в сердце древнехакасского государства. Вскоре древние хакасы вернули свободу, но "в подарок" от уйгуров получили манихейство, быстро утвердившееся на берегах Енисея в качестве государственной религии.

Воистину, мир полон чудес! Учение, зародившееся в жарких странах в головах интеллектуалов-гностиков, стало первой вестью о едином Боге, прозвучавшей в центральной Сибири, на берегах Оби, Иртыша и Енисея.

И как прозвучавшей! "Манихейскими по своему существу являются хакасские нагорные общественные моления небу, происходившие без участия шаманов; моления в гротах, ночные бдения в пещерах", — считают исследователи. Даже в горах далекого Алтая местные жители сохранили память о "людях в белых одеждах", посещавших их и учивших вере в единого Бога.

Читайте также: Офиты: поклонники Змея и почитатели Каина

Поразительный успех манихейства объяснялся в первую очередь готовностью и способностью проповедников новой веры говорить с людьми на их языке. Как справедливо замечал Лев Гумилев, едва ли скотоводы и пахари готовы были увидеть в окружавшем их мире порождение Сатаны, а все радости жизни, включая семью, воспринять как зло. Манихейство брало не учением, а подходом к человеку. Именно в этом — очень важный урок, который не грех бы позаимствовать у древней ереси многим более "солидным" религиям.

Что же произошло потом? Куда исчезла столь хорошо продуманная и отлаженная церковная организация, руководимая патриархом, 12 апостолами, 72 епископами и 360 пресвитерами? Да, были внешние факторы — завоевания, смена отношения властей, активное противодействие других религий, не желавших растворяться в учении Мани…

Но были причины и внутренние. Все то поистине великое и мудрое, что несло в себе манихейство, было не его, — а заимствованное. И весть о едином Боге, и образ Иисуса, пленивший самого Мани, и рассказ о противоборстве добра и зла, в котором каждый человек должен определиться. Даже ненависть к материи как к воплощенному злу, эта главная идея манихейства, имела гностическое происхождение. Но именно эта идея в учении "людей в белых одеждах" была менее всего понятна их слушателям. Манихейство ушло, растворившись в религиях, которые пыталось растворить в себе. Ушло, не выдержав конкуренции с хозяевами великих истин, коими пыталось манипулировать ради собственного утверждения.

Но вопросы, некогда вызвавшие к жизни манихейскую ересь, отнюдь не ушли вместе с ней. Почему в мире столько зла? Если Творец добр и благ, как он такое допускает? Почему, наконец, по словам самого апостола Павла, "плоть желает противного духу, а дух — противного плоти"? Соблазн продолжить мысль апостола в другом, уже совсем не христианском ключе, во все времена был очень велик. В первую очередь для тех, кто решил пойти путем духа, превозмочь свою обычную человеческую природу.

Читайте также: Ересь Симона Мага: благодать по сходной цене

Надо сказать, христианству манихейская ересь очень помогла. Нет, вовсе не в качестве "образа врага" — врагов, мягко говоря, хватало и так. Она помогла молодой христианской вере вынести за свои границы столь соблазнительное для многих учение о греховности материи и всех земных радостей.

Даже английский писатель Честертон остроумно заметил: "Великие ересиархи могут встать из могил, чтобы опровергнуть нынешних своих коллег. Новые не сказали ничего, что бы не оспорили те, давние. Вот кто-то бросит походя, что христианство — болезненная, чисто духовная, аскетическая реакция, пляска факиров, ненавидящих жизнь и любовь. Но Мани, великий мистик, возопит с тайного трона: "Не христианам говорить о духе! Они — не аскеты, они пошли на сделку с бедствием жизни, с мерзостью брака. По их вине плоды, злаки и дети оскверняют землю. Эти безумцы обновили мир, когда я едва не прикончил его".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить