"От жидов убиенный" мученик-младенец вызвал возмущение ФЕОР

Мученик-младенец - камень преткновения

Недавнее посещение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своей польской паствы вызвало резонанс у многих религиозных и политических сил нашей державы. Одних оно привело в восторг, другие отреагировали весьма иронически, а третьи предъявили серьезные претензии. Среди последних — Федерация еврейских общин России, которая была глубоко возмущена тем, как канал "Россия-24" описал поклонения Святейшего мощам мученика-младенца Гавриила Белостокского (Слуцкого), покровителя богохранимой Польши, по житию, "от жидов убиенного".

"Федерация еврейских общин России выражает глубокое удивление и разочарование непрофессионализмом и дикостью комментария, сделанного телеканалом "Россия 24" — одним из ведущих российских СМИ — по поводу визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольский кафедральный собор в городе Белосток, — сказано в пресс-релизе, разосланном ФЕОР. — Материал, который и сейчас доступен на сайте программы "Вести", приводит историческую справку по Никольскому собору в духе средневекового кровавого навета".

Чем же провинилась "Россия-24"? Дала вот такую историческую справку:

"Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский кафедральный собор в городе Белосток — главный храм епархии. Здесь он поклонился святым мощам мученика младенца Гавриила и встретился с прихожанами… Никольский кафедральный собор Белостока был освящен в 1846 году. После реставрации в 1910 году он был оформлен по мотивам росписей Василия Васнецова. С 1951 года храм стал кафедральным собором Белостокской епархии Польской православной церкви. В 1991 году Никольский собор посещал папа римский Иоанн Павел Второй. Святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. В 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен. В 1720 году тело младенца Гавриила было найдено нетленным. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской православной церковью".

Пресс-секретарь одного из главных раввинов Российской Федерации и гражданина Соединенных Штатов Берла Лазара Анастасия Кудрина заявила, что агиография этого православного святого — "мифология, которая уже не раз в прошлом служила причиной массовых убийств и погромов еврейского населения и была многократно опровергнута, в том числе, самими представителями Церкви", поэтому ФЕОР"хотелось бы получить объяснения по поводу этого... вопиющего проявления антисемитизма от телеканала "Россия-24".

Сейчас сайт "Вестей" приводит уже "цензурированную" информацию. Но во исполнение слов святого апостола Петра быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1-е Петра, 3:15), попытаемся кое-что объяснить. А именно — почему мы, православные христиане и одновременно здравомыслящие, да и немного знакомые с историей люди, все-таки не считаем описанный в житии случай из XVII века вымыслом.

Что сделает любой добросовестный историк, засомневавшись, имело ли место деяние какой-либо социальной группы в прошлом? Безусловно, сперва он хорошо изучит ее идеологию и сопоставит содержание оной с гипотетическим происшествием. Это важно еще и для того, чтобы понять, действовал человек согласно учению своей религии или программе своей партии или же вопреки ему, и тогда вряд ли религия или партия за него вообще в ответе. Пойдем таким путем и откроем священную книгу иудаистов, Талмуд (а убийца младенца Гавриила в житии руководствовался именно ею).

О неевреях там сказано буквально следующее: "Еврев мы называем людьми, не-евреи же — не люди. Они — животные" (Talmud: Baba Mezia 114b). Более того, люди, которые отрицают иудейское вероучение, подлежат вполне законному уничтожению: "Убить любого, кто отвергает Тору: закон" (Talmud: Sanhedrin 59b). К "отрицателям Торы" относятся и христиане (Coschen Hamischpat 425, Hagah 425, 5)… И, что самое страшное, умерщвление христианина по Талмуду действительно приравнивается к ритуальному жертвоприношению: "Каждый еврей, проливающий кровь безбожников (не евреев, христиан), совершает тот же самый обряд, что и жертвоприношение нашему Господу Богу" (Bammidber Raba, p. 21 и Jalkut 772).

Читайте также: Антисемитизм у христиан: есть ли оправдание?

Конечно, никто не вправетребоватьотевреевверывхристианскиеагиографии.Ноневозможно отрицать и то, что по своему содержанию действия иудея Шутка в житии святого мученика Гавриила Белостокского вполне соответствуют Талмуду, а не противоречат ему. Священную же книгу, как ни крути, мифотворчеством или мистификацией не назовешь…

Был ли случай ритуального убийства христиан-"гоев" и, в частности, христианских детей лицами еврейского происхождения единичным в истории? И здесь вынуждены ответить: нет, к сожалению. Так, в "Истории евреев" Жозефа Кастейна (Josef Kastein), на которую ссылается автор книги "The History of Jewish Human Sacrifice" Вилли Мартин, сказано, что и Мартин Лютер (а сего выдающегося протестантского богослова трудно заподозрить в недобросовестности или фальсификации) пишет о мальчике Симоне из Трента, убитом адептами иудаизма, и о других детях (Stranger than Fiction, p. 249).

Автор послужившей первоисточником этой статьи книги "Ящик Пандоры" Лев Гунин указывает на целые тома описаний пыток, зверств, внесудебных убийств и массовых казней евреями-израильтянами мусульман и христиан, которые составлены международными организациями (ООН, Международной амнистией, Дерешос, Human Right Watch и др.). Вызывает настоящий ужас описание так называемого "еврейского ЧК", дошедшее до нас из 30-х годов пришлого века: "Весь цементный пол помещения еврейского киевского чека, где производились казни, был затоплен человеческой кровью на несколько дюймов. Это была жуткая смесь крови, мозгов и осколков черепов. Все стены были забрызганы кровью. Кусочки мозгов и головной кожи прилипли к ним. Желоб, шириной 25, глубиной в 25 сантиметров и длиной приблизительно в 10 метров, был до краев заполнен кровью. Некоторые тела потрошили, конечности других были вырваны, некоторые были буквально разрублены на мелкие части. Некоторым вырвали глаза, а их голова, лицо и шея были покрыты глубокими ранами" (Defender Magazine, October 1933).

Ни в коем случае не обвиняя в описанных выше ужасах весь еврейский народ, неоднократно страдавший от геноцида, подчеркнем, что речь идет об отдельных изуверах-иудеях, практикующих жесточайшие ритуальные убийства. Если реально существовали изверги, умертвившие мальчика Симона из Трента и вырывавшие глаза киевским христианам, то и преступление Шутка, скорее всего, не миф. Но уместно ли расценивать заслуженное наказание маньяка-детоубийцы и поклонение мощам его святой жертвы как обиду для всего еврейского народа, если современные раввины такие "жертвоприношения" не одобряют? Вопрос наверняка риторический…

Следует коснуться и якобы многократных опровержений представителями Церкви этой агиографии. Как единственный общеизвестный пример выраженной публично мысли православного священника о деканонизации святого мученика Гавриила Слуцкого в медиапространстве фигурирует интервью самиздатскому журналу "Евреи в СССР" отца Александра Меня (еврея по национальности) (№11, 1975 год). Но, во-первых, специфика советского самиздата вообще и подхода к высказываниям людей священного сана в державе "научного атеизма" в частности давно стали притчей во языцех. Во-вторых, приписывание отцу Александру решительного ратования за деканонизацию мученика Гавриила Слуцкого еврейскими лидерами почему-то расходится с воспоминаниями его ближайшего окружения. Например, одна из духовных чад протоиерея, Мария Сеньчукова, в статье "Смиренная Церковь: 21 год со дня убийства отца Александра Меня", опубликованной на "Правмире", пишет: "…объяснение служб Страстной седмицы из упомянутой "Таинство, Слово и Образ" я до сих пор могу цитировать. А какое-нибудь рассуждение о деканонизации святого мученика младенца Гавриила Белостокского я даже примерно запомнить не могу".

Уместнее будет, наверное, прислушаться к иному опровержению, касающемуся "антисемитизма в Православной церкви", — словам протоиерея Владислава Свешникова: "Что же касается мнимого антисемитизма нашей Церкви, то в несостоятельности этих обвинений можно убедиться, даже просто зайдя в любой православный храм, где висят иконы ветхозаветных пророков и святых апостолов, которые все без исключения были евреями".

Во Христе нет ни иудея, ни эллина. А вот маньяки и фанатики вроде негодяя Шутка встречаются, увы, и среди первых, и среди вторых. Но вряд ли это вопрос национальности как таковой…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить