Социальная справедливость — религиозная идея?

День 7 ноября традиционно является поводом снова и снова жестко осудить коммунистическую идеологию и вспомнить о жертвах большевистских репрессий. Но иногда вместе с тоталитарным строем отвергают и идеи социальной справедливости, самоотверженного служения общему делу и многое другое, о чем принято говорить "в Советском Союзе было много хорошего".

О религиозном понимании социальной справедливости "Правде.Ру" рассказали представители традиционных конфессий России.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма святых Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста в Москве, главный редактор журнала "Наследник":

— Я вообще категорический противник принципа "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем". У меня такое ощущения, что в последние столетия прочно, как в матрицу, впечаталось в сознание русского человека, будто для того, чтобы строить что-то хорошее, нужно отвергнуть до основания все, что было до того.

Безусловно, в Советском Союзе была масса достижений, в том числе социального характера, которые, я не знаю, были ли где-то еще вообще на таком уровне при том общем развитии экономики, которая там, безусловно, отставала от ведущих стран мира.

На мой взгляд, вообще любой опыт, а особенно опыт собственной страны, нужно изучать. Мы все больше ориентируемся на опыт западный, китайский, венесуэльский… Собственный опыт необходимо изучать и все хорошее, что там было, обязательно применять. Все достижения, которые у нас бывают, обязательно достаются нам с большим потом или с большой кровью. А потом мы еще их и отвергаем и говорим "нет, это вообще все было неправильно".

И это, на мой взгляд, категорически неверно, потому что Советский Союз сумел выработать многие формы человеческого сосуществования и отношения между людьми, и отношения к собственной стране, и достаточно высокий уровень готовности жить не ради себя самого, любимого, высокий градус жертвенности, который был вполне нелицемерен и свойственен значительной части нашего народа.

Воспитанные в Советском Союзе люди видят, что их дети и внуки начинают жить только ради себя. В этом смысле в СССР было больше христианского, чем в современном отношении к жизни. Я имею в виду не отношение церковное, а массовое сознание. "Бери от жизни все", "Ты этого достойна"… Это очень болезненно воспринимается на фоне того, что предлагалось в Советском Союзе. "Жила бы страна родная, и нету других забот", "слава тебя найдет" и так далее.

Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России:

— Я думаю, что первоначальная и фундаментальная идея социальной справедливости — это религиозная идея, но это не идея традиционных архаичных обществ, возглавляемых брахманами, жрецами и так далее, которые всегда оправдывали социальное неравенство. Идея социальной справедливости была принесена в мир авраамическими пророками от Авраама до Мухаммеда (мир им всем!). И эту идею социальной справедливости через иудаизм, через христианство, через такие его версии, как протестантизм, в Европе усвоили и, к сожалению, исказили.

Пафос социализма на самом деле фундаментально религиозный. Вообще говоря, борьба с несправедливостью шла под религиозными знаменами. Если мы вспомним крестьянские восстания, секты гуситов, адамитов, Мюнцера, катаров, то это как раз то, о чем я говорю. Люди одевали свои противоречия в религиозные одежды, а мы, мол, должны эти одежды разоблачить и все поставить с головы на ноги.

Фундаментальная идея социальной справедливости — это идея абсолютно религиозная, и это очень хорошо понимал великий русский религиозный мыслитель, гений Достоевский, который свое послание миру построил именно на религиозном понимании социализма и социальной справедливости.

Это было и в нервах, в душе, в основе населения Российской Империи, но, к сожалению, религиозный инстинкт революции пришел в конфликт с атеистической бюрократией и номенклатурой. Вот этот внутренний конфликт и погубил проект, который должен был стать одним из самых великих проектов в истории. Он был погублен номенклатурой, которая сделала, во-первых, пародию на марксизм, а, во-вторых, сам марксизм был, конечно, неадекватен для задумки такого масштаба.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Кремль объяснил слова Путина о рае после ядерного удара
Выяснено, обещал ли Медведев повысить пенсионный возраст еще раз
Кремль объяснил слова Путина о рае после ядерного удара
Как в 1941-м: зачем минобороны срочно набирает "офицеров военного времени"
Керченский стрелок закопал сейф с тайнами перед расстрелом колледжа
Керченский стрелок закопал сейф с тайнами перед расстрелом колледжа
Сбербанк может начать предоставлять услуги по проведению ICO
Если завтра война... Кто придет и спасет?
Для солидных господ: пенсионерам предложили убраться из центра Москвы
Как в 1941: зачем Минобороны срочно набирает "офицеров военного времени"
Как в 1941: зачем Минобороны срочно набирает "офицеров военного времени"
США накрыла эпидемия загадочной болезни
Как министр культуры оскорбил всю молодежь
США накрыла эпидемия загадочной болезни
Кремль объяснил слова Путина о рае после ядерного удара
Корпоративная порука российской Фемиды
Как министр культуры оскорбил всю молодежь
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Кандидат в президенты Грузии раздавал в центре Тбилиси марихуану
Новый храм возведут в Южном Бутове
Как в 1941: зачем Минобороны срочно набирает "офицеров военного времени"

Во время визита в Москву президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси выступил в Совете Федерации. Запомнилась его фраза: "Демонтаж понятия "национальное государство" в эпоху глобализации порождает экзистенциальную проблему терроризма". С этим трудно поспорить. Однако одна ли глобализация делает проблему терроризма "экзистенциальной"?

Терроризм: коктейль из крипты, крови и геополитики