Ересь стригольников – первое крупное еретическое движение на Руси

Стригольники: ересь в ответ на ересь

Ереси бывают разные. Наша родная русская земля тоже отнюдь не была оазисом, свободным от разномыслия. Но все-таки первые самобытные достаточно массовые течения, получившие название ереси, появились на Руси относительно поздно — только в XIV веке. Сегодня речь пойдет о так называемой ереси стригольников — первом крупном еретическом движении на Руси.

По всей видимости, центром ереси был Псков, откуда она быстро переметнулась и в Новгород. Знаменитая Никоновская летопись, памятник XVI века, сообщает о том, что в 1375 году новгородцы расправились с тремя возмутителями спокойствия, в том числе диаконами Карпом и Никитой. Несчастные были сброшены с моста в реку Волхов. Еще за двадцать лет до этих событий с ересью боролся, хоть и безуспешно, архиепископ Моисей. Да и казнь идейных вдохновителей отнюдь не подорвала силы нового течения — даже много лет спустя, в начале XVI века, преподобный Иосиф Волоцкий сталкивался среди монахов с людьми, придерживающихся стригольничьих взглядов.

Точное происхождение названия ереси стригольников установить достаточно сложно. Распространено мнение, что приверженцы этого учения выстригали себе на голове то ли крест, то ли что-то вроде латинской тонзуры. Но по столь заметному внешнему признаку сектантов можно было бы легко вычислить и переловить, а ересь существовала достаточно долго и весьма успешно скрывалась. Скорее всего, название происходит от профессии одного из первых вождей ереси — Карпа, который и был собственно стригольником. Это слово переводится на современный русский то ли как суконщик, то ли как парикмахер. Конечно, сами "парикмахеры" себя так не называли никогда — кличка "стригольники" была налеплена их оппонентами.

История ереси стригольников — это печальная история. Это яркий пример того, что к ереси зачастую приходят хорошие и честные люди, которые могли бы обогатить духовную жизнь той традиции, против которой восстали. Стригольники были бесконечно далеки от древних гностиков, для которых вера Христова была не более чем материалом для собственных странных теорий. Стригольники, хотя их зачастую и ставят в один ряд с другой русской ересью — "жидовствующими", были бесконечно далеки от их лицемерного циничного "гуруизма", от их жажды власти и презрения к простым людям.

Читайте также: Ересь "жидовствующих": колдуны и инквизиторы

Но все же именно древний гностицизм вполне узнаваемо звучит в проповеди самых радикальных вождей нового учения, и именно с более поздней ересью жидовствующих сомкнутся выжившие остатки стригольников.

И лучшие умы Русской Церкви того периода сочли необходимым возвысить свой голос против нового течения, видя в нем огромную угрозу православию. Что же такое проповедовали стригольники, против чего они восставали?

Можно сказать, что стригольников породило очень печальное явление церковной жизни, которое они сами заклеймили как ересь — симония. Проще говоря, повсеместная практика получения церковных должностей за определенную плату. Строго говоря, эта практика была узаконена при императоре Юстиниане Великом еще в VI веке. Все чиновники Византийской империи должны были вносить взнос в государственную казну за свое вступление в должность, а епископы Церкви на тот момент уже были чиновниками Империи. Вопиющее противоречие с древними канонами Церкви, повелевающими лишать сана тех, кто получил его за плату, обходили с присущим Востоку изяществом. Плата-де не за сам священный сан, а лишь за церковную должность, за место, так сказать. Кроме того, это скорее не плата, а благочестивая традиция делать богатые подношения по случаю вступления в должность.

Ночестныхлюдей,конечно,тошнилооттакой"благочестивойтрадиции"и столь изящной аргументации. Собственно, протесты против симонии не смолкали в Церкви никогда. Но важно было то, что эти протесты раздавались именно внутри церковного сообщества, люди пытались исправить ситуацию в Церкви, оставаясь в ее лоне. Русскому же христианству всегда был свойственен радикализм и религиозная честность, доходящая до крайности. Как тут не вспомнить святого князя Владимира, крестителя Руси! Он очень перепугал византийских епископов, когда взял да и отменил в своем государстве смертную казнь. Заповедь "не убий" он понял буквально (как, собственно, ее и следует понимать), сказав озадаченным византийцам: Бога боюсь.

Читайте также: Ересь "жидовствующих": секта рвется к власти

Столь же буквально поняли каноны древней Церкви, восходящие еще к апостолам, русские "протестанты"-стригольники. Для них продолжали оставаться актуальными слова, сказанные Христом апостолам: даром получили — даром давайте, не ожидая в ответ ничего. Да и история с Симоном Магом (от имени которого и идет термин "симония"), предлагавшего апостолам деньги за дар Святого Духа и сурово осужденного Петром, заставляла о многом задуматься.

Если епископ получил свой сан, заплатив за него деньги, его рукоположение признается недействительным. Об этом в канонах черным по белому написано. Соответственно, все таинства, которые он совершает — недействительны. Священники, которых он поставил — никакие не священники. "Попы по мзде (то есть за плату — Ред.) поставлены, а митрополит и владыка по мзде же ставлены" — именно так уже даже в конце XV века обосновывали некоторые монахи тот факт, что много лет не приступали к Причастию. Раз нет священника, имеющего право служить литургию — значит, нет и Причастия. Что же это за епископы, учителя благочестия, если они "ядят и пьют с пьяницами и взимают от них злато и сребро и порты (дерут) от живых и мертвых"?… Более того. Вселенские Соборы получивших сан за деньги "везде прокляли и отвергли, а если поставляешься и взимаешь за это, то ты уже извержен, а поставляемый от изверженного никакой пользы не имеет от поставления. И приобщающийся пречистых Таин от него, ведая (т.е. зная, какого он поставления), с ним осудится".

Эти выводы привели стригольников к весьма драматическим последствиям. Русские правдоискатели оказались в плачевном мире, где Церковь, основанная Иисусом Христом и апостолами, уже давным-давно не существует. Епископы, преемники апостолов, отнюдь не являются хранителями Предания Церкви. Очень характерны нападки стригольников на монашество, столь уважаемый на Руси церковный институт. По их мнению, тот ангел, который дал Пахомию Великому первый монашеский устав, был не ангелом, а бесом, потому и явился черным (цвет монашества), а не белым, как подобает ангелу.

Столь радикальной ревизии подверглось все Предание, а в некоторых случаях — и Писание. Митрополит Фотий даже сравнивал стригольников с библейскими саддукеями, поскольку и те, и другие отрицали бессмертие души и воскресение тела. Если это не полемический прием, чего нельзя исключать, то речь, конечно, идет далеко не обо всех стригольниках, а только о самых радикальных.

Читайте также: Ересь "жидовствующих" — элита на прицеле

Как далеко могло завести такое мировоззрение? Ведь весь привычный мир переворачивался с ног на голову! Нет ничего удивительного в том, что к движению стригольничества потянулись силы, издревле враждебные Церкви. О том, что это были за силы и что стало в дальнейшем с ересью стригольников, мы расскажем в следующих статьях рубрики "ересь".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *