Украине вновь предлагают унию с Римом?

Признанный лидер украинских униатов Любомир Гузар сделал в феврале неожиданное заявление, призвав к объединению православных с целью "восстановить единую Киевскую церковь". Кого именно из украинских православных юрисдикций он призвал к единству? Стоит ли за этой инициативой попытка найти религиозный мир на Украине, или подчинить ее православных Риму?

Сложив с себя 10 февраля полномочия главы Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ), кардинал Любомир Гузар приобрел любопытный статус — де-факто оставаясь лидером для украинских униатов благодаря своим многолетним трудам для расширения влияния УКГЦ и Рима на Украине (именно его усилиями был осуществлен в 2001 году нашумевший визит сюда Папы Римского Иоанна Павла II), де-юре он таковым быть уже перестал. Подобный статус располагает к откровенным и уже не скованным "политесом" в отношениях с другими Церквами шагам — и Гузар не преминул их предпринять.

Уже 12 февраля он сделал неожиданное и многозначительное заявление: "Мы до этого не будем полностью собой, пока не соединены с нашими православными братьями, восстановив единую Киевскую Церковь". Под Киевской Церковью, которую предлагается восстановить, подразумевается Киевская метрополия, созданная Константинополем как "параллельная" и независимая от Московской в 1458-1461 годах и просуществовавшая в таковом статусе вплоть до 1686-1688 годов, когда ее территория вошла в юрисдикцию Московского Патриархата. В Константинополе этому открыто не возражали, однако уже в ХХ веке начали "издалека" озвучивать заявления о том, что включение это, дескать, было не вполне правомерным. Так, в подписанном Патриархом Григорием VII 13 ноября 1924 года Патриаршем и Синодальном Томосе Вселенской Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной говорится: "Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от нее, а также присоединение их к Святой Московской Церкви совершилось не по предписаниям канонических правил, также не было соблюдено все то, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского Митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола". Впрочем, ни одной из неканоничных украинских Церквей, апеллировавших к возрождению самостоятельной Киевской Митрополии в ХХ веке (та же "Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата"), добиться признания своего статуса от Константинополя не удалось.

Фото: AP

Казалось бы, рядовое заявление о желании поддержания в стране религиозного мира. Дескать, "обнимемся, братья, и будем едины!" Однако тут есть одна небольшая, но очень важная (как и любая деталь) тонкость. Дело в том, что хотя греко-католики на Украине не особенно это озвучивают в открытых заявлениях, но считают-то наследниками Киевской Митрополии (чьи иерархи подписали Брестскую унию с Римом в 1596 году) они только самих себя. Так, не стесненный "политесом" в отношениях с украинским православными епископ Иосиф Верт, возглавляющий католическую Преображенскую епархию в Сибири и являющийся также ординарием (правящим архиеерем) для российских католиков византийского обряда (российских униатов), не далее как в сентябре 2009 года в интервью "Сибирской католической газете" ясно выразил эту позицию: "Единственным уцелевшим осколком бывшей Киевской митрополии оказалась греко-католическая Церковь на Западной Украине (Галиции). Эта область не вошла в Российскую империю. На нее распространялась власть австрийского императора". И только там, мол, остатки Киевской Митрополии и смогли сохраниться до нашего времени от притязаний Москвы.

Соответственно, восстановление Киевской Митрополии в понимании Любомира Гузара явно подразумевает возвращение к унии Украинской Церкви с Римом. Это ясно даже лидерам Киевского Патриархата, весьма не комплиментарным к Москве. "С этой позицией Любомира Гузара мы знакомы. Речь идет о том, чтобы Украинская Церковь была в единстве с Римским Престолом, став мостом между католицизмом и православием… для УГКЦ разрыв с Римом невозможен", — так прокомментировал предложения Гузара для украинского издания "Сегодня" глава пресс-службы Киевского Патриархата епископ Евстратий (Зоря). И действительно, как пояснил в комментарии тому же изданию глава секретариата главы УГКЦ протоиерей Олекса Петров, "связь со Святым Престолом разорвана быть не может. Эта связь является сутью нашей веры".

Предложение о де-факто новой унии выглядит вполне логичным и в контексте всей деятельности Гузара на посту главы украинских греко-католиков. Он превратил ее из еще недавно сугубо региональной, "западенской" Церкви в общеукраинскую, открыв новые ее епархии в Одесской, Донецкой, Луганской, Полтавской областях, в Крыму. В августе 2005 года резиденция главы греко-католиков была перенесена из Львова в Киев, где началось строительство огромного собора Воскресения Христова и резиденции митрополита. Как отмечает заведующий кафедрой Украинского католического университета во Львове (он принадлежит все той же УКГЦ) Олег Турий: "Этот перенос, или, скорее, возвращение резиденции главы Церкви в Киев… свидетельствует о внятной внутренней идентичности греко-католической Церкви как Церкви украинской Киевской традиции, наследницы Киевской Митрополии". Опять же, интересно, что перенос резиденции главы УКГЦ в Киев Турий называет "возвращением", предполагая, очевидно, его будущим главой той самой "возрожденной единой Киевской Церкви".

Фото: AP

Почему заявление Гузара об этом прозвучало сейчас? Дело, вероятно, не только в том, что сейчас он фактически свободен говорить, что думает. "Можно предположить, что в условиях, когда Московский патриархат предпринимает шаги по присоединению к себе УПЦ КП, Гузар делает ход на опережение, представляя УГКЦ ориентиром для тех сил в Киевском патриархате, которые не хотят вливаться в МП, предлагая им выбор между верховенством Москвы или Ватикана", — отметил в комментарии "Сегодня" украинский политолог Вадим Карасев. Ситуация выбрана точно — самопровоглашенный в 1992 году Киевский Патриархат переживает в последние два-три месяца критическую стадию, делая одно за другим заявления о его "готовящейся ликвидации" со стороны властей. В случае если это действительно произойдет, часть их приходов на Центральной Украине вполне могли бы на волне "создания своей, украинской немосковской Киевской Церкви" вобрать в себя греко-католики. Таким образом, УГКЦ заняла бы позицию второй по величине христианской Церкви Украины. (В настоящий момент статистика церковной жизни на Украине такова — около 11 тысяч приходов у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, четыре с половиной тысячи — у Киевского, 3600 — у греко-католиков, 1200 — у созданной в годы перестройки и представленной в основном на Западной Украине Украинской Автономной Православной Церкви.)

Еще интересный вопрос — а кому из украинских православных адресованы Гузаром слова о желательности объединения? Включаются ли в число тех, кому он широко открыл братские объятия, представители Московского Патриархата? С одной стороны, четких заявлений "нет" не было. С другой стороны, еще один шаг, который предпринял Гузар вскоре после своего заявления об "объединении христиан на Украине", говорит сам за себя. Как сообщает сайт украинской радикальной националистической партии "Свобода", "18 февраля состоялась встреча Блаженнейшего Любомира с председателями областных советов западных регионов Украины. Во встрече, которая проходила в помещении Патриаршей курии УГКЦ в Киеве, приняли участие председатель Ивано-Франковского областного совета, заместитель председателя ВО "Свобода" Александр Сыч, председатель Львовского областного совета, заместитель председателя ВО "Свобода" Олег Панькевич и председатель Тернопольского областного совета, глава Секретариата ВО "Свобода" Алексей Кайда". После обмена подарками и благодарностями "Блаженнейший поддержал программную идею "Свободы" относительно необходимости создания единой Поместной Церкви с центром в Киеве". Изданию "ПолитАрхивы" в пресс-службе "Свободы" также сообщили, что Гузар еще и благословил лидеров "свободовцев" на их "борьбу".

Вряд ли для Гузара (и вообще, для кого-либо на Украине) является тайной отношение "Свободы" и группирующихся вокруг нее радикальных националистов к Московскому Патриархату — каждый визит Патриарха Кирилла в Киев сопровождается оскорблениями в его адрес со стороны "свободовцев". 27 июля 2009 года Андрей Мохник, глава киевского отделения организации и заместитель председателя партии, возглавлявший такой пикет у Киево-Печерской Лавры, заявлял: "Позиция "Свободы" в церковном вопросе является однозначной: на Украине должна быть создана единая Поместная Православная Церковь с центром в Киеве, а Украинская Православная Церковь Московского Патриархата должна называться Русской Православной Церковью на Украине с соответствующим статусом зарубежной церкви". Предложение об объединении к ней не относится. Об этом же тот же Мохник вновь заявил во время визита Патриарха Кирилла в Киев в июле 2010 года: "ВО "Свобода" последовательно выступает за единую Поместную Православную Церковь с центром в Киеве…. а Московская Церковь — это порожденная Сталиным структура для духовного порабощения граждан". Добавлю, 21 февраля 2011 года, вслед за встречей их соратников с Гузаром, одесские "свободовцы" провели митинг против "превращения в русскоязычное, русскоправославное быдло". И с такими людьми намерен сотрудничать и даже благословляет их Гузар? Причем, как сообщили "ПолитАрхивам" в "Свободе", он еще и "призвал их убедиться в своей силе. Тогда украинцы станут хозяевами не только во Львове, но и в Донецке". Намек на более глобальное сотрудничество при готовящейся "духовной экспансии" на восток (между прочим — еще недавно та же "Свобода" брала на свою деятельность благословения у Филарета и поддерживала его Патриархат, а теперь уже меняет духовных покровителей)? В любом случае, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата предложения об "объединении в единую Киевскую Церковь" вряд ли адресованы…

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить