День Ильи-громовика

2 августа (20 июля по старому стилю) – праздник ветхозаветного пророка Илии - величайшего пророка и первого девственника Ветхого Завета.

Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным" .

Имя Илия (что означает крепость Господня), данное ему при рождении определило всю жизнь будущего святого. С малых лет он поселился в пустыне, посвятил свою жизнь Богу и проводил ее в строгом посте и молитве. К пророческому служению Илия был призван при израильском царе Ахаве и стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.

В тот период израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо рьяно поддерживала служение идолу Ваалу язычница Иезавель – жена царя Ахава, что привело древних израильтян к полному нравственному упадку. Видя реальную угрозу гибели своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его.

Тогда пророк Илия объявил деспоту, что, в стране в течение трех лет не будет ни дождя, ни росы на земле, и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, все случилось, как предрек Илия. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Царица Иезавель все это время искала возможность уничтожить пророка. Сохраняя его Господь во время бедствия послал Илию в сокровенное место у потока Хораф. Там хищным воронам Бог повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда же поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. С тех пор по молитве пророка Илии мука и масло не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия собрал на горе Кармил (Кармель) весь народ Израиля и жрецов Ваала. Там он предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от него самого для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истине". - сказал Илия. - "И все должны будут поклониться Ему, а не признающие будут преданы смерти".

Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало и огонь не появился. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней – по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой.

Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильтян и обратил их сердца к Себе, Единому Богу. Огонь по молитве пророка сошел с неба, мокрые дрова загорелись, и жертвенное всесожжение состоялось.

Народ, падкий на чудеса, пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!" . Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Осознал свое заблуждение и царь Ахав, но его жена Иезавель была сильно разгневана , дышала жаждой мести и по-прежнему грозила убить пророка. Спасаясь, пророк Илия бежал из Израильского царства в царство Иудейское. Сожалея, что бессилен искоренить идолопоклонство, он просил у Бога смерти. Но Ангел Господень укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь.

Сорок дней и ночей шел пророк Илия до горы Хорив (другие названия ее – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета), где и поселился в пещере. Там Господь повелел пророку Илии

День Ильи-громовика
День Ильи-громовика
помазать на пророческое служение молодого Елисея.

На глазах у него за свое пламенное служение Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Елисею же достался дар пророческого духа, причем вдвое больший, чем имел сам пророк Илия.

Примечательно, что великий пророк, житие которого описано в Библии, во время Преображения Господня беседовал со Спасителем на горе Фавор. В православии пророк Илия всегда почитался особенно. Первая церковь, построенная в Киеве еще при князе Игоре, была освящена во имя пророка Илии.

Предание о нем сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия. По другой традиции, гора зовется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На вершинах ее растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из которых вытекает из так называемого источника Илии.

С давних времен гора Кармил на Святой Земле была местом паломничества для христиан. По имени горы свое название получил один из самых крупных католических монашеских орденов – босоногих кармелитов, который образовался здесь в 1245 г. На территории кармелитского монастыря на горе Кармил находится и пещера святого пророка Илии - главное место паломничества. У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного мечом.

Ежегодно в день пророка Илии кармелиты устраивают традиционное шествие, отмечая день святого. С праздничными песнями они спускаются по горе, молитвенно прося у своего патрона совершить очередное чудо. Если при этом на фоне голубого в это время года хайфского неба появляется хотя бы небольшое облачко, поклонники пророка считают свою миссию исполненной.

Почти тысячу лет тому назад побывал здесь и русский игумен Даниил, записавший в своем «Хожении»: «Пришли в Хайфу, а оттуда – к горе Кармильской. В этой пещере находится пещера Илии-пророка. Мы поклонились ей».

Спустя 800 лет Русская духовная миссия приобрела на горе земельный участок, на котором построила православный храм во имя пророка Илии, который в середине ноября 1913 года освятил патриарх Иерусалимский Дамиан. Этот храм 18 июля 1997 года посетил Патриарх Алексий Второй.

Почитание пророка Илии на Руси в то же время переплелось с языческими верованиями и обросло приметами. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.

Считается также, что на Ильин день нельзя работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике и почистить ульи. Пчела — "'божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.

Еще в Ильин день нельзя купаться. Это запрещалось строго-настрого, а запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".

Сегодня на склоне горы Кармил раскинулась Хайфа – третий по величине город в Израиле, после Иерусалима и Тель-Авива. Его население составляет примерно 250 000 человек. Он – морские ворота, главный порт Израиля. В Хайфе расположен и крупнейший в стране политехнический институт – Технион. В городе много театров, свой симфонический оркестр и даже метро.

В нижней части Хайфы расположено несколько христианских церквей, освящённых во имя Илии-пророка: греко-ортодоксальная, католическая и греко-католическая.

А еще Хайфа – всемирный центр веры бахаи. Здесь в 1957 году выстроен первый в мире бахаистский храм.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить