Можно ли считать членов секты "Ветвь Давидова" подобием христианских мучеников?

Научат ли сектанты мученичеству?

Сегодня, 19 апреля, исполняется 19 лет со дня трагедии в США — штурма силами ФБР штаб-квартиры апокалиптического культа "Ветвь Давидова", располагавшегося в местечке Вако, штат Техас. Вообще, происшедшее в 1993 году до сих пор оценивается в самой Америке не однозначно. Во-первых, по сравнению с рядом агрессивных сектантских организаций "давидовцы" вели себя довольно нетрадиционно — в хорошем смысле слова: например, не устраивали терактов. А более 80 погибших в огне членов секты пошли на самосожжение добровольно, сражаясь с силам правопорядка до конца.

С другой стороны, ФБРовцы в ходе своей спецоперации наломали столько дров, что их до сих пор "склоняют" в многочисленных фильмах и прочих произведениях, созданных по мотивам трагедии. Ведь если бы федеральные агенты действовали более профессионально, жертв почти наверняка удалось бы избежать. А самого лидера секты Дэвида Кореша легко можно было арестовать во время утренних пробежек, в которых он себе не отказывал почти до самого конца многодневной осады.

Разумеется, "Ветвь Давидова" с самого своего основания нарушала целый ворох законов США, от торговли неразрешенными видами оружия до педофилии, выражавшейся в том, что "гареме" Кореша были 10-летние девчушки. И все-таки "давидовцы" своей "старомодностью" больше напоминают не современных религиозных фанатиков, а их "предков" эпохи освоения Америки. Которое большей частью как раз и велось религиозными общинами, отправившимися на поиски полной религиозной свободы с оружием в руках.

Оружие, надо сказать, без малейшего колебания пускалось в ход не только против враждебных индейцев, но и против представителей федеральных властей, если те, по мнению "агрессивных верующих", нарушали их права. Достаточно сказать, что и поныне в штате Юта, "цитадели" мормонизма, многие верующие де-факто имеют по несколько жен. Что отнюдь не мешает представителю их общины добиваться места главного претендента от республиканской партии на пост президента США на предстоящих в этом году выборах.

Читайте также: "Культ карго". Как рождается религия

Так что же, можно ли на этом и других сходных примерах верующим христианам учиться мученичеству? То есть готовности отдать жизнь ради свидетельства истинности своей веры? Увы расхожая поговорка гласит: "Дьявол скрывается в деталях". Что полностью согласовывается с изречением апостола Павла: "И сатана принимает вид ангела света". Потому что современное "мученичество" от адептов новомодных культов и истинное мученичество христиан, как говорят в Одессе, — "две большие разницы".

В первые века христианства гонения языческих императоров на христиан переходили все мыслимые границы. Так, в начале IV века в Никомидии во время рождественской службы в соборной церкви было заживо сожжено более 20 тысяч христиан. Вот только они не сами себя убили — храм был обложен хворостом и подожжен императорским воинами. Которые, к тому же, стояли рядом с обнаженными мечами и приказом выпускать из горящего здания лишь тех, кто тут же согласится принести жертву идолам. Не согласился никто.

Но как же это не похоже на массовые самоубийства под маской "истинной веры", начиная с самосожжений староверов времен протопопа Аввакума после никонианского раскола 1654 года! Особенно с царствования Петра, единственной санкцией которого против раскольников было требование податей в двойном размере — но никак не приказ "продать душу антихристу, погубив ее навеки". Что руководило "пензенскими затворниками", в конце 2007 года спустившимися в холодную пещеру в ожидании "конца света", по мнению их "духовного отца", должного случиться в мае следующего года? Разве их кто-то заставлял отрекаться от Христа, "принимать антихристову печать" и т.д.? Поневоле приходит на ум меткая народная поговорка: "Заставь дурака Богу молиться — он и лоб разобьет"…

Читайте также: Конец света в отдельно взятой деревне

Еще менее соответствует содержанию христианского мученичества "борьба со злом с оружием в руках". Да, христиане — не толстовцы с их "непротивлениемзлунасилием", они готовы сражаться за Родину, родных и друзей. Но это касается вещей более приземленных, грубо говоря — при защите от массового грабежа, обычно именуемого захватническими войнами. Но когда приходит время сразиться с духовным злом, злом первого порядка — истинное мученичество заключается в другом. Не дать себя победить злу, став таким, как оно — но по образу Христа "смертью смерть попрать".

Потому во времена самого массового языческого гонения при императоре Диоклитиане его жертвами стали сотни тысяч христиан — но никто из них не взялся за оружие, хотя многие из них были храбрыми воинами. Например, известный всем великомученик Георгий, или элитная "рота" умелых воинов, получившая известность под именем "40 севастийских мучеников", замученных в холодных водах Севастийского озера в Армении, но так и не поднявших мечи в свою защиту. Они исполняли еще одну заповедь священного Писания: "Ваша брань не против плоти и крови — но против начал и властей тьмы, против духов злобы поднебесной".

Нынешние же "мученики за веру" из числа сектантов если и готовы отдать за свои заблуждения жизнь, то не иначе, как прихватив с собой побольше тех, кого мнят своими врагами. Ну или совершить банальное самоубийство, также не совместимое с истинно христианским подвигом. Ведь ни одному христианину не приходила мысль покончить с собой, даже когда страдания, причиняемые палачами, становились нестерпимыми. Отдаться на мучения добровольно, даже искать мученического подвига — да, но только эти мучения должны были проводиться руками ненавистников Христа, а не собственными.

Читайте также: "Небесные сессии" дядюшки Уоррена

Так что всем древним и современным христианским страдальцам за веру мысль о том, чтобы "пострадать за Христа" путем коллективного самоубийства, как это практикуют доселе адепты смертоносных культов, показалась бы дикой. Тем более, что и "добровольность" таких "гекатомб" часто весьма сомнительна. Например, в ходе "Гайянской трагедии" 1978 года меньше 200 из 912 членов секты "Народный храм" выпили яд добровольно — остальных застрелили в затылок охранники их сатанинского "гуру" Джонса.

А уж забрать во имя веры жизни чужие — это вообще за гранью истинного мученичества. Ну какое отношение оно имело к взрыву "мстителями" за вышеупомянутую секту "Ветвь Давидова" федерального здания Оклахома-Сити в 1995 году, унесшему жизни больше сотни невинных людей, включая детей?

Теракт в Оклахома-Сити, кстати, удерживал кровавую "пальму первенства" под числу жертв вплоть до атаки террористов на башни ВТЦ в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. А ведь она тоже проводилась под флагом "мученичества" — на этот раз шахидами из Аль-Каиды, возомнившими себя "борцами за веру". В этом они похожи на сотни своих горе-коллег из южных республик России, считавших, что убийство мирных граждан при захватах школ, больниц, театральных центров, подрывов вокзалов также служит Богу — какое бы имя Он не носил.

Читайте также: Почему народ попадает в секты?

Что ж, Господь говорил: "По плодам их узнаете их". И страшные плоды изуверства, принимаемого за истинные "веру" и "мученичество", наиболее ярко предстают в этих примерах кровавых деяний. В их основе лежит не любовь к Богу и ближнему, а махровый фанатизм. Фанатизм не в христианском понимании этого слова, не как готовность "положить душу свою за други своя" или расстаться с жизнью во имя Христа, а как болезненная, ненормальная тяга к смерти, своей и чужой. Смерть христианских мучеников, даже самая лютая, все равно была светлой и напоминала тем, кто остался в живых, о рае. Массовая же гибель сектантов приводит в содрогание даже их выживших последователей.

Такой фанатизм по праву напоминает о происхождении этого слова, которое восходит к имени "Танатос" — бога смерти из древнегреческого пантеона. И если про библейского Творца сказано, что Он — не Бог мертвых, но Бог живых, то сектантские кумиры предпочитают видеть своих поклонников безнадежно мертвыми.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить