В современном Азербайджане верят в силу священного огня зороастрийского святилища Атегшях

Огненный храм нескольких вер

Министерство культуры Азербайджана застраховало от пожара древний зороастрийский храм Атегшях. Территория храма известна тем, что из земли выходит горящий газ. Святилище издавно почиталось зороастрийцами — парсами, сикхской общиной Азербайджана и местными мусульманами. Здесь верят в силу священного храмового огня, который отгоняет от мира зло.

Атегшях в переводе с персидского означает "дом огня". Тот храм, который видит каждый гость Апшеронского полуострова, построили в XVII веке индийские паломники — сикхи. Но паломники возводили святыню не на пустом месте. Еще раньше, задолго до нашей эры, здесь было зороастрийское святилище.

Религия Заратуштры появилась в нынешнем Азербайджане в I тысячелетии до нашей эры и почти столько же была господствующей.

Есть версия, что слово "Азербайджан" на среднеперсидском языке означает "земля Вечного огня". У версии есть логическое обоснование: поскольку самовозгорающиеся природные газы Апшерона были известны на Востоке с древних времен.

Навруз, праздник Нового года в Азербайджане и ряде тюркоязычных стран, также зороастрийского происхождения. По версии востоковеда Мэри Бойс, одним из основных очагов религии Заратуштры был именно Азербайджан или Туран. В Азербайджане проживает более двух тысяч парсов — оставшихся последователей Заратуштры.

Французский востоковед М. Ж. Сен-Мартен в XIX веке писал: "Город Баку издревле почитался не только местным населением, но и персами как священное место ввиду наличия многочисленных источников нефти и свободных выходов на поверхность земли газов, пылавших естественными огнями. Во многих местах эти "вечные" огни поддерживались огнепоклонниками, создававшими целую группу алтарей и храмов огня. Город Баку был превращен своими правителями и их подданными в место служения огню".

В 30 километрах от центра нынешнего Баку, на окраине нынешнего поселка Сураханы зороастрийцы выстроили свое святилище. Востоковеды считают, что примерная дата основания — III-IV века нашей эры.

Читайте также: Основатели религий в реальности: Заратустра

Один из главных символов религии Заратуштры — вечный священный огонь. Эта стихия относится к категории амешанспента, одного из главных творений благого божества Ахурамазды. В буквальном переводе с авестийского языка, амешанспента означает бессмертный святой, духовная эманация Ахурамазды. Всего насчитывается шесть эманаций. У каждой есть свое сакральное имя. Амешанспента, покровительствующая земному огню, зовется на авестийском языке Аша Вахишта, а на персидском Ардибехешт. В русском переводе оба имени означают Истина Наилучшая.

Зороастрийцы верили, что огонь пронизывает все бытие, как духовное, так и телесное. В Ясне и Бундахишне, зороастрийских священных текстах, приводится огненная иерархия. Самый высший огонь горит перед Ахурамаздой. Его называли Бересасаванг или Высокоспасительный. Огонь, горящий в телах людей и животных, назывался Вохуфриян или Благодружественный. Огонь в очаге или в костре путника назывался Спаништ (Святейший).

Храмовый огонь охраняли особые вооруженные жрецы — мобеды. Во время исламизации Ирана и Азербайджана почти все мобеды погибли, защищая огонь. Многие ученые делают вывод, что из-за этого зороастризм надолго пришел в упадок. Возрождение религии Заратуштры началось в середине ХХ века. Диаспоры зороастрийцев или парсов проживают в Европе, США, Австралии.

В современном Иране парсов фактически приравняли к "ахль — Китаб", то есть христианам и иудеям — религиозным группам, защищаемым шариатом. Парсы представлены в меджлисе — парламенте Исламской республики Иран.

Огонь в храме Атегшях горел до VIII века. После того, как в Азербайджан пришли арабы, святилище пришло в упадок. Атешгях возродилсялишьв XVII-XVIII веках, когда по Великому Шелковому Пути в Азербайджан пришли огнепоклонники из Индии, где продолжал сохраняться культ огня. Зажиточные индийские купцы на месте зороастрийского святилища возвели ритуальные постройки.

Самый первый храм был выстроен в 1713 году. Самый поздний — в 1810 году. Известно, что строили его на средства индийского купца Канчанагара Сингха. В течение XVIII и XIX веков вокруг святилища выросли молельни, кельи отшельников и караван-сарай для паломников. В кельях сохранились вырезанные на камне священные надписи, исполненные ритуальными шрифтами Ригведы — даванагари и гумруки.

При храме жило несколько десятков отшельников — аскетов. Они очищали тело и душу, проводя время в молитве и истязании плоти. Каждый отшельник вешал на себя тяжелые цепи весом до 30 килограммов. Аскеты лежали подолгу на негашеной извести, до тех пор, пока не омертвеют отдельные части тела. Аскетическая община жила за счет пожертвований индийских купцов и молилась за всех, кто приходил в храм.

В 1858 году храм огнепоклонников посетил Александр Дюма-отец. Свои впечатления писатель оставил в книге "Путешествие по Кавказу", опубликованной в Париже в 1859 году. Писателя поразили огромные языки пламени, взмывающие в воздух из сотен трещин в земле. "Ветер разбрасывал и искривлял пламя. Затем он выпрямлял языки пламени, волочил по земле и снова поднимал до небес. Ветру было невозможно победить пламя".

В 1855 году в Апшероне появился первый нефтеперерабатывающий завод. Естественные огни стали тухнуть. "Атешгях" действовал до 1880 года, затем был заброшен: жрец, который следил за храмом, подумал, что Небо отвернулось от людей, закрыл храм и уехал. В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и получил название "Комплекс дворца Ширваншахов".

Читайте также: Бубен шамана освятил церковь

Сейчас это наиболее посещаемый памятник старины, пользующийся большим вниманием туристов. Сюда, как и прежде, тянутся представители разных религий. Мусульмане приносят жертвоприношения, индуисты и огнепоклонники молятся. Посмотреть на храм приезжают и многие туристы из России и из-за рубежа.

Один из туристов записал в своем дневнике: "Через небольшую арку, расположенную под своеобразной башней, попадаешь во внутренний двор. Посреди двора, выложенного каменными плитами, стоит храм-святилище с центральным алтарем в виде ротонды, открытый со всех сторон. Внутри него пылает негасимый факел.

Все сооружение храма, напоминающее караван-сарай, в форме замкнутого пятиугольника, состоит из двадцати шести келий и одной комнаты, лишенных окон, с вмонтированными над входом надписями, которых всего двадцать: из них одна персидская, остальные — индусские.

В сооружение также входит четырехугольная яма, для сжигания тел умерших на священном огне, ныне заваленная камнями. В молельнях и жилых кельях собран незамысловатый скарб отшельников. В этом храме происходили молитвенные процессии и жертвоприношения огню. Огнепоклонники предавали пламени священного огня все, что могло помешать победе Добра. Люди молились, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь являлся в их глазах олицетворением жизни во вселенной. "Пусть у тебя потухнет костер" — было самое сильное проклятье в этих местах".

В начале XX века мусаватистское правительство Азербайджана поместило храм огнепоклонников на почтовую марку. В нынешнем Азербайджане Атегшях признан национальным и культурным достоянием. В республике верят, что огонь, горящий в Атегшяхе, разгоняет обступившую землю тьму.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы