Здравствуй, Лори, Новый год!

В то время как в России самые стойкие готовятся отмечать Старый Новый год, в Индии местные жители приготовились праздновать Лори — самый холодный день года, индуистскую Масленицу. Этот праздник похож на наши проводы зимы, но только без блинов. В Индии в этот день жгут ритуальные костры. Совершают ритуальные шествия вокруг них, танцуют и поют.

Новый год — один из самых любимых праздников и детей, и взрослых. Украшение елки, обмен подарками, ожидание чуда делают его незабываемым, и чтобы не ждать праздника еще целый год, во многих странах сохранилась прекрасная традиция отмечать его дважды.

Новый год "по старому стилю" празднуется в ночь с 13 января по 14 января, в самый разгар зимы. Но мало кто знает, что, пока мы считаем сосульки за окном и топчем хрустящий снег в ожидании крещенских морозов, сотни людей на другом конце планеты — в Северной Индии — в этот день празднуют не старый Новый год, а Масленицу.

Несмотря на то что, по местным поверьям, 13 января — самый холодный день года, индуисты в этот день отмечают праздник Лори (Lohri или Lori), который знаменует окончание суровой зимы. День, следующий за Лори, называется Маги (Maghi), в честь месяца Мага, то есть марта.

Читайте также: Самый вежливый день в году

Праздник Лори очень похож на наши проводы зимы, но, конечно, без блинов. В отличие от других отмечаемых в Индии праздников, он каждый раз приходится на один и тот же день, так как не зависит от лунного календаря. В этот день в Дели, в штатах Пенджаб и Хариана, а также в других местах, где проживают выходцы из Пенджаба, зажигаются сотни костров.

Костер символизирует присутствие бога огня Агни, который с ведических времен вызывает благоговение у индуиста любой социальной группы и отождествляется с Рудрой, Шивой и Сурьей (солнце). В древних гимнах об Агни говорится, что он живет в двух кусках дерева, от трения которых появляется огонь. Достойно удивления то, указывают индуисты, что живое существо может выйти из сухого (мертвого) дерева.

Вокруг костров Агни участники церемоний совершают ритуальный обход — парикраму, что в буквальном переводе означает "путь вокруг чего-то". Совершение парикрамы является символической молитвой и имеет огромное значение для индуистов. Они обходят огонь по часовой стрелке, повторяя фразу: "Придет благополучие, и нужда будет изгнана". После парикрамы всем присутствующим раздается прасад и подарки.

Фото: AP

Прасад в индуизме — это пища, в ходе религиозного обряда предложенная божеству. Индуисты верят, что жертвенная еда приобретает духовные качества божества, становясь его частью. Прасад — результат определенного обмена между Богом и Его преданными, основанного на любви или просто почтении.

Например, преданный предлагает пищу, Бог в одной из своих форм мурти "наслаждается" или вкушает предложенное ему, после чего преданный принимает прасад обратно с подобающим уважением.

Перед великим праздником Лори индуисты, как правило, постятся, а вечером после проведенных обрядов устраивается настоящий пир. Всю ночь вокруг костров продолжаются песни и танцы, во время которых крестьяне всячески задабривают богиню земледелия и плодородия Лори, бросая в костры стебли сахарного тростника, зерна риса и кунжута. Во время праздника Лори можно увидеть традиционный пенджабский танец бхангра.

Традиционно бхангру танцуют только мужчины. Ритм и смысл танца обычно задает дхолак — барабанщик, который стоит в центре танцующих. Собравшиеся вокруг него мужчины начинают медленно и ритмично двигаться, пощелкивая пальцами. Постепенно они ускоряют темп, подзадоривая себя выкриками "бале-бале" или "оай-оай".

Ближе к финалу бхангра становится еще более захватывающей. Исполнители используют в танце элементы акробатики, демонстрируя ловкость и силу.

На следующий день после бурного празднества приходит время индуистских колядок. В праздничное утро дети ходят по домам и поют песни, требуя "выкуп" — деньги или сладости. Этот "выкуп" называется дулха бхатти, а песня — плата за него.

В этот день также готовят сладости (как правило, сладкий рис) и совершают ритуальное омовение в реке Ганг.

В каждой стране свои традиции, легенды, поверья и праздники, так что, пока индуисты отмечают праздник прощания с зимой, мы с радостью впустим в свои дома старый Новый год. Еще раз порадуемся хлопкам вылетающих пробок из-под шампанского, вновь зажжем огни на елке, поставим на стол тазик оливье и, возможно, даже встретим заблудившегося Деда Мороза. Но все это не так важно, как ожидание чуда. Ведь приход Нового года — это праздник из детства, когда сбываются мечты.

С наступающим вас старым Новым годом, друзья!

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Курганская
Дарья Курганская — социолог, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить