Рассказ об индуистских божествах

Боги и богини с берегов Инда

"Индуизм" — такое название закрепилось у нас за совокупностью наиболее древних традиционных форм религиозной системы индийцев в отличие от других этических и религиозных учений, распространённых в этих краях — а здесь исповедуют буддизм, джайнизм, ислам. Сегодня мы начнем рассказ о богах и богинях этой религии и о мировоззрении ее последователей…

Как и привычное нам наименование страны "Индия", название религии "индуизм" возникло не в среде ее коренных жителей, но было дано военачальниками и правителями соседних стран, исповедовавших ислам. Даны были эти названия по имени главной водной артерии региона, куда раньше всего вторглись иноземцы и где начало распространяться их влияние — реки Инд.

Сами индийцы называют свою страну Бхарат, а то, что мы именуем индуизмом — на самом деле сантана-дхарма или просто дхарма. Для последнего слова в европейских языках нет точного соответствия; в зависимости от контекста можно перевести его как "то, что поддерживает", "нравственные устои", "религиозный долг", "универсальный закон бытия" и т. д. (сантана - вечный (санскрит)). Дхарма охватывает собою всю сложную систему религиозных и мировоззренческих представлений, этических и социально-правовых обычаев и законов, которые сложились в среде населения страны за последние пять тысяч лет.

Ведают следующие дхарме, что много богов в трех мирах. Для индуизма характерна равная высота всех богов; все они обладают надмирной сутью и заслуживают внимания, почитания и послушания. Прежде же всего — нетребовательной любви. Боги других земель с точки зрения индуизма — это либо местные воплощения родных богов, либо, реже, самостоятельные боги, равные родным по величию.

По данным на 2001 год, индуизм исповедует 80 процентов населения Индии. На всей территории отношение к богам и святыням сходное, а часто и единое. И это при полном отсутствии объединяющей и возглавляющей церковной организации! В каждом храме есть своя группа независимых жрецов; верующие могут посещать любой храм, посвященный любому из богов или их группе. Основой представлений о богах и их величии являются священные тексты Вед. В Ведах же содержатся и указания на то, как надлежит людям жить в согласии с волей богов; с Ведами должны они ежеминутно сверять свою жизнь.

Читайте также: На Землю пришел "Век демонов"?

Что же рассказывают нам о богах Веды и иные правдивые предания? Кто эти боги и каковы они? Чьи имена и любовно изображённые образы можно и поныне встретить на улицах и в храмах Индии?

Шива. Порождающий и разрушающий. Танцующий и отец аскезы. Его имя можно перевести с санскрита как "благой", "милостивый", "приносящий счастье"; но является он и богом грозным и гневным, особливо в отношении тех, кто нарушает его погружённость в познание себя или своей возлюбленной супруги.

Велика сила Шивы. Он порождает жизнь, он отец всем тварям земным. Согласно "Шива-пуране", он создал и Вишну, и Брахму. Его сила — источник, порождения новых существ, новой жизни этого мира, источник всего нового, что приходит в мир, чему Шива помогает родиться и покровительствует.

Да, велика сила жизнетворения Шивы, но и гнев его страшен и неодолим. К концу каждого из великих периодов человеческой истории, Махаюг, мир погрязает в неправде и грехе и изнемогают живущие в нем под их бременем. Тогда дает Шива волю своему гневу. Открывает он третий свой глаз, и исходящий из него луч смертоносного жара падает на все, что иллюзорно и ложно и несет зло, что отвлекает и уводит от истины и само уклонилось от нее.

И поскольку весь старый мир в конце времен пронизан злом и грехом (грех как уход от истины, истинного пути), то гибнет он весь, обветшавший, износившийся, сгорает в том по сути очистительном пламени, что исходит от Шивы. Разрушая ветхий мир, расчищая пространство от того, чему должно уйти, и творя затем мир новый и новую жизнь, Шива мир обновляет. Без Шивы мир бы погиб окончательно под тяжестью собственных несовершенств и грехов.

Читайте также: Ганг — священная река, текущая по небесам

Говоря о Шиве, нельзя не вспомнить, что он и первый йог-отшельник. Первым познал он великую силу самоотречения и искусство самопогружения и научил им других. Шиву чаще всего изображают сидящим в позе лотоса, с белой кожей и с синей шеей; одет он в тигровую шкуру, и змеи обвились вокруг его рук и ног подобно браслетам, а также вокруг шеи. Синее горло Шивы — память о его великой самоотверженности, которой боги, да и весь мир, обязаны жизнью. Легенды гласят, что когда в начале времен боги добывали из молочного океана амриту, напиток бессмертия, увидал Шива, что на дне сосуда с нектаром затаился страшный яд, способный сжечь все мироздание.

И когда боги проглотили уже почти весь напиток, выхватил Шива чашу у них из рук и влил этот яд себе в глотку. Не исторг он его, чтобы никто не погиб, но и не проглотил, дабы не погибнуть самому. Несмотря на нетерпимое жжение яда, остановил и удержал его Шива в своем горле и спас таким образом всех; но шея его с тех пор посинела почти до черноты, и получил он гордое прозвище Синегорлый. Позже, когда он удалился для медитации, змеи пожелали прийти ему на помощь в его сосредоточенности и обвились вокруг его шеи, чтобы холодом своих тел остудить горящее горло.

Много иного можно вспомнить из преданий о Шиве. Так, именно он создал священный язык санскрит, звуки для которого извлек из своего маленького барабана. Шива — вечное движение, трансформация, обновление. Проявляются эти его качества и в его божественном танце, и в непрестанном порождении новой жизни, и в глубокой внутренней работе в его самопогружениях, и в разрушении ветхого мира в конце эпох.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Илья Стиггский
Илья Стиггский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить