Где изучают шаманизм?

Обязательная школа для шаманов

В поселке Бохан Усть-Ордынского округа Иркутской области открылся центр изучения шаманизма — древнейшей из религий Бурятии. Базой для центра станет филиал Бурятского государственного университета. Лекции о шаманских обрядах в нем будут читать ученые-историки, краеведы и действующие шаманы. При центре откроется экспозиция атрибутов шаманизма.

"Мы намерены сконцентрировать тысячелетние знания о таком феномене, как шаманизм. Морально-нравственная составляющая этой древнейшей религии огромна. Мы приглашаем на лекции ученых-историков, краеведов и действующих шаманов, которые рассказывают о бурятских обрядах, праздниках, о сути тайлагана (молебен) и камлания — это ритуальные действия шамана, во время которых он общается с духами", — сообщил "Интерфаксу" директор филиала Олег Саганов.

По его словам, сотрудники Бурятского университета создают экспозицию по истории и атрибутам шаманизма, в которой будут представлены исторические фотографии, шаманские бубны и другие предметы культа.

"Ветвей у этой религии много. Есть шаманы якутские, тувинские. Даже у нас в округе шаманы делятся этнически — по древним бурятским родам. Кстати, представители этих местных шаманских объединений в минувшем году побывали в США, где общались с индейцами-шаманистами и даже пообещали подарить им юрту. В свою очередь индейцы выразили пожелание посетить наш регион и познакомиться с сибирскими храмовыми местами, с жизнью бурятов", — рассказал собеседник агентства.

Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии. Работа центра предусматривает научные экспедиции в различные регионы России, где существует шаманизм.

В Бурятии на протяжении веков сложились две главные религиозно-этнические группы. Западные буряты в Предбайкалье придерживались шаманизма и православия, но не желали принимать буддизм, хотя в конце ХIХ века буддистские проповедники были очень активны в этом регионе. Восточные буряты в большинстве своем исповедуют буддизм, легко переходят в христианство, а шаманизма не приемлют. Некоторые буряты исповедуют синтез буддизма и шаманизма.

Пандито Хамбо — лама российских буддистов, глава традиционной Буддийской Сангхи России Дамба Аюшеев отрицательно относится к распространению и существованию шаманизма в Бурятии, считая Буддийскую Сангху единственно плодотворной и спасительной религией для бурят. По словам Аюшеева, "шаманизм — религия первобытного человека, духовное выражение его страхов и суеверий. Шаманисты не могут объяснить человеку, откуда он пришел и куда он уйдет, а это два главных вопроса, стоящих перед человеком. У шаманизма нет перспективы". Аюшеев полагает, что буддисты не должны смешивать свои традиции с шаманистскими и признавать шаманизм наравне с буддизмом.

В Бурятии действуют несколько шаманских организаций — "Боо мургэл", "Лусад" "Тэнгэри", но они объединяют только тех немногих шаманов, которые имеют склонность к публичным выступлениям. Большинство же бурятских шаманов ни в каких объединениях не состоят и занимаются частной практикой. Шаманы с успехом участвуют во всемирных съездах шаманов и магов, организуют международные организации. На острове Ольхон начиная с 2002 года ежегодно проводится Международныйфестивальшаманов.

В первом из фестивалей приняли участие около 400 практикующих шаманов и их последователей из Бурятии, других регионов России и зарубежных стран. Шаманы Бурятии регулярно проводят тайлаганы (обряды поклонения духам предков, духам местности) осенью, весной и летом. Принять участие в шаманских обрядах приглашают всех желающих. Объявления о месте и времени проведения тайлаганов можно увидеть во многих СМИ республики. В последние годы шаманскими практиками активно интересуются телевизионщики, о шаманах снимают репортажи и документальные фильмы.

В годы советской власти с шаманизмом, как и с любой религией, активно боролись. Многие места, где буряты-шаманисты на протяжении веков поклонялись духам и возносили молитвы предкам, были намеренно разрушены и заброшены. Центр изучения бурятской религии намерен заняться возрождением и сохранением сакральных мест.

Например, в поселке Бохан есть поклонная гора Шаманка, где когда-то проводились тайлаганы и приносились в жертву десятки лошадей и овец. У подножия горы лежал камень, на котором были выбиты изображения солнца, луны, животных. Здесь же протекал лечебный родник — аршан. Сейчас камень разбит, а родник засох. В ближайшее время местные шаманы и бурятские старейшины хотят снова призвать духов на эту гору.

Каждый житель современной бурятской деревни знает имя и адрес местного шамана и в случае необходимости обращается к нему за помощью. Шамана зовут к заболевшему, через него передают вопросы к духам — покровителям рода, его спрашивают о будущем. Шаманов также просят наколдовать удачу в бизнесе или счастье в любви.

У бурят способности шамана передаются по линии отца или матери, но некоторые из них получают призвание от духов сами по себе, не имея шаманов в роду. Призвание начинается с того, что человека посещают странные сны, видения, иногда он бьется в конвульсиях и теряет сознание. Один из современных молодых шаманов в этом состоянии начал связно говорить на незнакомом ему бурятском языке. Шаманское призвание считается обязательным, от него нельзя уклоняться. Шаманисты верят, что духи уносят душу на запад, если этот человек призван стать "белым" шаманом, или на восток, если он должен стать "черным".

 

Согласно верованиям шаманов, во время транса они путешествуют в иных мирах, "верхних" или "нижних", общаются там с духами и могут находить затерявшиеся там души людей. Считается, что похищение или потеря душ живущих являются причинами многих болезней. В шаманских практиках существует несколько степеней посвящения, которые последовательно проходят практикующие шаманы. В Бурятии насчитывается девять степеней посвящения шаманов. Обладатели высшей степени должны уметь путешествовать по всем трем мирам, левитировать — парить в воздухе выше верхушек деревьев, общаться с любыми духами и вызывать ужасную непогоду — ураганы, ливни и буран. Шаманам еще более высоких степеней посвящения, которых в Бурятии исследователи не обнаружили, полагается уметь находиться одновременно в нескольких местах, по собственному желанию выходить душой из тела и перевоплощаться в различных животных или предметы.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *