В субботу католики вспоминали святую Клару Ассизскую

Клара Ассизская - свет для всех женщин

Я — Клара, маленький саженец нашего святого отца Франциска

Св. Клара Ассизская

Маленький итальянский городок Ассизи прежде всего знаменит своим прекрасным сыном, святым Франциском Ассизским, одним из самых любимых и известных католических святых. Но у Ассизи была и прекраснейшая дочь — святая Клара, духовная подруга святого Франциска.

"Мало кто достоин написать хоть слово о святом Франциске, но еще труднее найти слова, чтобы описать его дружбу со святой Кларой. Я часто замечал, что такого рода тайны лучше всего выражать символически, молча, позой или действием. И я не знаю лучшего символа, чем тот, который так счастливо нашел народ в своем предании: однажды ночью жители Ассизи подумали, что деревья и хижины загорелись, и побежали их тушить.

Но они увидели, что все тихо, а за окном святой Франциск преломляет хлеб со святой Кларой и говорит с ней о любви Божьей. Трудно найти лучший образ для предельно чистой и духовной любви, чем светло-алое сияние, окружающее двух людей на холме; чем пламя, не питающееся ничем и воспламеняющее самый воздух", — писал о прекрасной духовной дружбе между святым и святой английский писатель Г. К. Честертон в своем эссе о Франциске Ассизском.

Читайте также: Слава Пса Божьего — святого Доминика

Клара была старшей дочерью в семье знатного и благородного дворянина Фавароне Скифи ди Оффредуччо, чьи предки восходят к самому Карлу Великому. Если дон Фавароне был довольно посредственным христианином, выполнявшим внешние предписания, но не понимавшим стремлений и порывов дочери, то донна Ортолана, мать Клары, была куда как более благочестива и привязана к Церкви не только телом, но сердцем и душой. Еще в младенческом возрасте Клара с матерью совершила паломничества в Рим и на Святую Землю, мать рассказывала ей о святых и их подвигах, благодаря чему сама Клара, по свидетельству ее близкого родственника, "находясь среди домашних, всегда желала говорить о вещах божественных". С самого детства будущая святая была столь добра и благочестива, что, когда начнется процесс ее канонизации, одна из ее детских подруг скажет: "Клара была канонизирована еще во чреве матери".

Но не надо думать, что детство Клары было простым и безоблачным: семья девочки вместе с некоторыми другим знатными и богатыми горожанами была вынуждена на несколько лет отправиться в город Перуджу, то ли в спасительное изгнание, то ли в настоящую ссылку. Когда семья смогла вернуться, на отроковицу Клару обрушилось новое испытание: отец посчитал, что она уже достигла допустимого для замужества возраста и решил быстрее выдать ее замуж за какого-нибудь достойного и знатного ассизского дворянина. Правдами и неправдами Кларе удалось отсрочить неминуемый брак до 18 лет, но дальше медлить было нельзя — в этом возрасте (вспомним "Ромео и Джульетту"!) девушка уже практически считалась старой девой. Надо было действовать решительно — и Клара поспешила опередить отца в совершении первого шага.

Читайте также: Олаф: вечный король и покровитель Норвегии

Уже несколько лет ее мысли занимал молодой человек, которого когда-то звали Франциск ди Пьетро Бернардоне — и который войдет в историю религии и мира как Франциск Ассизский. Нет, Клара не была влюблена в мирском или плотском понимании. Девушка стремилась к молодому человеку всей душой, желала слушать его проповеди (которые епископ Гвидо, поначалу относившийся к Франциску настороженно, повелел ему читать в городском соборе, хотьюношаинебылсвященником) и узнавать все больше и больше о Христе. Франциск же, в свою очередь, желал "вырвать из мира эту благородную жертву" — так говорит об их отношениях современник. Он же оговаривает: "оба ограничивают частоту своих встреч, чтобы их божественный пыл не стал очевидным для людей и не давал бы повода для всяких измышлений".

Встречи с Франциском окончательно укрепили Клару в решимости остаться незамужней, посвятив свою чистоту и девственность Христу. Она понимает, что уже скоро не сможет противостоять напору отца, стремившегося устроить ее удачное и выгодное замужество, а потому молодые люди решают действовать. Франциск придумал план побега, организовал для девушки убежище и вот, на Вербное воскресенье 1212 года Клара отправляется на процессию с вербными ветвями, зная, что уже вечером ей предстоит уйти из отчего дома в неизвестность. Эти мысли и переживания так измотали девушку, что она даже не смогла вместе с другими дочерьми благородных семейств подняться к алтарю, чтобы, согласно традиции, получить из рук епископа пальмовую ветвь.

Читайте также: Целибат: почему падре не могут жениться?

Далее происходит то, что дает биографам право говорить о предзнаменовании, а самой Кларой было расценено как знак о том, что она избрана Христом себе в невесты, хотя все присутствовавшие увидели в этом лишь простую священническую заботу и участие. Епископ Гвидо, пожалев обессиленную девушку, сам спустился к ней со ступеней и дал полагающуюся ветвь. Это обстоятельство придало Кларе сил, она приняла участие в процессии, а вечером смогла не просто убежать из дома через заднюю дверь, но сдвинула поленницу дров и кусок тяжелого мрамора, загораживающих выход. Немаловажно то обстоятельство, что этот выход был не просто дверью на задний двор — именно через него выносили умерших.

Такие двери были в каждом знатном доме того времени, но и Клара, и ее биографы не видят в этом ничего случайного: девушка умерла для прежней жизни. Тем более, что так оно и было: той же ночью, в часовне Санта-Мария дель Анджели Франциск принимает Клару в число монашествующих. Ее прекрасные белые локоны отрезаны, на голове, как положено, выбрита тонзура, поверх богатых белых одежд надета темная ряса: блестящей невесты Клары ди Оффредучо больше нет, а есть посвятившая себя Небесному Жениху молодая монахиня.

Куда же было деться девушке, понимавшей, что ее семья не простит ее бегство и попытается вернуть дочь домой? Оставалось единственное прибежище, куда и отвели ее монахи: бенедиктинский монастырь. Традиция неприкосновенного убежища в монастыре издавна признавалась даже королями, так что прибывшие родственники смогли лишь остановиться перед воротами и в бессильной ярости наблюдать, как Клара молится перед алтарем.

Впрочем, спустя ровно неделю семейство Оффредучо вело себя совсем не так сдержанно, снова отправившись в обитель вызволять уже младшую дочь, Агнессу, которая сбежала из дома вслед за Кларой. На сей раз родители особо не церемонились: девушку, еще не успевшую принести монашеские обеты, скрутили и поволокли домой, как куль с мукой. Но далеко уйти не удалось — с каждым шагом хрупкая Агнесса становилась все тяжелее и тяжелее, приближаясь по весу к свинцовой статуе. Родным пришлось смириться и с этой потерей — и вновь ставшая легкой девочка удалилась в монастырь.

Читайте также: Жанна д'Арк — героиня, мученица, святая…

Пережив уход в обитель третьей дочери, Беатриче, овдовевшая донья Ортолана ди Оффредучо тоже придеткКлареипосвятитсебязаботам о монастырском огороде. Так знатное ассизское семейство положит начало сестричеству "Бедные женщины святого Дамиано". К ним присоединятся почти все Кларины подруги и под руководством святого Франциска они будут проводить свои дни в служении Христу и людям.

Самым главным отличием общин клариссинок (и первоначально — неустанной заботой самой Клары в стремлении добиться этого отличия и привилегии) была абсолютная бедность. Суть этого явления состоит в том, что никто и никогда не только не мог принудить сестер владеть чем-то, но не призывал их к этому. Долгая переписка и настойчивость Клары побудили Папу Григория IX самолично приехать посетить первых клариссинов, чтобы убедить их не быть столь непреклонными в своем стремлении к бедности. Однако ему пришлось уступить просьбам женщин, и в трапезной монастыря была подписана привилегия "высочайшей бедности". Этот документ был буквально освящен чудом Господним: Папа Григорий остался на скромную монастырскую трапезу, но сестры смогли предложить ему лишь хлеб. Папа попросил Клару благословить это скромное кушанье, после чего корка хлеба приоткрылась, и образовался четкий крест.

В 21 год, решением Франциска, Клара стала настоятельницей обители и занимала этот пост почти 20 лет. По свидетельству сестер, "распоряжения она отдавала очень смиренно и боязливо" — впрочем, устав клариссинок был почти досконально расписан святым Франциском, так что распоряжения касались преимущественно ежедневного течения жизни. Клара сама стремилась выполнять самую тяжелую и грязную работу, держала строжайший пост и носила суровую власяницу на голое тело. Эти изнурения со временем привели к тяжелой болезни, из-за которой святая не могла вставать с кровати (точнее, с того камня, которая она называла своей постелью).

Читайте также: Игнатий Лойола: триумф несгибаемой воли

За время болезни было явлено множество чудес, например то самое чудо "трансляции" мессы на стену кельи, благодаря чему Клара и стала покровительницей телевидения. Дело было на Рождество, все сестры удалились в храм, лишь больная осталась в своей постели, не в силах пошевелиться. Она лежала, грустная, размышляя о том, что все монахини сейчас молятся в церкви святого Франциска, а она лишена это радости. И вдруг она услышала пение хора, звуки органа, возгласы служивших, увидела на стене сцену происходящего в храме, а затем ей было видение яслей Господа. Надо ли говорить, каким утешением и счастьем было для Клары это чудо!

Последним делом своей жизни святая Клара считала добиться еще одной папской подписи — на сей раз под уставом, который она написала для своих последовательниц, что было в то время немыслимым. Папой на тот момент был уже Иннокентий IV, и он посетил бедный монастырь клариссинок, как только вернулся из длительного отъезда. Известно, что Клара попросила у него отпущение грехов, на что получила такой ответ: "Дочь моя! Если бы небу было угодно, чтобы я нуждался в прощении так же, как ты!".

Папа Иннокентий уехал, пообещав выполнить просьбу монахини и подписать Устав. Клара так нетерпеливо ждала этого еще по одной причине: она была уже очень стара, но твердо говорила, что умрет только после того, как поцелует печать на папской булле. Наконец один из кардиналов привез ей долгожданный документ, Клара Ассизская поцеловала печать и на следующий день тихо и без страданий отошла ко Господу. Спустя два года, 26 сентября 1255 года она была канонизирована.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Немчикова
Ольга Немчикова — театральный критик, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *