Хлебный Спас провожает лето


 

29 августа по новому стилю (16-го по старому) православная церковь празднует третий по счету Спас – через 15 дней после Медового и через 10 дней после Яблочного. Зовется он Хлебным или Ореховым, а также Спасом на холсте.

Этот праздник был учрежден в честь перенесения в 944 году в Константинополь из города Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, или "Спаса на холсте".

Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденном в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского города Эдессы Авгарь страдал проказой и мечтал излечиться.

Зная об исцелениях, творимых Иисусом Христом, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Сына Божия придти и исцелить его. Иисус обещал послать к князю одного из своих учеников, но все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.

Тогда Господь попросил подать ему воду и полотенце. Умывшись, он отер свое лицо. На полотенце мгновенно отпечатался его лик. Так появилось первое изображение Мессии – нерукотворное. По воскресении Христа апостол Фома послал в Эдессы одного из 70 учеников Иисуса Фаддея. 

И Нерукотворный образ Спасителя исцелил царя Авгаря от тяжелого недуга, только лишь тот просто смотрел на изображение. Авгарь прикрепил чудодейственный образ над главными воротами города, чтобы жители тоже могли исцеляться от болезней.

Вскоре его похитили мусульмане, и лишь девять столетий спустя образ был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский лик Христа был перенесен в Константинополь, тогда же и было состоялось первое празднество в честь этого события.

Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне", "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI века.

В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними.

Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.

У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.

Мужиков провожали в поле хлебом и солью, а там их встречали ребятишки с гречневой кашей. После посева хозяйки пекли пирог из муки нового урожая, и вместе с кашей его съедали всей семьей.

Но в большинстве российских сел и деревень этот Спас не праздновали слишком широко – ведь надо было поскорей завершить летние полевые работы до наступления дождей.

К тому же с 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.

В наше время в некоторых селах вновь начали отмечать 29 августа Праздник урожая. Прямо на улице выставляются столы со всякими природными дарами – как правило, теми, что выращены на собственных грядках. И начинается веселое гулянье! Хотя иногда празднование переносится на сентябрь, а то и на октябрь.

Также в этот день верующие посещают святые источники, а в храмах идут торжественные литургии и богослужения. Если на Медовый Спас освящают мед, а на Яблочный – яблоки, то на Хлебный прихожане приносят в церковь хлеб и пироги (обычно домашние).

Кстати, недавно в Нижегородской и ряде других епархий возобновилась традиция бесплатно раздавать освященные булочки и караваи малоимущим прихожанам. На ярмарках со дня третьего Спаса начинали продавать полотно и холсты.

Чтобы сбыт шел успешно, служили особый молебен. Торговцы приносили в храм свои товары для освящения, а после богослужения отправлялись на рынок.

По приметам, к третьему Спасу улетают на юг ласточки. Если же к этому сроку улетят и журавли, то на Покров (14 октября) ударит мороз. Если нет, то наступление зимы будет поздним

 

Автор Светлана Скаредова
Светлана Скаредова - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить