О чём молчит Холокост

"Вызывает удивление, что нам, русским, предлагают учиться толерантности на примере из истории еврейского народа", — заявил председатель православного общества "Радонеж" Евгений Никифоров, комментируя введение в российских школах уроков толерантности, посвященных памяти жертв Холокоста.

Позиция Никифорова, считающего, что "в богатейшей истории русского народа, особенно истории XX века, есть масса как положительных, так и отрицательных примеров, на которых можно учиться толерантности", вызвала резкую критику со стороны представителей еврейских общин.

"Господин Никифоров забывает о том факте, что огромная часть погибших в Холокост евреев были гражданами СССР, а сама трагедия разворачивалась во многом на территории нашей страны. Речь идет о гибели наших сограждан", - говорится в заявлении ФЕОР.

При этом, согласно документу, "сравнивать трагедию Холокоста с репрессиями, происходившими в той или иной стране в то или иное время, безграмотно". "Смысл Холокоста в том, что априорная вина и младенца, и старика была в их национальном происхождении - людей уничтожали только за это", - пояснили в Федерации еврейских общин.

Между тем, представители самого толерантного народа в мире, как бы это сказать поприличнее, лукавят.

На Нюрнбергском процессе 1945 года геноцид был описан как "преднамеренное и систематическое истребление расовых или национальных групп гражданского населения на определенных оккупированных территориях с целью уничтожить определенные расы и слои наций и народностей, расовых и религиозных групп...".

Действующее уголовное законодательство России трактует понятие геноцида как "действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, расовой или этнической группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы".

И, что удивительно, ни слова о Холокосте и безвинно погибших евреях. Более того, если обратиться к справочникам, то выяснится совершенно чудовищная вещь. Оказывается, геноциду подвергались не только евреи, а Холокост, как бы это опять корректнее выразиться, просто оказался распиарен чуть больше, чем другие проявления преступлений против человечества.

Странно, но представители ФЕОР почему-то не вспомнили о геноциде армян в Османской империи, результатом которого стало истребление двух миллионов армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов западной Армении. Этот факт официально признали многие страны мира, в том числе Россия, Канада, Бельгия, Франция, Швейцария и другие. Однако Израиль и США отказались подписывать резолюцию о признании геноцида армян, поскольку это противоречит внешней политике этих стран и может испортить отношения с Турцией.

Может быть, наследники Холокоста считают, что гибель 6 млн евреев более значима, чем 2 млн армян? Но как в таком случае быть с намерениями Адольфа Гитлера относительно славян, полное истребление которых предусматривал Generalplan Ost — план немецкого правительства по реструктуризации Восточной Европы. Он был принят правительством в 1942 году и предусматривал истребление практически всех славян, временно живущих позади линии фронта. Оставшиеся в живых должны были служить рабами для немецких поселенцев. Но и тут многострадальный еврейский народ остался слеп и глух к проблемам других наций.

Не вспоминают господа из ФЕОР о геноциде осетин. Или о Варфоломеевской ночи, когда людей убивали только за то, что они исповедовали другую религию. Или о геноциде индейцев протестантами, с чётким религиозным обоснованием массового убийства.

Ни одна христианская группа не отождествляла себя так с евреями, как пуритане, которые видели себя библейскими израильтянами и сравнивали свой уход от религиозного преследования в Старом Мире с выходом евреев из египетского рабства. Мы - новый Израиль. Америка - Земля Обетованная. Индейцы - язычники. А что в Ветхом Завете делал Израиль с амореями, есееями и т.д.? Вот и постановили на своей ассамблее "виртуозы трезвого протестантизма" выдавать денежную премию за каждый индейский скальп, за каждого краснокожего пленника, за скальпы мужчин, женщин и детей.

Кстати, что касается жизни евреев в России, то она, вопреки распространяемому мнению, была не слишком тяжела. Говоря о черте оседлости для евреев, стоит вспомнить и о том, что в конце 18 века все русские податные сословия – крестьяне, мещане, ремесленники и купцы – не имели права свободного перемещения из одной губернии в другую. Так что законодательство никоим образом не ущемляло права евреев по сравнению с христианами. А если сравнивать с положением основной массы русского народа, то до 1861 года "евреи пользовались личной свободой, которой не знало крепостное крестьянство".

До 1905 года единственным исключением в смысле неравноправия в царской России было религиозное неравенство, которое распространялось на старообрядцев (исконно русских!), на некоторые секты и на иудеев. После 1905 года ограничения остались только для иудеев, но опять-таки не по национальному признаку, а по религиозному.

В стране, где нормы нравственности и обоснование самодержавной власти зиждились на христианстве, трудно было признать равноправной религию антихристианскую. Тем не менее, переход иудеев в православие снимал все ограничения. Более того, при Николае I за переход в Православие выплачивалось вознаграждение, смягчалось наказание при крещении под следствием. Однако именно это и привело к конфликту с "кагально-раввинским союзом", не желавшем терять контроль над еврейством, – объясняет известный еврейский историк Юлий Гессен. Это было "государство в государстве", имевшее свою цель.

Вот и сегодня еврейские общины пытаются всеми доступными методами подчеркнуть свою исключительность, превращая дискуссию о телерантности в плач о судьбе многострадального еврейского народа, вызывая тем самым новую порцию антисемитских настроений. Как отметили в Федерации еврейских общин, лидер "Радонежа" призывает к "вычеркиванию по национальному признаку из истории страданий одних людей для того, чтобы рассказать при этом о страданиях других. Разумеется, страдания других народов мало волнуют функционеров ФЕОР. Ведь в этом случае, они потеряют право быть теми самыми единственными и неповторимыми жертвами Холокоста.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *