Почему русские не хотят быть евреями

"Почему я не еврей, еврей - полезней, из народов всех мудрей и интересней...", - поётся в одной довольно популярной песне. В СССР, впрочем, евреи старались не афишировать свою принадлежность к богоизбранному народу. Зато с распадом Союза и открытием границ популярность евреев несравненно возросла. В первую очередь за счёт получения возможности эмигрировать на "историческую родину".

Со временем мода на еврейство прошла, поток эмигрантов уменьшился, а оставшиеся в России евреи предпочитали назвать себя русскими - если не по крови, то хотя бы по вере. В Израиле же ситуация с "русскими" эмигрантами наоборот обострилась. Несколько сот тысяч русскоязычных граждан стали представлять собой значительную общественную и политическую силу. Особенно в период выборов в Кнессет. Как отмечали эксперты, 740 тысяч русскоязычных израильтян при пятимиллионном электоральном корпусе Израиля - очень весомый показатель.

Между тем, русскоязычное население Израиля далеко не однородно. Председатель Русской Общины Анатолий Герасимов, например, считает, что в Израиле существуют всевозможные еврейские землячества, которые называют себя "русскими общинами", что само по себе смешно. Евреи из стран СНГ приехали в Израиль, как репатрианты. "Как Вы считаете, люди, вернувшиеся на свою родину, могут создавать этнические общины", - задаётся он вопросом.

С другой стороны, по самым скромным оценкам в Израиле сегодня проживает порядка 500 тысяч славян, большинство из которых - русские по рождению, которые отказавшиеся от навязываемой ассимиляции, пытающиеся сохранили свою веру и свою национальность. При этом, как отметил в интервью Правде.Ру Анатолий Герасимов, это отнюдь не сиюминутная прихоть ностальгирующих по России эмигрантов. Дело в том, что курс гиюра (процедура обращения в еврейство) состоит не только принятии новой религии и, страшно сказать, обрезании. Неофит обязан отказаться от всех своих родственников-неиудеев - родителей, братьев, сестёр. Сами иудеи, правда, предпочитают называть это не отречением, а началом "новой жизни", когда человек порывает с прошлым, но к родственникам по-прежнему относится с почтением, чтобы никто не подумал, будто бы после обряда инициации человек стал вести себя хуже.

Впрочем, у этой точки зрения есть противники. "Я хочу сказать, что это чисто антисемитская, антиизраильская пропаганда в духе "Протокола сионских мудрецов", поскольку среди приезжих гораздо больше желающих принять иудаизм, нежели тех, кто готов к проведению этого обряда", - заявил Правде.Ру известный израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин. Говоря о происшествиях, связанных с конфликтами между еврейскими ортодоксами и выходцами из России, Эскин расценивает их как появление обычного гопничества, характерного для всех стран. "Есть одна правда. Когда какое-нибудь израильское быдло в порыве гнева может назвать какого-нибудь русскоязычного - причём не важно будет ли это русский или еврей - русской свиньёй. Точно также как приезжие из России могут назвать израильтянина чёрной обезьяной", - поясняет он.

По его словам, в Израиле приезжие, конечно, сталкивается с рядом проблем. Одна из таких - это смешанные браки. "В Израиле нет светских браков, поэтому неудобство в том, что в этом случае надо регистрироваться через Кипр, - объясняет он. Кроме того, большинство семей эмигрантов - смешанные, поэтому родители хотят чтобы их детей считали евреями. "Поэтому они наоборот стараются принять иудаизм, а со стороны русскоязычного лобби идёт борьба, чтобы облегчить условия принятия иудаизма", - говорит Авигдор Эскин.

Что же касается руководителя Центра Анатолия Герасимова, то, по мнению Эскина, такие деятели только дискредитируют идею сотрудничества между русскими и еврейскими почвенниками. "Я абсолютно прорусски, пророссийски настроенный человек. В своё время познакомился с Герасимовым, сотрудничество предложил. Но когда я потом захожу к нему на форум и читаю о том, как евреи употребляют на Пасху кровь, дальнейший наш диалог с Герасимовым может происходить только через дуло автомата", - говорит А. Эскин, подчёркивая, что в основном в Израиль ехали те, кто не захотел пережить тяжелое время в России. "Есть г-н Герасимов. Это определённое явления, но он абсолютно маргинален. Если он человек православный, то что ему в Израиле делать? Пусть он едет туда, где есть священнослужительство от православной церкви", - отмечает он.

Впрочем, возражает на это Анатолий Герасимов, "Израиль звал нас и руководство страны не могло не понимать, что половина из приехавших не будут евреями". К тому же Израиль позиционируется как демократическое государство (парламентская республика), в котором гарантируется равные права и свободы его гражданам. На деле же происходит совершенно обратное, когда, как говорит глава Русской общины, "наши дети вынуждены ходить в еврейские школы и учить мерзкие тексты про гоев". При этом, Анатолий Герасимов убеждён, что решение этой проблемы находится не в Кнессете, а в Кремле. "Российский МИД, проводя активную политику на Ближнем Востоке, совершенно не заостряет внимания на положении дела соотечественников за рубежом, - поясняет он. - Должен быть определённый паритет между государствами: если евреи в России имеют право на некоторую автономию, создание общин и культурных центров, то в Израиле должно быть то же самое", - уверен он.

О политической подоплёке проблемы говорит и Авигдор Эскин. По его мнению, к этому приложил руку один из бывших совладельцев нефтяной компании ЮКОС Леонида Невзлина. "Вся эта пропаганда, которая сейчас ведётся, это очередная провокация Невзлина", - уверен он. Действительно, деятельность Невзлина, скрывающегося на территории Израиля от российской Генпрокуратуры, нельзя назвать тихой. Беглый олигарх делает всё возможное, чтобы испортить отношения между Россией и Израилем, в том числе и через актуализацию межнационального и межрелигиозного конфликта внутри страны.

На одном из семинаров с высокопарным названием "Актуальные проблемы развития демократии в Израиле, России и США" Леонид Невзлин "кинул камень в огород" израильских меньшинств, в том числе и в русских. "Я представляю, что бы произошло, если бы вдруг существующее законодательство изменилось так, чтобы самые разные люди, представляющие эти меньшинства, могли совершенно свободно доходить до любых должностей, которых им удастся достичь, благодаря выборности и собственной квалификации. Я все-таки считаю, что, например, у "русских", для этого еще явно недостаточно соответствующего воспитания и образования, политической культуры", - заявил он.

Мотивы Леонида Невзлина понять не так сложно. По сути, он действует по привычной схеме "разделяй и властвуй", успешно применяемой ещё в пору его работы в ЮКОСе, когда компания вкладывала деньги в различные, зачастую совершенно противоположные по идеологии политические партии. Почти по такому же принципу, кстати, действовал и Березовский, умело провоцируя конфликт за конфликтом между Великобританией и Россией. Невзлину также очень выгодно играть на противоречиях в израильском обществе, оставаясь при этом в роли арбитра. А если обращения русских общин получат какой-либо резкий отклик со стороны официальной России, локальный конфликт может перерасти в межгосударственное противостояние, главным выгодоприобретателем от которого становится сам Невзлин, над которым о сих пор Дамокловым мечом висит угроза экстрадиции.

Разумеется, что политические игры в межнациональных и межрелигиозных конфликтах не дают оснований для того, чтобы вовсе не замечать их. Израиль является точно таким же членом мирового сообщества, как США и Россия. К тому же, как отмечает Анатолий Герасимов, нет оснований говорить о русско-еврейском конфликте. Скорее есть некоторое недопонимание проблемы со стороны властей. "Мы не пытаемся менять законы государства, а просим поводить политику не ассимиляции, а интеграции", - подчёркивает он. Так что вопросы расовой дискриминации, в том числе и в отношении русскоязычного населения, которые имеют место, должны решаться на самом высоком государственном уровне, а не становиться разменной монетой в руках мелких жуликов.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить