Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные на наждачной бумаге?

Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные на наждачной бумаге? Не представляете, что это такое? Вы много потеряли!
Рыдванский — потомственный житель Приморья. Его предками были старообрядцы из Тернея. По окончании Владивостокского художественного училища он по распределению приехал жить и работать в пос. Лазо. Очарованный дикой красотой Лазовского заповедника, Михаил забирался в самые глухие его уголки и рисовал, рисовал... Тысячи набросков.

Мы бы, наверное, еще долго их не увидели, если бы не случай. Еще в прошлом году известный знаток современного искусства Сергей Самодумский организовал в "Арке" выставку китайского акварелиста Тянь Юэ, а потом предложил художнику, который до этого никогда в России не был, путешествие по Приморскому краю. Когда они приехали в Лазовский заповедник, Тянь Юэ был очарован работами Михаила Рыдванского, украшающими интерьер скромной сельской гостиницы. "Этот автор — великий философ", — сказал тогда Тянь Юэ. И Самодумский с ним согласился, потому что тоже был покорен. Именно тогда он и предложил Михаилу устроить персональную выставку во Владивостоке.

Работы Рыдванского выполнены цветными карандашами на наждачной бумаге. Наждачка создает удивительно живое пространство. Особенно хороши получаются скалы. Ведь наждачка — это "камушки на клею". Ни на какой другой бумаге эту фактуру не передать. Рисунок блестит, серебрится...

Вот прозрачный, рассеянный туман, возникающий из ничего, а в нем стог сена. Он едва намечен плавными штрихами. "Если рука была напряжена — колол дрова, например, пото трудно передать такой нюанс, — говорит Михаил, — рука должна быть мягкая. Мне даже стыдно иногда бывает: весной иду рисовать цветущие деревья, сады, а все копаются на грядках, работают..."

Приковывает взгляд самая яркая работа в экспозиции — прямо таки горящие листья клена. "Я тогда хотел передать чувство страсти к любимой женщине, которая была далеко", — говорит художник.

Есть у Михаила и грустные работы, но от этого не менее прекрасные: на ровной, без единого деревца, земле заброшенный старый дом, на который жутко смотреть. Вдали у костра греется человек. А над всем этим скорбным пейзажем по голубому небу проплывают объемные, большущие живые облака. "У меня тогда умер близкий человек, и жизнь показалась вдруг такой бессмысленной... Облака я специально сделал большими. Любимого человека нет, а жизнь продолжается".

Михаил, за исключением двух-трех работ, у вас почти на всех природа. Люди вас не интересуют?

— С людьми мне сложно. У меня ранний период творчества был романтический — я рисовал паруса, корабли. У моря ведь родился. А люди у меня были. Сейчас они ушли. Человек перестал быть гармоничным.

Вы полностью отдаете себя творчеству?

— Да. Я официально нигде не работаю — стараюсь быть независимым. А жить можно хоть на хлебе и воде. Это меня не пугает совершенно. Я считаю, что для творческого человека лучше всего финансовый минимум. Деньги испортят художника, оживят то, чего не нужно оживлять...

Наталья Суняшева, "Ежедневные НОВОСТИ. Владивосток"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/95/380/10001_sandpaper.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить