Новый раскол православия: будем с Богом - надежда есть

Церковь Христова едина. Но поместных Церквей много. Каждый патриарх волен принимать решения самостоятельно. Тем не менее в связи со скандальным томосом от Константинопольского патриархата новой украинской Церкви и другими неприемлемыми для православных притязаниями и заявлениями патриарха Варфоломея, именуемого по древней традиции Вселенским, в Православной церкви образовался новый раскол.

Сейчас снова приходится трудно православным — мирянам, священникам и монахам. Большие проблемы на Афоне, который находится в юрисдикции Константинополя. Как поступать, жить, что делать и на что надеяться в такие трудные времена?

Обо всем этом и многом другом главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора, протоиерей, отец Александр (Агейкин).

Читайте начало интервью:

Священник: томос — идеологически-имущественная сделка

Константинополь признал нормой раздрание ризы Христовой

Константинополь разрушает православие

Томос для Украины: слезы не могут быть от Христа

"Томос ПЦУ — томос рабства, а не свободы"

— Отец Александр, вы посещали Афон. Сейчас Афонская святая гора и афонские монастыри оказались в очень тяжелой ситуации.

— Они находятся в каноническом подчинении Константинопольского Патриарха. Все, что мы сейчас слышим и говорим об Афоне, — это некая идеализация. И мы ждем от них стояния в истине и правде. Но мы видим на сегодняшний день некое лавирование. Можно отмолчаться, можно неоднозначно выразить свою позицию, как бы чего не произошло, как бы что-то не потерять… Мы слышим об идеях эллинизма, но мы не слышим о Христовой истине.

Очень плохо, что нынешний человек — священник он, мирянин или монах — начинает приспосабливаться к миру. Мы забываем те книги, на которых всегда воспитывались многие поколения людей. Ведь любимым чтением на Руси всегда считались патерики — "Скитский патерик", "Лавсаик", "Великий патерик", где были собраны краткие описания жизни пустынников египетских, основополагателей монашеской жизни.

Там в каждой строке идет мысль о том, чтобы не привязываться к миру и тому, что есть в этом мире. Об этом ясно Христос в Евангелии говорил. Но мы всегда и сейчас видим некую возможность оставить открытой дверь в мир, в том числе и для монахов, которые должны были ее закрыть, отрекаясь от мира и всего, что в мире.

— А что делать монахам?

— Иметь смелость и твердость. Они должны молиться. Конечно, им очень тяжело, потому что над монахами есть настоятели обителей, которые принимают решение, и канонически монах должен подчиняться воле своего игумена. Им ничего не остается, потому что нельзя порождать противостояние, но нужно выражать свою точку зрения открыто, стоять в истине.

Но когда призывают высказаться тех, чей голос должен быть услышан, они сейчас предпочитают, к сожалению, часто молчать. Хотя высказались очень твердо некоторые предстоятели поместных Церквей. Но ведь Патриарх Варфоломей не захотел их услышать. Антиохийский Патриарх, Сербский Патриарх, Предстоятель Польской церкви, Предстоятель Чешской церкви, Предстоятель Албанской церкви сказали, что он неправ, что мы должны собраться все вместе, чтобы обсудить эту проблему, но не были услышаны.

— А он имеет право всех не слушать? Он волен сам принимать такие решения?

— Каждый патриарх волен сам принимать решения, потому что каждый патриарх — глава независимой Церкви, в этом наше достояние. Но кто-то из старших, старший среди равных, сказал: "Нет, вы все мне должны подчиняться". Такого никогда не было в нашей Православной церкви.

Если мы говорим о масштабах Вселенной, то когда прописывали эти титулы и термины Вселенские, это понятие Вселенной ограничивалось границами тогдашней Восточной Римской империи. Поэтому если мы будем возвращаться к исторической справедливости, то все эти претензии сейчас должны ограничиваться границами Турецкой республики — вот и все.

Нужно быть честными. Но у нас не хватает смелости, не хватает какого-то исповедничества, я имею в виду в общецерковном, общеправославном, общехристианском масштабе. Ну пусть там паны дерутся, но ведь у холопов чубы трещат… Но у многих есть мнение, что пусть они между собой пока разберутся, а мы уже посмотрим, что там — кто будет побеждать, на ту сторону и встанем. Это ошибочная позиция, очень плохая и нехристианская позиция.

— Очень хочется верить, что все это вернется на круги своя.

— Мы верили и всегда будем верить, что глава всей Церкви Христос, независимо от национальной принадлежности, управляет Своей Церковью, Дух Святой дышит в этой Церкви. Мы это не должны забывать, поэтому мы должны стоять в истине. И Христос тогда будем с нами. А если мы лавируем, если мы пытаемся к чему-то приспособиться, если мы пытаемся сохранить для себя какие-то дивиденды этого мира, то Христос никак не будет с нами.

— Отец Александр, сейчас время опять тяжелое, опять противостояния и раздор во всем. Какие-то разные, очень сложные и даже трагические события происходят не только в светской, но и в духовной сфере. Тем не менее вы оптимистично смотрите на ситуацию или все очень плохо, так что даже хорошего ждать не приходится? Как вы оцениваете наше современное состояние?

— Я имею, конечно, надежду. Без надежды и жить невозможно. Надежда, по словам Апостола Павла, никогда не бывает посрамляема. Я всегда по жизни оптимист, потому что живу с упованием на Бога и на его волю. Уверен, что врата ада, по слову Самого Христа, никогда не одолеют Церкви Божией.

Поэтому я и всех призываю к оптимизму и к молитве, потому что уныние и пессимизм парализуют волю человеческую. А когда воля парализована, то и молитва не совершается. А если молитва не совершается, то значит, что мы совсем потеряны. Но до этого доходить ни в коем случае нельзя. Надо быть с Богом, верить в Него и полагаться на Него. Тогда все у нас наладится.

Смотрите видео интервью полностью: Киев, ПЦУ и Константинополь в руках ЦРУ

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить