Божье и кесарево: святые покровители финансов

Отношение к финансовым операциям в обществе мало изменилось за последние несколько тысяч лет — без них нельзя обойтись, но назвать их близкими к какому-то нравственному "идеалу", тем более христианскому, можно лишь с большой натяжкой. Тем не менее, у этой сферы тоже есть свои небесные покровители. Без защиты не остаются ни должники, ни кредиторы.

Св. Писание пестрит образом "немилосердного заимодавца" в качестве отрицательного персонажа. Одним из наиболее ярких примеров этому является евангельская притча:

"Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Читайте также: Святые покровители учебников и сессий

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его." (Мф. 18:23-35)

Негативное отношение к тому, что ныне именуется банковскими операциями, присутствует и в Ветхом Завете. Ростовщичество, то есть дача денег в долг под проценты, запрещалось Законом Моисеевым (во всяком случае, внутри народа Израилева). Более того, даже обычные долги полагалось списывать хотя бы раз в 50 лет, а прощать их поощрялось и вне этих дат.

Интересно, что Католическая Церковь запрещала христианам банковскую деятельность до начала XVII века, причем именно на основаниях, приведенных выше. Однако даже в Средние Века экономика не могла функционировать без банкиров — и их функцию в Европе играли евреи. Им, как указывалось ранее, запрещалось давать деньги в кредит под проценты своим единоверцам, но не "внешним" — тем же христианам.

В итоге весьма прибыльное занятие было исключено из "христианских" занятий, а иудеи в массовом сознании стали ассоциироваться с "заимодавцами-кровопийцами", что отнюдь не добавляло им популярности. А если говорить прямо — было лишним поводом для еврейских погромов.

Кстати, в Исламе традиционное кредитование тоже запрещено Кораном. Банки мусульманских стран официально дают деньги в долг без процентов, а выгоду имеют от участия в доходах, получаемых должником от вложенных денег. В итоге получается то же самое, но с важным отличием. Традиционный кредит дается по принципу: "Ты взял, а как будешь отдавать — твои проблемы". Зато менеджеры исламских банков несут те же риски, что и их должники. Пошел бизнес у последних — хорошо, не пошел — сорри.

В то же время абсолютизировать негативное отношение христианства к финансовой отрасли не следует. Да, по большому счету, это сфера Маммоны, древнего божества прибыли. И одинаково хорошо служить Богу и Маммоне, по слову Христа, не получается — во всяком случае, одновременно. Ну так и со службой Богу и кесарю, то есть, законам падшего мира, получается та же неувязка. Между тем, Господь велел "отдавать Богу — Богово, а кесарю — кесарево". Такая же ситуация и с банками и их услугами.

Тем более, что спекулировать на призывах к "милосердию" недобросовестным заемщикам не стоит. Св. Писание относит щепетильность в отдаче долгов к таким же добродетелям, как и остальные. Так что время от времени раздающиеся призывы отдельных политиков "наложить мораторий на возврат кредитов" (особенно — по ипотеке), а то и полностью их списать — это из области левопопулистской риторики, имеющей мало общего с христианством.

Читайте также: Святые рулевые - покровители моряков

Ведь принудительное "прощение долгов" означает грабеж вкладчиков, в том числе и небогатых граждан, откладывающих средства на старость, обучение детей и т.д. Поощрять за их счет тех, кто желает жить на широкую ногу здесь и сейчас, набрав кредитов, а потом не зная, как их отдавать — право, не лучшее решение.

Но вернемся к небесным покровителям финансовой сферы. "Пальма первенства", разумеется, принадлежит в этом вопросе одному из апостолов Христовых — евангелисту Матфею. Перед своим обращением он был мытарем — то есть кем-то вроде таможенника и одновременно сборщика налогов. Даже на иконах святого нередко изображают с мешочком денег и счетами для подведения баланса.

На всякий случай, уточним — то, что ап. Матфей бросил свою "мытницу" и ушел за Спасителем, не означает какой-то скверности его прежнего занятия. Да, иудеи мытарей гнушались — но не столько из-за сбора пошлин и налогов, сколько из-за того, что собранные деньги шли в пользу оккупантов-римлян. То есть, за коллаборационизм. А также за нередкие в этой профессии злоупотребления, когда с граждан взимались суммы гораздо больше положенных — а остаток оседал в карманах предприимчивых "слуг Маммоны".

В остальном же Новый Завет учит, что "всякая власть от Бога" — если "начальник — Божий слуга". Например, "наказатель за злое", организатор общественной жизни (что без бюджета, собираемого их налогов, невозможно) и т. д.

В общем, само занятие сбором средств, кредитованием и прочими финансовыми операциями не предосудительно. Тут, главное, не уподобиться другому апостолу Христа — Иуде Искариоту, который, как раз был казначеем Спасителя и Его учеников и даже носил с собой "денежный ящик". Чем все кончилось — известно всем. Впрочем, не стоит забывать, что Иуда раскаялся в предательстве Учителя за 30 сребреников — а вот его современные последователи нередко считают себя "в своем праве".

Из других, менее известных святых, покровителем денежной сферы можно назвать праведного Иосифа, сына библейского патриарха Иакова. Проданный братьями в египетское рабство, он за целомудренную жизнь и другие добродетели перед Богом получил от Него многие дары, среди которых разгадывание снов и немалая деловая хватка.

Особенно известна его деятельность по накоплению запасов зерна в стране перед наступлением семилетнего неурожая и голода. Продажа зерна сделала фараона самым богатым человеком в государстве, а самого Иосифа — "премьер-министром", первым по почету и влиянию после венценосца. Что и говорить — такая финансовая операция даже по меркам современных бизнесменов может быть названа гениальной.

Поговорим теперь о защитниках другой стороны баррикад — должников. Для начала, снова оговоримся, что речь идет не о тех, кто с самого начала брал долги без намерения их возвращать или понадеявшись на авось. Такое поведение сравнимо с простым воровством, но почему-то окружено романтическим флером "униженных и оскорбленных".

Однако бывают и другие ситуации, когда деньги, взятые с намерением добросовестно их отдать, становятся "камнем на шее" из-за потери работы, неудачи в делах и т.д. Немало таких случаев описано в Житиях Святых. Например, ап. Иоанн Богослов, помимо бесчисленного множества других чудес, однажды помог разорившемуся должнику избежать цепких лап кредиторов. Святой превратил в золото обычную змею и приказал отнести сотворенный слиток в качестве залога. А когда дела у человека поправились и долг был возвращен — "залог" вернулся на место: оживленная апостолом рептилия благополучно уползла в свою нору.

Читайте также: Савва Освященный: все ради Христа

Впрочем, многие другие святые, например, святитель Спиридон Тримифунтский (память — как раз на "новостильное" Рождество 25 декабря) делали проще — могли превратить в груду золотых момент обычную копну сена.

Нередко в банковской сфере возникают "непонятки" с договорами, вплоть до того, что возвращенные долги по бумагам оказываются актуальными, а расписки о их получении куда-то испаряются. Описаны такие случаи и в Житийной литературе. Так, великий угодник Божий, прп. Макарий Египетский (память — 1 февраля), однажды спас от долгового рабства вдову и детей человека, взявшего в долг немалую сумму — и скоропостижно умершего, не успев сообщить своим домашним, где находятся деньги. Святой, подойдя к гробу мертвеца, Именем Божьим воскресил его на краткое время, и должник сообщил жене, где спрятал золото. Тем самым он избавил семью от угрозы рабства за долги.

Другой подобный случай описан в житии свт. Доната (память — 30 апреля). Умерший должник успел рассчитаться с долгом, но не успел взять у кредитора расписку. А последний в жажде наживы, как сказали бы сейчас, наложил арест на тело усопшего, запретив погребать его, пока семья не возвратит ему уже погашенный кредит.

Епископ Донат поступил, как и св. Макарий — воззвав к Господу, возвратил умершего на малое время к жизни. И тот, став в гробу, грозно обличил лжеца, описал для окружающих обстоятельства возвращения долга, принудив банкира отдать свою расписку, которую тут же разорвал — и вновь почил вечным сном до всеобщего Воскресения.

Читайте также: Нелегкий выбор: кремация или погребение?

А в заключение хочется сказать вот что: истинное счастье не в деньгах — и даже, как гласит современная поговорка, не в их количестве. Однако, помимо того, что Господь сказал: "Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его", Он тут же и добавил: "все остальное приложится вам". "Остальным" же могут быть и те или иные материальные блага, для получения которых можно зарабатывать деньги, принося пользу ближним своим трудом.

Просто и тем, кто дает деньги в долг, и тем, кто их взимает в счет налогов и таможенных пошлин, и их клиентам надо помнить, что "отец лжи — Сатана" и стараться жить по правде. И тогда Господь и Его святые угодники придут на помощь даже в ситуации, когда самый острый ум не видит выхода.

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" в Яндекс.Дзен

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Тысячи людей стремятся повысить свой уровень жизни и готовы для этого уехать в другую страну. Многие идут за "американской мечтой" и отправляются за океан — в США — в поисках лучшей жизни. И все-таки Соединенные Штаты — страна великих возможностей или огромных трудностей?

Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Комментарии
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
В Британии видят необходимость в смене политических элит Украины, Молдавии и Грузии
В Британии видят необходимость в смене политических элит Украины, Молдавии и Грузии
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Финляндия будет переманивать у России людей рабочих специальностей
Финляндия будет переманивать у России людей рабочих специальностей
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
ВЦИОМ: лишь 7% екатеринбуржцев поддерживают строительство храма на месте сквера
Власти Екатеринбурга решили не строить храм на месте сквера
Власти Екатеринбурга решили не строить храм на месте сквера
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Захарова прокомментировала призыв Супрун исключить Россию из СБ ООН
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
США зря оскорбили Китай. Они пожалеют
Бегунья Семеня перейдет на новую дистанцию из-за повышенного уровня тестостерона
Арашуков прокомментировал решение Совфеда лишить его статуса сенатора