Подвиг и арфа святителя Филарета

8 января 1782 года родился святитель Филарет (Дроздов), возглавлявший Московскую кафедру почти полвека. Он прославился как гениальный богослов, талантливый администратор, государственный деятель, академик и даже поэт, друживший с Пушкиным и немало повлиявший на его судьбу. Его "Катехизис" не потерял актуальности и сегодня.

26 декабря 1782 года (8 января по новому стилю), на второй день Рождества в семье диакона Михаила Дроздова из подмосковного города Коломны родился мальчик Вася, которому суждено было стать великим светильником Русской Православной церкви.

Стандартный оборот из Житий святых часто повествует о будущем святом словами: "С раннего детства чуждался детских игр". Однако святитель в нежном образе играл — но не в разбойников или воинов, а в священников: привязав к веревочке какую-нибудь тяжесть, начинал махать ей, как кадилом. А своих родных по-хорошему смущал, когда во время церковной службы, видя дым от погашенных свечей, произносил не по возрасту мудрые слова: "Мама, скоро кончится служба, молитва к Богу пошла".

Читайте также: Святитель Николай — светоч Мир Ликийских

В то время по предписанию Духовного Регламента подростков из священнических семей было принято отдавать в духовные школы. Не все, правда, после семинарий становились батюшками — некоторые, как, например, известный публицист Виссарион Белинский, занимались деятельностью, порой откровенно враждебной Церкви. Но Василий Дроздов был не из таких. Тем более, что ему повезло после обучения в Коломне продолжить курс в Троице-Сергиевой духовной семинарии.

Курировал образование там в то время видный богослов и иерарх митр. Платон (Левшин). Его стараниями из древней обители был изгнан дух как мертвой схоластической учености, доминировавший после петровских реформ, так и казенно-бездушное отношение к воспитанникам-бурсакам.

Практически сразу после перевода будущий святитель, назначенный преподавателем местной духовной Академии, был рукоположен в иеромонаха, в 1811 году — в архимандрита, а в 1812 году стал ректором этого высшего учебного заведения Церкви.Через всего три года после ее окончания 21-летнему выпускнику было предложено остаться при своей альма-матер учителем. В 1808 году он принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиаконы. Горевший желанием подвижничества, юный Филарет намеревался провести остаток жизни в обители преподобного Сергия. Но жизнь рассудила иначе. Уже в 1809 году он был переведен в Санкт-Петербург — первый пункт его блестящей карьеры.

Эпоха Александра I, во время которой произошло становление видного иерарха, отличалась свободомыслием. С одной стороны, свобода подвигала людей к духовным поискам. А с другой, поиски заводили многих не туда. Пышным цветом расцвело масонство, казалось бы, искорененное в конце правления Екатерины II. Не в последнюю очередь из-за "брожения умов" эпоха Александра I и завершилась восстанием на Сенатской площади. А его подавление привело к торжеству реакции во всех сферах жизни, не исключая церковной.

Архимандрит Филарет счастливо избежал соблазнов и рискованного вольнодумства, и неумеренного консерватизма. Вообще, пытаться вместить его в какие-либо узкие рамки очень сложно. Например, современные православные ультраконсерваторы особенно умиляются словами святителя, якобы сказанными в полемике с предтечами толстовцев, с их "непротивлением злу насилием": "Люби своих врагов — но ненавидь врагов Бога и Церкви".

На самом же деле, оригинал звучит абсолютно по-другому: "Если сии размышления не убеждают вас взирать на врагов Ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адскаго преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь".

Не был Филарет, с 1821 года ставший архиепископом (с 1826 года — митрополитом) Московским, и фанатичным апологетом всех начинаний императорской власти. Несмотря даже на то, что именноВладыка обеспечил мирное принятие присяги на верность Николаю I в Москве после бурных событий в Петербурге, став своего рода душеприказчиком тайного завещания Александра I о порядке престолонаследия.

Читайте также: Феодор Томский — то ли старец, то ли царь

Так, по поводу "закручивания гаек" новым императором свт. Филарет говорил: "Данное жандармской команде право доносить со слухов и безо всякой ответственности за ложные сведения стесняет свободу администраций и, как похожее на слово и дело (намек на "Тайную канцелярию", секретную службу XVIII века с мрачной историей. — Прим. ред.), лишает подданных спокойствия".

Неудивительно, что после начала реформ Александром II постаревший святитель принял активное участие в их разработке. Особенно тщательно он работал над проектом отмены крепостного права, что произошло в 1861 году.

Прохладно относился он и к введенным после петровских реформ синодальных порядкам, дающим право государству вмешиваться в церковную жизнь. Митрополит писал по этому поводу: "Государь всю законность свою получает от церковного помазания, то есть в Церкви и через Церковь. И помазуется только Государь, не государство, поэтому органы государственной власти не имеют никакой юрисдикции в церковных делах".

А однажды святителю пришлось даже повторить подвиг своего великого предшественника — святителя Митрофана Воронежкого. Напомним, тот не захотел, презрев гнев Петра I, идти к нему на прием во дворец, уставленный статуями языческих богов. А московскому митрополиту было предписано освятить Триумфальные ворота в древней столице России, воздвигнутые в честь победы над Наполеоном — тоже с изображением языческих божеств. Формально Владыка Филарет посланцу царя не возразил, но ответил с таким смущением, что венценосец сразу догадался о его причинах. В итоге на освящении ворот не было ни архиерея, ни императора — обряд в дежурном порядке совершил обычный полковой священник.

Вообще, московский святитель при необходимости умел защищать свое мнение перед власть имущими — особенно перед гражданскими чиновниками, волей государства назначаемыми фактически во главе Церкви, обер-прокурорами Синода. Поэтому с 1842 года его даже перестали приглашать на заседания этого высшего органа РПЦ, хотя членство в нем Владыка сохранил до конца жизни.

Тем не менее, государи самостоятельно мыслящего митрополита уважали. На протяжении жизни он стал кавалером самых почетных орденов Российской империи — как св. князя Владимира, и наивысшего, св. апостола Андрея Первозванного.

В делах повседневного архиерейского управления святитель органично сохранял баланс между строгостью и милосердием. "Надобно терпеть немощи в надежде исправления, но надобно беречься, чтобы послабление слабым не обратилось в искушение другим некрепким, чтобы гнилой член не безобразил и не заражал тела", — писал митрополит Филарет архимандриту Антонию, своему духовнику.

Читайте также: Пути монашества: в правде и преподобии

Однажды Владыка вынужден был запретить в служении некого диакона за беспробудное пьянство последнего. Однако у недостойного клирика были жена и дети, оставшиеся после запрета мужа без содержания. Чтобы не допустить нищеты ни в чем не повинных людей, архипастырь из своего личного жалованья ежемесячно посылал через доверенных людей денежное содержание семье пьяницы, пока последний не образумился, и, простившись с пагубной привычкой, не был восстановлен в сане.

Что немаловажно, святитель посылал помощь, строго храня инкогнито. Последние узнали имя своего неизвестного благотворителя лишь спустя много лет, когда один из курьеров проговорился о том, кто его посылал с деньгами.

Как пишет в одном из своих писем преподобный св. Амвросий Оптинский, на святителе Филарете явно отразилось исполнение слов преподобного Исаака Сирина: "начальник, изливай на всех милость свою и будь спрятан от всех."

Непритязателен был московский митрополит и в быту. Так, когда однажды наместник Лавры хотел заменить простую мебель богатой, то Владыка запретил ему это делать, сказав: "Диван не для турецкого султана. Для чего же такая забота? Тюфяк я велел сделать здесь, а дерево сделают ваши, как умеют. Не обивать и не красить".

Но, пожалуй, наибольшую славу свт. Филарету принесла его богословская деятельность. Воюя с мертвой схоластикой в процессе обучения будущих священников, он не чурался порой самых резких оценок. Однажды на публичных экзаменах по нравственному богословию Владыка заявил следующее: "Если бы мне предоставлено было выбрать: или учить эти лекции, или же идти на каторгу, я предпочел бы каторгу".

Труды святителя на богословской ниве сложно перечислить. Но, пожалуй, самыми известными из них, актуальными уже два века, является "Краткий" и "Пространный православный катехизис", лаконично, систематизировано и очень понятно излагающий основные положения православной веры. Недаром вторая из указанных книг, несмотря на формальный статус "пособия для простецов", до сих пор является одной из рекомендованных при изучении догматического богословия в духовных вузах РПЦ.

Именно митр. Филарету принадлежит заслуга перевода Библии с церковнославянского на русский язык. Важнейшее дело было начато еще в 1812 году, затем, после воцарения Николая I, было приостановлено на 30 лет, и, наконец, окончено к концу жизни святителя, в 60-х годах XIX века.

И, главное, в первой половине этого столетия, благодаря неустанным трудам московского первоиерарха, Московская Духовная Академия, перенесенная из древней столицы в Троице-Сергиеву Лавру, стала настоящей "кузницей" будущих светочей православного богословия.

Не чуждался святитель и культурной жизни. Еще в 1818 году он был избран в Академию наук по отделению словесности. Причем владение этой сферой только знанием филологии не исчерпывалось — у Владыки был изрядный поэтический дар. Так, в конце 20-х годов XIX века он вел своего рода стихотворную переписку с российским гением Александром Сергеевичем Пушкиным. Отвечая на его сомнения в смысле жизни, вызванные в том числе и горькой участью его друзей-декабристов и выраженные в стихотворении "Дар напрасный, дар случайный...", свт. Филарет писал:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

 

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

 

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум.

 

В ответ Пушкин, обретший духовную опору в святителе, ответил ему так:

 

… И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

 

Твоим огнем душа палима,

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

 

Читайте также: Силуан Афонский: спасение в любви 

А в черновике рукописи указанного стихотворения последний абзац звучит совсем адресно: 

Твоим огнем душа согрета

Отвергла блеск земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном трепете поэт. 

Что ж, этими словами, пожалуй, и можно закончить. Прошли века, но наследие свт. Филарета (Дроздова), внесшего громадный вклад в русское богословие, одухотворявшего светом Православия современную ему культуру, издавшего Св. Писание на понятном для верующих языке до сих пор остается актуальным — и ему можно и нужно внимать "в священном трепете", и не только поэтам.

А мы лишь скажем в конце: "Святителю Филарете, моли Бога о нас!".

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" о религии в Яндекс.Дзен

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Тысячи людей стремятся повысить свой уровень жизни и готовы для этого уехать в другую страну. Многие идут за "американской мечтой" и отправляются за океан — в США — в поисках лучшей жизни. И все-таки Соединенные Штаты — страна великих возможностей или огромных трудностей?

Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Комментарии
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
В Британии видят необходимость в смене политических элит Украины, Молдавии и Грузии
В Британии видят необходимость в смене политических элит Украины, Молдавии и Грузии
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Финляндия будет переманивать у России людей рабочих специальностей
Финляндия будет переманивать у России людей рабочих специальностей
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
ВЦИОМ: лишь 7% екатеринбуржцев поддерживают строительство храма на месте сквера
Власти Екатеринбурга решили не строить храм на месте сквера
Власти Екатеринбурга решили не строить храм на месте сквера
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Захарова прокомментировала призыв Супрун исключить Россию из СБ ООН
Долги Северного Кавказа за газ составляют 52,1% от общей задолженности по стране
Жизнь в США глазами иммигрантов. Плюсы и минусы
США зря оскорбили Китай. Они пожалеют
Бегунья Семеня перейдет на новую дистанцию из-за повышенного уровня тестостерона
Арашуков прокомментировал решение Совфеда лишить его статуса сенатора