В России может появиться "владычный полк"

Посеешь ветер - пожнешь бурю

В России может появиться "владычный полк". Так во времена Древней Руси называлось подразделение специально обученных монахов-ратников, охранявших Церковь и ее иерархов, а при необходимости — и всю страну от нападения внешних врагов. Инициатива волгоградских монархистов вызвала широкий резонанс в обществе: сразу зашумели критики "черносотенцев".

Об идее создания "владычного полка" сообщил в интервью "Независимой газете" лидер Волгоградского отделения Российского монархического центра Михаил Шорин. По его словам, его отделения должно сформировать во всех регионах России для отражения атак на Православие.

Авторы замысла надеются, что он получит поддержку и со стороны Патриархии, и со стороны власти. Можно сказать сразу — надежды эти имеют под собой достаточно веские основания. Ведь незадолго до заявления Шорина в Москве состоялась встреча Патриарха Кирилла с представителями казачьих объединений России, Украины и Белоруссии, где предстоятель высказал серьезную обеспокоенность сложившейся ситуацией вокруг Церкви.

Читайте также: Защита веры как социальный долг верующих

"В последнее время, как вы знаете, усилились нападки на Церковь. Все это очень напоминает атмосферу предреволюционных лет в Российской империи. Точно так же и тогда была разведка боем: "а как православные люди отреагируют?". Совершались и кощунственные акции, и издевательства, и провокации.

В последние десятилетия народ наш, испив до конца горькую чашу безбожия и последовавшей затем деградации народной жизни, стал обращаться к Богу. Пока это обращение было робким, незаметным, к нему относились с интересом, снисходительно, рассматривая как некое возрождение фольклора или национальных обычаев. Но когда почувствовали, что Православие — это не фольклор, что Православие становится частью и опорой жизни, тогда и стали повторять все, что уже было.

Я как-то сказал: "Удивляюсь отсутствию изобретательности, отсутствию творчества в среде наших противников. Все одно и то же, одни и те же обвинения — и в начале XX века, и в революцию, и в постреволюционный период, и сейчас". Откройте журналы "Безбожник", познакомьтесь с деятельностью Емельяна Ярославского, который возглавлял Всесоюзное общество воинствующих безбожников, — те же самые приемы, те же самые цели, те же самые аргументы!", — отметил Владыка Кирилл.

Идейной основой казачества была защита православной веры. Несложно предположить, что идея волгоградских монархистов — того же ряда, что и общий посыл деятельности казачьих организаций. В СМИ она уже получила название "гвардейцы патриарха" — по аналогии с гвардейцами кардинала, описанными в романе Дюма "Три мушкетера".

Остряки в своих блогах могут сколько угодно состязаться и в исторической эрудиции, и в критике Владыки Кирилла. И правда, прежние поводы набили оскомину — а тут такая "свежатинка": захотелось лидеру РПЦ собственных гвардейцев завести! И невдомек им, что Патриарха и так охраняют профессионалы из спецслужб — как и других высших официальными лиц государства. Так что о личной безопасности ему беспокоиться нечего.

Да и безопасность рядовых священников и храмов способны обеспечить привычные силы правопорядка. Теракты против батюшек в России, слава Богу, пока крайне редки — ну, а хулиганов, обливающих церкви краской и спиливающих кресты, привлечь к ответственности может любой опер.

Однако защитники "демократических ценностей не замечают одного. Будем откровенны — в современную российскую армию набирают по призыву не просто так. Объяви полную добровольность: "хочешь — иди, хочешь — не иди" — желающих наберется очень немного. Кто-то не захочет идти, потому что жаль "лучшие годы жизни тратить", а кто-то даже уверен, что победи во Второй Мировой войне Гитлер — пил бы он сейчас баварское пиво. Вот и приходится "горе-патриотов" привлекать повестками из военкоматов под угрозой уголовного преследования.

А вот православные активисты, которых вышеуказанные "либералы" и "демократы" считают слегка "не в себе", сами готовы предложить свои услуги. Они даже готовы пролить свою кровь и отдать жизнь — не за деньги, которых у "принимающей стороны" — а ими были Абхазия, Приднестровье, Югославия — не могло быть много. Просто они не могли мириться с тем, как враг ведет против их Родины и ее союзников войну на всех направлениях. И пытались в меру своих сил вставить ему палки в колеса.

Россию часто упрекают в генетической приверженности к авторитаризму. Вскользь можно заметить, что признанные теоретики демократии прагматично исходят из принципа, что абсолютно честных людей и властей нет — и относительно приемлемый для общества компромисс может быть достигнут постоянной взаимной борьбой и взаимоконтролем политических партий, ветвей власти и т. д.

Кстати, основоположник политологии Аристотель не называл лучшей формы правления, делая акцент на качествах правителей, будь они в единственном числе, небольшой группой или большинством населения. Главное, чтобы они были лучшими, а не худшими. Так что хорошей формой правления может быть и монархия, и аристократия и республика. А их антиподами являются тирания, олигархия и "демократия" — власть неимущих, которую ныне восхваляют как идеал государственного устройства.

Да и монархическая форма правления на Руси ничуть не означала забвение демократических принципов. Просто наиболее ярко они проявлялись в самые трудные для страны периоды. Например, в Смутное время, когда "семибоярщина" была готова сдать и державу, и православную веру польскому королевичу Владиславу, на их пути стали русские патриоты во главе с нижегородским мещанином Кузьмой Мининым. Под военным руководством князя Пожарского они выбили поляков из Москвы.

А, скажем, во время наполеоновского нашествия крестьян на оккупированной территории никто не заставлял идти в партизаны — они делали это по зову сердца. И что, все эти примеры были бы возможны в "стране рабов, стране господ"? Если это "рабское" поведение — то что же тогда демократия, идущая от древнеримского принципа власти, которую ее носители готовы защитить с оружием в руках?

Читайте также: Об обидах верующих и защите святынь

Так что либеральные критики "растущих амбиций Патриарха" "черносотенства" и изобретатели ярлыков, похоже, просмотрели главное. Православные патриоты России больше не желают наблюдать за разрушительной деятельностью против страны и веры агентов влияния Запада — находящихся на зарплате зарубежных "доброхотов" или их доморощенных добровольных помощников, которым для поощрения очередной хулиганской акции достаточно аплодисментов "мирового сообщества".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *