Оптинские старцы − светильники веры

24 октября по новому стилю празднуется память преподобных старцев Оптинских — христианских подвижников, чьи пути к Господу стали великим образцом терпения, кротости и беззаветной любви. К ним — Макарию, Льву, Антонию, Моисею, Илариону, Амвросию, Исаакию, Анатолию, Иосифу, Варсонофию, Анатолию, Нектарию, Исаакию священномученику и Никону исповеднику — возносятся самые горячие просьбы о молитвенном заступничестве перед Богом. Их мощам поклоняются, их иконы освящают дома православных христиан. Но самое главное — то, что невозможно описать словами: донесенный ими до самого конца крест отречения от мирских страстей в исполнение слов Спасителя: "Претерпевший же до конца спасется…".

Делание заповедей Господних животворит душу, и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия…

Преподобный Лев Оптинский

По преданию, основателем Оптинской пустыни в конце XIV века стал бывший разбойник Опта, пришедший от множества грехов к искреннему раскаянию. Впоследствии этот человек принял монашеский постриг с именем Макарий. Первые упоминания о святой обители в писцовых летописных книгах датируются XVII веком. Но время расцвета Оптины наступило гораздо позже, в 1821 году, когда рядом со старым скитом был построен иной, в честь святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Новый скит населила прибывшая из истребленных лесов Рославля братия. Именно из них произошли всемирно известные старцы-духовники. Христианская история Руси сохранила имена духовных первопроходцев — схиархимандрита Моисея (Путилова) и Анатолия, его родного брата. Другим столпом веры, которых многих укрепил и удержал на правильном пути, стал оптинский старец Амвросий (1812-1891 годы).

"Мы часто забываем, что "многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие", и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы", — говорил отец Амвросий многим из тех, кто приходил к нему за советом и утешением.

Никто и никогда не придумал более простого и действенного способа приблизиться ко Всевышнему и спастись. Он знал, о чем говорил: на протяжении многих лет Господь испытывал веру отца Амвросия тяжелой болезнью, из-за которой он однажды даже был выведен за штат обители. И, только отрывая свой взгляд от земного, понимая высший смысл временных страданий своего тела, батюшка-иеромонах смог перенести все связанные с этим скорби и выполнить свое духовное предназначение в ангельском чину.

Для многих людей он действительно был настоящим ангелом-хранителем во плоти. Усилиями старца была построена женская Шамординская Казанская обитель для малоимущих, где и закончились дни его жизни на Земле. Несмотря на все искушения и тяготы нелегкого монашеского пути, старец сумел сохранить живой, радостный, по-детски искренний нрав. Известны его шутки-поговорки, которыми отец Амвросий не раз веселил впадших в уныние сестер. Например: "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь". Он умел обличать, не обижая, и наставлять, не заслоняя собой Христа.

Великий талант духовничества (а по-другому способность вывести другого человека на Свет Божией Любви никак не назовешь) был и у преподобного Льва Оптинского. Его высказывания и письма к духовным чадам спасительны для любого верующего человека, серьезно относящегося к своей духовной жизни. "Искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом", — мудро говорил старец.

Есть в монашестве, по чистоте подобном оптинскому подвижничеству, вещи, которых мирянину не понять никогда. Но есть и вот то простое и одновременно премудрое видение, казалось бы, простых, но одновременно самых главных в мире вещей, которое встречается только у людей, победивших в себе мир. Именно оно заставляло тысячи людей находить время и силы, ехать в Оптину для того, чтобы по-новому увидеть мир и себя самого в этом мире. А осознав собственную немощь, под руководством опытного пастыря выбираться из этих духовных дебрей ко Христу… И хранить в сердце его простые слова: "Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает" (преподобный Антоний Оптинский).

В Оптиной явились и примеры истинного мученичества за Христа. И священномученик Исаакий, расстрелянный в 1938 году врагами Бога и России, и новомученики Василий, Трофим и Ферапонт, павшие от кинжала сатаниста в день Святой Пасхи, — достигшие святой жизни "блаженных и живых мертвецов" (так называл черноризцев преподобный Иоанн Лествичник), в которых чудом исчезает даже природный страх смерти.

Господь не случайно избирал из среды оптинских подвижников самых совершенных, желающих без колебаний отдать свою жизнь за Него. Новомученик иеромонах Василий (в миру — Игорь Росляков) писал в своем дневнике, что не знает большего счастья, чем умереть за Христа. Священномученик Исаакий, по воспоминаниям современников, был настоящим молитвенником, нещадно смиряющим свою плоть в посте и долгом стоянии. Он практически не имел отдыха, днем трудясь, а ночью молясь за спасение братии и всего христианского мира.

Вряд ли мы, немощные, мирские и плотские, можем повторить подвиги оптинских святых. Но они показали собой свет миру, чтобы мы восприняли хотя бы отблеск. Проложили путь, чтобы их духовные чада сделали хоть несколько шагов. И последнее доступно каждому. Нужны лишь желание и вера последовать столпам Оптиной пустыни. Не больше и не меньше…

Читайте также:

Оптина пустынь — духовный центр православной России

Отец Парамон: каждый христианин — монах

Коты Оптиной Пустыни устроили крестный ход

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *