В парламент ФРГ внесен закон, разрешающий обрезание несовершеннолетних

Мусульманам и иудеям ФРГ вернули обрезание

Власти Германии одумались — точнее, задумались об отмене постановления, запрещающего обрезание мусульман и иудеев до достижения ими совершеннолетия. Запрет был вызван тем, что якобы эта процедура нарушает права ребенка. О правах его родителей, а также о свободе исповедовать веру предков со всеми надлежащими ритуалами законодатели ФРГ забыли.

Началась история с запретом обрезания в ФРГ в июне текущего года, когда чета мусульман с соблюдением всех медицинских предосторожностей поручила прооперировать сделать обрезание сына своему же единоверцу-хирургу. Но, несмотря на профессиональное мастерство дипломированного доктора, после выписки у мальчика началось кровотечение послеоперационной раны.

Читайте также: Европа и тролли: о глазах и бревнах

В принципе, такое случается не так уж редко. Западные клиники издавна посмеиваются над своими коллегами из СНГ — дескать, что вы так долго больных у себя держите? Вот мы выписываем их после сложнейших оперативных вмешательств чуть ли не на третий день. Хотя из-за спешки, выдаваемой за "современные медицинские технологии", хирург не может наблюдать за своим больным достаточное для полного заживления раны время.

Так произошло и со злосчастным маленьким мусульманином. Рана закровила, родители вызвали скорую — а она отвезла ребенка уже в другую клинику. Чьи доктора, не вникая в тонкости религиозной медицины, сообщили о больном "куда следует". Прокуратура возбудила уголовное дело, которое рассматривал земельный суд Кельна. Правда, самого хирурга от обвинений в нанесении телесных повреждений немецкая Фемида избавила — зато на будущее приравняла подобные операции к уголовному преступлению, разрешив их для несовершеннолетних исключительно по медицинским показаниям, например, в случае фимоза.

Удаление же крайней плоти, что и есть обрезание, в целях будь-то косметических, будь-то обрядово-религиозных, отныне стало допустимым исключительно для совершеннолетних. Здесь мы видим проявление набирающей силу в западном мире ювенальной юстиции, когда роль родителей умаляется в пользу всесильного государства, считающего, что оно лучше знает, что для детей хорошо — а что плохо.

Однако вопрос об обрезании для представителей отдельных вероисповеданий носит не просто сакральный, но в некотором смысле фундаментальный характер. Согласно Библии, например, "душа" необрезанного представителя мужского пола из числа иудеев "истребится из народа Божия". Кстати, сам Иисус Христос был обрезан на восьмой день после своего Рождества, как это и было предписано в законе Моисеевом. Это событие легло в основу одного из двунадесятых (самых главных) христианских праздников, Обрезания Господня, отмечаемого как раз на Старый Новый год — 14 января по григорианскому календарю.

Конечно, потом христиане изменили свое отношение к древнему обряду, поставив во главу угла не исполнение ветхозаветного Закона, а веру во Христа и любовь к ближним — но у иудеев-то вера осталась прежней! А потом, во время возникновения Ислама, его основатель, пророк Мухаммед, также предписал своим последователям мужского пола обрезание. А мусульман в Германии, по самым скромным подсчетам — около 3,5 миллиона человек. Евреев, правда, существенно меньше — всего 150 тысяч. Однако обе эти общины после решения Кельнского суда столкнулись с немыслимыми трудностями.

Определенной аналогией для этих трудностей из православной жизни мог бы послужить гипотетический пример, как если бы верующим запретили проводить Крещение своих детей до достижения ими совершеннолетия. А что? И правда, погружаемый в купель ребенок простудиться может, и вода в ушки может попасть, вызвав отит. Так что гарантировать, что "защитники прав детей" вскоре не возьмутся за православные или католические семьи, никто не в силах.

Но вернемся к проблемам тех конфессий, где обрезание обрезание является существенной частью вероучения, ритуала и религиозной самоидентификации. Фактически все истекшие с момента вынесения судебного вердикта месяцы им приходилось выбирать, какой закон нарушить — религиозный или светский? Ведь сразу после решения кельнской Фемиды, медицинские ассоциации по всей Германии запретили докторам проводить злосчастные операции детям без строгих медицинских показаний.

Вот и получалось, что верующим можно было обрезать своих детей либо подпольно (на манер криминального аборта), либо уезжать для этого за рубеж в страны с более либеральным законодательством. По образцу "абортного туризма" в той же католической Польше, где желающие прервать беременность женщины отправляются для этого в клиники Украины, Белоруссии и даже России.

Заодно в стране, вроде бы давно изжившей стереотипы времен Третьего Рейха, начала нарастать волна антисемитизма. К счастью, не в самых уродливых проявлениях вроде погромов — но и грязные намеки на некоторые моменты обрезания, обращаемые как на взрослых, так и на детей — тоже не сахар.

Некоторые раввины героически пытались выполнять установления своей религии, обрезывая младенцев самостоятельно. Каждый раз — под угрозой уголовного преследования. Похоже, это, в конце концов, и переломило ситуацию. Все-таки одним из мощнейших факторов послевоенной Германии является внимание к Холокосту — массовому геноциду евреев Гитлером. Даже отрицание этого геноцида в стране — уголовное преступление. А тут вдруг на ровном месте сотни тысяч евреев вновь рискуют стать объектом массовых преследований всего лишь за соблюдение принципов своей религии. Право, даже средневековая католическая инквизиция, не слишком радужно относившаяся к нехристианам, не запрещала иудейским общинам выполнять обрезание своих членов!

В конце концов, на днях правительство Германии одобрило законопроект, вновь разрешающий религиозное обрезание — при условии, "если его проводят обладающие необходимыми навыками эксперты и если родителей информировали о возможных медицинских осложнениях процедуры". С учетом же того, что правительство опирается в парламенте на прочное большинство, есть надежда, что документ будет принят.

Читайте также: Геи обиделись на пастора из-за Адама и Евы

Что ж, с одной стороны, можно порадоваться тому, что хотя бы в одной стране западного мира власти признали верховенство прав верующих родителей над догмами секулярно-антирелигиозной ювенальной доктрины. Вопрос в том, долго ли будет продолжаться такая ситуация и не станут ли прецеденты с "защитой прав" маленьких мусульман и иудеев применяться к юным христианам. Поводов при желании можно найти, сколько угодно. От уже упоминавшейся процедуры Крещения — до, скажем, длительного времени церковных служб, необходимости совершать поклоны, причащаться из одной Чаши (а вдруг инфекция?!) и т.д. Впрочем, немецкий прецедент может стать и весомой поддержкой позиции верующих в судах, если вдруг власти начнут их преследование под предлогом "защиты прав человека".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *