Корнилий Сотник - христианин-оккупант

26 сентября Православная церковь отмечает день памяти священномученика Корнилия Сотника. Жил этот святой в I веке нашей эры и был современником апостолов. До принятия христианства характер занятий Корнилия можно было бы в современных терминах обозначить так: "Капитан оккупационной римской армии, проходящий службу в Иудее, в городе Кесария".

Тем не менее, классическим "оккупантом" этот римский офицер не был. Деяния Святых Апостолов, в которых ему посвящена целая 10-я глава, говорят о нем так: "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу… одобряемый всем народом Иудейским". А еще Корнилий, как тоже сказали бы сейчас, находился в духовных поисках. И, будучи язычником, он молился Богу, которого толком и не знал. Кроме, разве что, отрывочных сведений из иудейской религии, до Рождества Спасителя сохранявшей память о правильном богопочитании.

Некоторые авторы даже отождествляют его с сотником, который упоминается в Евангелии — тот имел такую сильную веру, что Христос смог исцелить его слугу без личной встречи с больным. Впрочем, это мнение разделяют не все богословы.

И вот однажды во время молитвы Корнилию явился ангел Божий и сказал: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой."

Корнилий немедленно выполнил указание Господа — и послал своих друзей за апостолом Петром. Тот незадолго до этого пришел в состояние духовного восторга, экстаза — и видел следующее видение.

"Отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо."

Разумеется, речь шла не только о смене гастрономических предпочтений иудеев, поверивших во Христа. Хотя и правда, данный отрывок, трактуемый буквально, стал и основанием для отказа христиан от скрупулезных предписаний Закона Моисеева о том, какая пища допустима (кошерна), а какая — нет. Тем более, что еще при своей земной жизни Спаситель ясно и неоднократно говорил: "Не то оскверняет человека, что входит в него — а что выходит из его уст".

На самом деле, в видении апостола Петра речь шла о кардинальной смене миссионерской доктрины первой христианской общины. Ведь несмотря на то, что Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, сообщил им знание всех земных языков для проповеди среди всех народов, доктрина эта мало чем отличалась от такового подхода среди ортодоксальных иудеев. А те упивались сознанием своей принадлежности к "избранному народу" и крайне неохотно принимали в общение жаждущих Истины иноверцев. В большинстве случаев последние так и оставались "недоверующими" — их называли "прозелитами врат". А полноценными иудеями, "прозелитами правды", удавалось становиться единицам.

Соответственно, и проповедь веры во Христа в первые годы после Его Распятия тоже была направлена почти исключительно на иудеев. Именно прецедент с Корнилием стал поворотным пунктом изменения такой практики. Ведь нечистые животные в видении апостола Петра означали не потенциальную пищу, но язычников, подлежащих приобщению к Истине.

По толкованию Святых Отцов "находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного.

По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию — ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было повелено заклать и есть — то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их "жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим.12:1).

Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то сие означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников."

Придя в дом Корнилия, апостол Петр сказал ему еще одни замечательные слова: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему." А далее произошло то, что даже среди перечня многих христианских чудес почитается единственным в своем роде. Когда апостол стал излагать благодарным слушателям истины веры, он увидел, что на них сошел Святой Дух — до Крещения! Это было видно по тем же проявлениям, которые ощущали и сами апостолы в Пятидесятницу — говорению на многих языках, невероятной радости и счастью. После этого даже самые большие сомневающиеся из числа пришедших с Петром христиан из иудеев не рискнули бы перечить принятию в свою общность новых членов. Поэтому Петр безотлагательно крестил Корнилия со всем его домом.

Кстати, вышеупомянутый эпизод с сошествием Духа Святого прежде Крещения иногда становится предметом спекуляций, типа: "Ну вот, можно пребывать в Благодати Божьей, и не будучи христианином". Не возражая по сути против многообразия судеб Божьих и дискутабельного выражения "христиане без Христа", можно заметить, что данный пример для сторонников таковых мнений все же неудачен. И наоборот, убедительно показывает — ищущим Бога всем сердцем, поступающим по Его заповедям и без осознанной веры Господь все равно подает возможность присоединения к Церкви Христовой. Что в конце концов произошло и с Корнилием вместе с его домашними.

Кесарийский сотник примечателен еще одним обстоятельством своей жизни. Прославлен он по чину священномученика, хотя чисто формально его за исповедание Христа не казнили. Правда — пытались. После ухода с военной службы Корнилий стал верным учеником апостолов и был рукоположен ими в епископы греческого города Скепсии. Который, помимо прочего, являлся родиной небезызвестной философской школы скептиков — все подвергающих сомнению. То есть, по определению относящихся к вере — любой — крайне отрицательно.

На тот момент градоначальником был некий князь Димитрий. После недолгих споров о вере он приказал Корнилию либо принести жертву языческим богам, либо быть казненным. Святой притворно согласился, пришел с горожанами к храму Аполлона и Юпитера, помолился Богу — и языческое капище тут же было разрушено землетрясением. Князь немедленно приказал связать епископа по рукам и ногам, подвесить в темнице — а на следующий день после пыток казнить.

Но тут выяснилось, что под обломками храма оказались погребены любимая жена и сын Димитрия — Еванфия и Димитриан. Узнав об этом, градоначальник пришел в отчаяние, порвав на себе одежды от горя. Но оказалось, что его родичи живы — и исповедуют из-под завалов величие христианского Бога. Тут же послали за Корнилием, который к тому времени был освобожден ангелом от уз, и тот, снова помолившись, вывел заживо погребенных из разрушеного храма.

Радости князя не было пределов, и он тут же искренне уверовал со своим домом во Христа. За ним постепенно последовали и другие горожане, несмотря на присущий им скепсис — побежденные проповедью, чудесами и искренней любовью своего пастыря, епископа Корнилия. Который, несмотря на понесенные страдания за веру, тихо отошел ко Господу в глубокой старости.

Впрочем, формальным придиркам в данном случае не место. Ведь само слово "мартирос", переводимое с греческого языка как "мученик", в буквальном переводе означает всего лишь "свидетель". Хотя, разумеется, самое сильное свидетельство приносится жертвой своей жизни за Христа. Но, право, и готовность принести эту жертву, и сама жизнь на всем протяжении тоже может явиться самым убедительным примером христианского свидетельства. Что в полной мере относится и к святому Корнилию Сотнику, вот уже почти 2 тысячи лет почитаемому Церковью в чине священномученика.

Читайте также:

В чем причина колебаний апостола Фомы?

Если грач улетает — снег пойдёт

12 июля — день поминовения святых первоверховных…

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Оппозиционные депутаты призвали Порошенко покаяться на коленях
Оппозиционные депутаты призвали Порошенко покаяться на коленях
Оппозиционные депутаты призвали Порошенко покаяться на коленях
Оппозиционные депутаты призвали Порошенко покаяться на коленях
Иностранные государства должны России почти 40 млрд долларов
Дочерняя структура "Роскосмоса" нанесла корпорации ущерб на 73 миллиона рублей
Украина закупила у России более 130 тысяч тонн бензина в 2018 году
Федор Конюхов пережил шторм мощностью в 12 баллов
Россию не уважают в Польше, потому что Россия сама себя не уважает - мнение
Оппозиционные депутаты призвали Порошенко покаяться на коленях
Ядерная триада становится пережитком прошлого
Получат ли жители Донбасса российские паспорта?
Получат ли жители Донбасса российские паспорта?
"Народное" послание Путина смотрело лишь 5,9% москвичей
По словам Порошенко, военные НАТО поедут учиться к ВСУ
Украина закупила у России более 130 тысяч тонн бензина в 2018 году
Украина закупила у России более 130 тысяч тонн бензина в 2018 году
Генсек Совета Европы: если Россия уйдет из СЕ, это потрясет Европу
Получат ли жители Донбасса российские паспорта?
Получат ли жители Донбасса российские паспорта?
Получат ли жители Донбасса российские паспорта?