Бичуя "врагов СССР", Бидструп старательно обходил религию

Херлуф Бидструп: рисунок длиной в жизнь

Херлуф Бидструп - имя, знакомое всякому рожденному в СССР. Сегодня ему исполнилось бы 100 лет. Мало кто из нынешних взрослых не залистывал в детстве огромную книгу его карикатур - Бидструп нарисовал больше 5 тысяч рисунков! А кто-то помнит его по журналу "Крокодил"... Однако он, нещадно бичевавший врагов СССР, старательно обходил религиозную сферу.

- Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой "рисовал", даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, "рисуя" различные фигуры. Многие дети любят рисовать, но меня, как видно, больше, чем других, поощряли к этому.

Так начал Херлуф Бидструп свою автобиографию. Родился будущий карикатурист 10 сентября 1912 года в Берлине. Он был из тех немногих и очень счастливых людей, кто чуть ли не с рождения знает, с каким талантом появился на свет. Счастливым для него оказалось и окружение.

- Мой отец — маляр и художник-декоратор — в свободное время усердно занимался живописью. Он был моим первым критиком и учителем, именно он расширил мой кругозор рассказами о тех странах, в которых побывал в молодости. Став маляром, отец еще до Первой мировой войны, как многие ремесленники того времени, уехал из Дании и жил своим ремеслом, кочуя с места на место. Так он пространствовал 12 лет и был даже в Палестине и Египте. Возвращаясь на родину, он застрял в Берлине, где встретил мою мать. Там я и родился.

Наверное, если бы датчанин-маляр знал, что произойдет с Германией через несколько лет, он бы все-таки доехал до родного дома. Но случилось так, как случилось: разразилась Первая Мировая, и маленький Херлуф увидел войну, когда ему было всего лишь несколько лет от роду. "А твой отец на фронте?" — спрашивали его дети, с которыми он играл во дворе. "Нет, его не призывают, он горбатый", — отвечал Бидструп и… врал — со спиной у отца все было в порядке. Он боялся, что отца отправят воевать, не зная, что тот, как датчанин, не подлежал призыву в немецкую армию, и нарочно придумывал ему физические увечья, с которыми на фронт не брали.

Читайте также: Европа и тролли: о глазах и бревнах

В Берлине было голодно, и в конце концов родители решили переехать в родную Данию, где с продуктами было полегче, но в десять лет Херлуф вновь попал в Германию. Послевоенное время, разруха… то, что увидел вокруг себя Бидструп, произвело бы тягостное впечатление не только на ребенка. Вокруг инвалиды — безногие, безрукие, слепые, увечные — просят милостыню. В то время Германию терзала жестокая инфляция, и бедность была запредельной.

Ничего удивительного, что выросший Бидструп ненавидел войну, все, что ведет к войне, всех, кто любит войну. Поэтому одним из "любимейших" героев его комиксов стал Адольф Гитлер и вся гитлеровская свора, а также — генералы и начальники НАТО, "миротворцы", от которых мир видел едва ли не больше зла, чем от фашистов. Но это в будущем, а пока что юный Бидструп вновь вернулся в Данию и поступил в Королевскую академию художеств в Копенгагене.

- Время моих занятий в Академии совпало с обострением политического положения в мире. Поджог рейхстага в Берлине, приход Гитлера к власти, героическая борьба Димитрова с фашистскими палачами на Лейпцигском процессе — все это не могло не интересовать даже нас, занимавшихся столь далекими от настоящей жизни делами, как сочетание красок на четырехугольном куске холста. И хотя проблемы живописи казались нам самыми важными, мы живо обсуждали международные события.

Однажды вечером, как обычно, я сидел у радиоприемника и слушал одну из истерических речей Гитлера. Это было еще до эпохи телевидения, но я так ясно представил себе оратора, что принялся изображать его. Получился ряд карикатур на Гитлера — это была моя первая серия рисунков. Мне удалось поместить ее в антифашистском журнале "Культуркампен". Под рисунками были напечатаны цитаты из речи Гитлера. Эта серия была помещена под общим заголовком: "Рисунки Бидструпа. Текст Адольфа Гитлера". После этой первой серии в том же журнале были помещены многие другие мои антифашистские рисунки.

Во время Второй Мировой войны в Дании, лояльной к Германии, была запрещена Коммунистическая партия. Естественно, Бидструп, люто ненавидивший фашизм, именно к ней и примкнул.

- Установив в конце концов связь с находящейся в подполье Коммунистической партией, я начал рисовать для нее, ясно высказывая свое мнение, но, конечно, нелегально. Я исполнил ряд карикатур на тех датчан, сотрудничавших с оккупантами, с которыми после войны следовало рассчитаться.

Такое поведение привело к тому, что вскоре и самому художнику пришлось уйти в подполье. Но теме взаимоотношений "матушки Дании" и фашистского Берлина посвящена не одна сотня его рисунков.

Читайте также: Германия: гей-ценности сменяют христианские

Безусловно, ненавидящий фашизм Бидструп не мог не приветствовать победителя гитлеровской Германии — Советский Союз. Он полюбил его еще до того, как впервые побывал там, а уж побывав — воистину оставил там свое сердце. О СССР Бидструп говорил так, как только могли мечтать всевозможные советские пропагандисты.

- В Советском Союзе я побывал впервые в 1952 году в составе делегации. В течение многих лет, с той поры как я себя помню, западная пропаганда — газеты, журналы, кино и не в меньшей мере учителя в школе — преподносила сведения о Советской стране в совершенно определенном духе. Теперь я мог сравнить созданную ими картину с действительностью и был поражен тем, как мало между ними сходства. Изображение Советского Союза, нарисованное западной пропагандой, было как бы негативом фотографии. Все, что на готовом отпечатке должно быть белым, на негативе — черное. Мы, участники делегации, видевшие Советский Союз своими собственными глазами, сочли своим долгом напечатать негатив; полученное фото оказалось таким прекрасным, что даже не нуждалось в ретуши. Сам я вообще никогда не ретушировал и не приукрашивал правду. Социализму нечего бояться правды, ее не выносят противники прогресса — поэтому главное орудие их пропаганды — ложь.

C тех пор Бидструп поставил свой карандаш на службу социализму в целом и Советскому Союзу в частности. Любовь с СССР была взаимной. Его печатали в "Крокодиле", бидструпскими комиксами проиллюстрированы учебники английского языка, изданные до 1986 года. Тема противопоставления советского и буржуазного образа жизни — это еще один любимый сюжет его комиксов. Весьма наивных, местами — чрезмерно восторженных, но, может быть, сам жанр комиксов подразумевает и преувеличение, и наивность, и какую-то детскую чистоту любви.

- Со времени Великой Октябрьской революции 1917 года "мудрые мужи", прорицатели, гадалки и астрологи Запада предсказывали скорую гибель Советского Союза. Они помешивали кофейную гущу, гадали по звездам, толковали Апокалипсис, раскладывали карты. Ничто не помогло. Советский Союз стоял нерушимо и, несмотря на все предсказания о скорой гибели, крепил свою мощь. Тщетны все гадания и заклинания. Астрологи не в силах уже найти утешения в созвездиях. Когда они обращают взгляды на небо, они рискуют увидеть советский космический корабль и не гарантированы от того, что Гагарин, Титов или третий советский гражданин взирают на них с высоты и посылают Земле коммунистический привет. Планомерно, со скоростью ракеты Советский Союз движется к коммунизму, западные же гадалки захлебываются в приготовленной ими же кофейной гуще.

Бидструп щедро тратил свой дар направо и налево, рисуя все, что видел вокруг себя — политическую сатиру и "модные" картинки, антибуржуазную карикатуру — и комиксы, прославляющие жизнь в СССР. Антифашисткие, антиНАТОвские сюжеты легко соседствовали у него с бытовыми, смешными зарисовками — "про любовь", "отцы и дети", "учеба и жизнь" и так далее. Но одной темы у него практически не найти — что странно для коммунистического карикатуриста, обожающего СССР. Это тема религии.

Она почти полностью обойдена стороной в его комиксах, хотя, конечно, антирелигиозные рисунки пользовались бы невероятной популярностью в безбожном СССР. И это не случайно — потому что в этом вопросе Бидструп не разделял общекоммунистические убеждения. Проще говоря, он был верующим человеком. Возможно, именно отношение Советского Союза к религии и стало камнем предкновения в вопросе переезда туда на ПМЖ — а такие предложения "певцу СССР", конечно же, делались.

Читайте также: Сталин и Церковь: вера, выгода, чудо?

Бидструп умер в 1988 году и не застал распад Советского Союза и стремительного "обуржуаживания" России. Наверное, ему повезло — куда больше, чем тем, кому в старости пришлось пережить крушение идеалов, да чего уж там — крушение всей жизни… Но интересно сравнить, как изменялось восприятие Бидструпа у тех, кто вырос на его комиксах, пережил распад его обожаемого Советского Союза и живет в "новой реальности".

Наверное, многое из того, что раньше казалось наивными перегибами, сейчас таковым совсем не видится. Особенно для тех, кто помнит становление "дикого капитализма" в России, лихие 90-е и жестокую борьбу за выживание при рухнувшем социализме. Как никогда актуальны и антинатовские рисунки — будь Бидструп жив, наверное, тема "арабской весны" и художеств Запада нашла бы отражение в его комиксах. Так же, как и вечная тема арабо-израильского конфликта, над которым он тоже немало язвил в своих рисунках.

Да, поязвить сегодня Бидструпу было бы над чем. А вот повод для любви и восхищения в современном мире — нашелся бы?…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *