Кому стоит молиться о пятерках?

Первое сентября успешно отмечено, школьники и студенты с остальной учащейся братией снова принялись грызть вкусный, полезный, но не всегда податливый даже для юных и крепких зубов гранит науки. В этом деле без помощи никак не обойтись, в первую очередь, Божией. Но, кроме сего, дивный во святых Своих Господь дал пребывающим во учении святых покровителей, молитвенное общение с которыми может помочь приобретать новые знания. Самое главное — с пользой для души.

Церковь все века дарила миру замечательно образованных людей. Можно сказать, что именно Церковь, отказавшись от языческого, магического отношения к окружающему миру, выпестовала современную науку. Многие университеты на Западе начинались с теологических факультетов — например, знаменитая французская Сорбонна "родилась" в XIII веке именно как богословский колледж. Само название ее произошло от имени богослова Робера де Сорбона, духовника короля Людовика IX Святого.

Читайте также: Людовик IX Святой: смерть лучше греха

Множество ученых вышли из церковной "шинели". Достаточно вспомнить такие имена, как Галилео Галилей (которого вовсе не сожгли, как о том любят говорить малоообразованные антицерковники), начавший образование в монастыре и мечтавший стать священиком. Роджер Бэкон, философ, естествоиспытатель, математик и… францисканский монах. Астроном, математитик и экономист Николай Коперник (тоже не сожженый Католической Церковью, как бы ни утверждали богоборцы обратное), бывший каноником. Список можно продолжать до бесконечности.

В чем смысл учебы для молодого христианина, если для него любое человеческое знание — величина относительная, динамически и порой кардинально изменяющаяся по сравнению с Откровением Бога? В том же, в чем и содержание всей земной жизни — подготовке души к вечному существованию. Знания для человека, а не человек для знаний, — примерно так можно сказать о цели обучения в глазах последователя Христа, если перефразировать слова Господни о субботе.

Поэтому молитва к Богу о постижении какой-либо человеческой премудрости или просьба о молитвенной поддержке и помощи в учебе, обращенная ко святому угоднику, равноценна прошению о правильном саморазвитии. Не о "лучших в классе отметках" и прочих атрибутах родительской гордости, а как раз о возрастании в уме для лучшего постижения Божественной Истины. Если мы обратимся к житиям святых, которым теперь молятся о преуспеянии в науках, то убедимся в глубокой вторичности для них отличных показателей. А некоторые из мудрейших угодников Господних, покровителей учащихся, даже подвергались испытанию изгоев-двоечников…

Читайте также: Мусульмане отдают детей католикам?

Конечно, в первую очередь это преподобный Сергий Радонежский, бывший отрок Варфоломей. Молебны святому ко Дню знаний служатся каждый год. Будучи незаурядной личностью, с детства являвшей необычайные подвиги веры, он никак не мог обучиться элементарной грамоте. Его ругали мать и отец, бранили педагоги, над ним смеялись товарищи. Не правда ли, типичная ситуация и для многих современных школьников? И тем не менее, его жизнь в Боге полностью развеяла миф о том, что "система всегда права".

Взмолившись о книжном разумении, будущий святой игумен получил значительно большее, чем просто способность учиться — ангел, явившийся в образе старца-монаха, пророчески предрек ему: "… ты превзойдешь своих братьев и сверстников". И первое, что стал понимать Варфоломей, — Священное Писание. А уже через этот источник вечного познания пришел и к другой премудрости, войдя в историю не только как великий православный подвижник, но и как один из умнейших людей своего времен.

Подобный путь к знаниям выпал и другому святому молитвеннику о школьниках и студентах — праведному Иоанну Кронштадтскому. Его житие повествует о таком же чуде

- На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, "точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове", "легко и радостно так стало на душе": ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги — и о, счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное. С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Поразительное доверие к Богу, а кроме этого — целеустремленность и настойчивость в достижении своей цели. Ни Варфоломей-Сергий, ни Иоанн не стремились к лаврам первых учеников и не были маленькими карьеристами, нуждающимися в знаниях для тщеславного самоутверждения. Они просто хотели научиться чему-то для Бога и ближнего, поэтому получили и лучший результат, и ту самую пальму первенства, за которую так часто и так безуспешно борятся их антиподы.

Читайте также: Августин: блаженны жаждущие Истины

Ко святым бессребреникам Косьме и Дамиану Ассийским, безмездным Божиим целителям, Церковь советует прибегать в самом начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. Это также ответ на вопрос, чем должна быть учеба для юного христианина. Лечением его недостатков и проявлением достоинств, глубоко индивидуальных у каждого малыша. Огромная польза христианского подхода к обучению состоит в том, что он не делит детей на преуспевающих и отсталых, а построен на стремлении найти для каждого свое место и собственное счастье. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: "…члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем заботы" (1 Кор. 12:22-23). "Не такой" ребенок, по какой-то причине не могущий учиться, не всегда глупый и бездарный. И молиться в таком случае стоит не о его срочном превращении в звезду класса, отличника и коммуникабельного активиста, а о том, чтобы в этом маленьком человеке полностью раскрылось все, заложенное в него Богом. А большего просто не бывает.

Святая мученица, римская диакониса Татиана, покровительница студентов, происходила из знатной семьи, но, скорее всего, не была так блестяще образована, как великомученица Екатерина, дочь правителя, посрамляющая в дискуссиях известных философов. По крайней мере, о незаурядном интеллекте и эрудиции Екатерины ее агиография говорит, житие же Татьяны повествует только о молитвенном и социальном служении. Возможно, святая мученица Татиана намеренно скрыла свой гениальный ум, предпочитая ему смирение. Но ее жизненный пример практической и самоотверженной любви Христу наглядно показал, что не теория учения — главное. Важнее связывать то, чему учишься, с реальной жизнью — и тогда проблема, именуемая багажом мертвых знаний, просто не возникнет.

Читайте также: Креационизм как маскировка невежества

Есть среди святых покровителей учащихся и "активисты-отличники". Например, святой мученик Неофит, сын очень знатной и богатой семьи, о котором упоминает в своих "Четьях-Минеях" святитель Димитрий Ростовский: "По мере того, как отрок возрастал годами и разумом и, приближаясь к десятилетнему возрасту, начал учиться в школе, в него вселилась благодать Божья, из уст младенцев хвалу Христу совершающая". Неофит стал настоящим покровителем бедных детей из своего класса: он разделял между ними всю пищу, предназначенную для себя, получив за это милосердие дар чудотворения от Господа. Именно к нему стоит обращаться с молитвой родителям, желающим видеть своих детей не только примерными учениками, но и просто хорошими людьми и сострадательными товарищами для других.

Молитвенно поддерживают учеников и студентов и три святых ветхозаветных отрока — Анания, Мисаил и Азария, близкие друзья святого пророка Даниила. Воспитываясь в роскоши и довольстве, они отказались от "перспективной" халдейской премудрости, избрав гонимое, но родное и верное учение, несмотря на то, что рисковали собственной жизнью.

Чего стоит пожелать верующим учащимся, у которых есть все эти святые заступники и покровители? Наверное, только хороших педагогов. О них сказано в "Четьях-Минеях" митрополита Макария: "Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения".

Дай Бог побольше таких и нашим детям.

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" о религии в Яндекс.Дзен

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *