Сегодня празднуют Новый год церкви, живущие по Григорианскому календарю

Первое сентября - Новый год по-библейски

При слове Новый Год наверняка у каждого из нас возникают вполне определенные ассоциации. Новогодняя елка, хрустящий снег, Дед Мороз с подарками — и прочее в том же духе. Но, оказывается, так на Руси было далеко не всегда. Собственно, новогодние праздества в нынешнем стиле появились лишь в 1700 году — после памятного указа Петра I, усиленно насаждавшего европейские традиции в культуре. А до этого испокон веков в библейской традиции наступление нового года отмечалось 1 сентября.

Сегодня новолетие наступит лишь для тех Церквей, кто придерживается григорианского календаря, введенного при Папе Григории XIII в 1582 году в католических странах, вскоре распространившегося на всю Европу, но в России вступившего в действие лишь после победы большевиков - в 1918 году. В этом календаре произведена коррекция временных ошибок, "лишних дней", накопившихся за 2 тысячи лет после введения календаря юлианского — по имени небезызвестного Юлия Цезаря. Впрочем, Русская Православная церковь (как и еще три Поместных) на него так и не перешла. Так что у нас "старый, старый Новый год" по Юлианскому календарю наступит 13 сентября. А в большинстве других православных стран наступил уже сегодня.

Вопреки логике современного исчисления порядка наступления месяцев, начиная с 1 января, сентябрь отнюдь не являлся первым из них по библейской традиции. Первым был март — от которого и датируется время, прошедшее "от Сотворения мира". А первый месяц осени следовал под порядковым номером "7". В чем, собственно, и заключался глубокий мистический смысл его выбора в качестве новогоднего. Ведь суббота, седьмой день творения — это время, когда Бог "почил от всех дел своих" — и тоже самое предписал и своему избранному народу, иудеям. А седьмой месяц по этой логике тоже являлся "выходным". Что и происходило на практике — в иудейской традиции он весь состоял из длительных многодневных праздников.

Читайте также: 15 Ава — иудейский "Валентинов день"

Начиная с первого "дня труб", когда в знак радости в Храме трубили изо всех сил. Потом, в 10-й день первосвященник раз в году входил в Святая Святых, внутреннее отделение Храма, где приносил жертву за себя и грехи народа. А 15-го наступал веселый Праздник Кущей (то есть, палаток) — своего рода радостный ритуальный пикник, когда верующие выходили из своих жилищ на природу и жили в палатках и шалашах, вспоминая свой 40-летний Исход из египетского рабства, проведенный в военно-полевых условиях. Заодно сентябрь был месяцем отдыха после сбора урожая — почему бы не расслабиться после тяжелых летних трудов от зари и до зари без выходных?

Кроме того, согласно библейскому летоисчислению, в сентябре произошло немало других важных событий. Пристал в горе Арарат Ноев Ковчег, тем самым ознаменовав конец Всемирного потопа и наступление эры нового человечества. Получил от Бога Скрижали Завета пророк Моисей, поднявшийся для этого на священную гору Синай. Так что, право, этот месяц заслуживает уважения и помимо фольклорно-сельскохозяйственных резонов.

Стоит заметить, что священная мистика числа 7 седьмым днем недели и таким же месяцем не исчерпывалась. Не менее почитаемым был и седьмойгод — согласно Закону Моисееву, тоже предписанный быть полностью "выходным"! Когда отдыхала земля, скот, и, конечно же, люди. А чтобы они не умерли с голоду, Господь обещал им в предшествующий год посылать урожай как за два-три обычных года. Что, по преданию, и происходило до тех пор, пока еврейский народ был верен Заповедям Божьим.

Читайте также: Законная любовница: от Авраама до наших дней

А самым торжественным был год семи седьмин, 50-й, он же юбилейный, названный так по слову, обозначающему "трубы" на еврейском языке. В "юбилей" все не просто отдыхали — но прощали друг другу долги, отпускали пленных на свободу, и, главное, старались не делать другу другу пакостей. Что и правда, во время праздника длиной в целый год несколько легче, чем во время напряженных трудовых будней.

По большому счету, именно этот "юбилей", "лето Господне" и стал "мостиком" между традицией Ветхого и Нового Завета. Согласно христианскому преданию, как раз 1 сентября Христос, вернувшись в город Назарет, в котором вырос, пришел в синагогу — и начал читать отрывок из пророка Исаии, пожалуй, лучше всего описывающий Его грядущее служение.

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Ис. 61:1-2)

Хотя, конечно же, Спаситель имел в виду не просто проповедь "50-го года" — просто его образ лучше всего подходил для описания грядущего Царства Божия, весть о котором и носит название "Евангелие". Подобно тому, как воскресный день, формально являясь первым днем недели, понимается в христианстве "восьмым днем", днем наступления блаженной Вечности — отчего и его празднование заменило иудейскую субботу, символизирующую отдых пока еще в "мире сем".

Читайте также: Шавуот — День дарования Торы

Возвращаясь к празднованию Нового Года, можно сказать, что конкретная дата не имеет такого уж кардинального значения. Главное для христиан — быть сотрудниками Божьими в "исцелении сокрушенных и освобождении измученных". Чтобы в день, когда трубный глас издаст не музыкальный инструпент служителей Ветхозаветного Храма, а "труба архангела", возвещающая о Втором Славном Пришествии Христовом и наступлении Царства Небесного, стать достойными гражданами последнего. Или хотя бы, суметь почувствовать разлитую в нем Божественную Любовь — а не бежать от нее, как от огня, что и означает адское состояние души.

Ну, а пока, до наступления Последних Времени, нужно помнить (и не только в современный или традиционный Новый Год) слова Господни: "Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Лев 26:3-4, 6-7, 11, 12).

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить