Древние верования китайцев живы до сих пор - в отличие от представлений эллинов

Почему Зевс умер, а Юй-ди остался?

Религиозные представления древних греков и жителей Поднебесной, несмотря на огромные расстояния между этими странами, были очень и очень похожи. Однако одна религия исчезла еще полторы тысячи лет тому назад, а другая до сих пор жива, и современные китайцы не собираются от нее отказываться. Почему же так получилось? Давайте попробуем разобраться.

Как это не странно, но религии древних греков и таких же древних (впрочем, и современных тоже) китайцев действительно очень похожи. Обе они возникли из культа предков, то есть многочисленные греческие и китайские боги являются не чем иным, как обожествленными персонифицированными пращурами. Произошло это, судя по всему, в тот момент, когда представители данных народов решили заняться земледелием и стали жить оседло.

В результате у них появились постоянные кладбища — а это дало возможность точно знать, где находятся божественные предки. Утвердившись, культ предков потеснил прежнее обожествление сил природы — и это нашло свое отражение в греческих мифах о войне богов с титанами, а также в китайских историях о подвигах стрелка И (местный аналог Геракла) и о деяниях великого Юя по усмирению водной стихии.

Общим также является и то, что в обоих религиях отношениям людей между собой и вопросам человеческого самосовершенствования (в отличие от авраамических религий, индуизма и буддизма) уделяется не так много внимания. Имеются лишь правила, определяющие место человека в этом мире, а также регламентирующие его отношения с божествами. Данный "пробел" в греческом и китайском обществе традиционно заполняли светские доктрины: в Элладе это были различные философские учения (например, философия Платона), а в Поднебесной — конфуцианство (которое, несмотря на распространенное заблуждение, вовсе не является религией).

Читайте также Основатели учений в реальности: Конфуций

Итак в конце 1 тысячелетия до нашей эры на противоположных концах Евразии люди исповедовали весьма похожие религии. Однако почему вера эллинов после долгого кризиса исчезла, а ее китайская "коллега" жива до сих пор и весьма популярна среди жителей Поднебесной? Для того, что бы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть, в чем было различие между греческой и китайской религиями.

Классический вариант религии как в Греции, так и в Китае появился лишь тогда, когда разные племена объединились и составили один народ. Это привело и к объединению локальных божеств в единый пантеон. Однако, греки китайцы сделали это совершенно по-разному. Что и сказалось на дальнейшем развитии их религиозных представлений.

Как мы помним, в Древней Греции боги, восседавшие на Олимпе (да и еще много где), были связаны семейными отношениями. Точнее говоря, эллины, объединяя своих богов, заставили их быть единой семьей. Правда, получилась она какая-то странная — в наше время подобное сочли бы ничем иным, как опасным извращением.

Судите сами: царь богов Зевс сначала был женат на своей сестре Деметре (от этого брака родилась Персефона, вышедшая замуж за своего дядю Аида), а потом на другой сестре — Гере. Неудивительно, что от такого кровосмесительного брака родились не совсем здоровые сыновья — явно психически больной Арес и физически уродливый Гефест. Эллинов, видимо, очень беспокоило это обстоятельство, поэтому других младших богов они сделали детьми Зевса либо от предыдущих браков (Аполлон и Артемида — от брака с Латоной, Афина — от брака с Метидой), либо вообще объявили внебрачными (Афродита — от связи с океанидой Дионой, Гермес — от дочери Атланта Майи, Дионис — от смертной женщины Семелы).

Вряд ли следует осуждать Царя богов за подобное поведение — от такой жизни действительно начнешь постоянно ходить "налево", да и остальные небожители, глядя на Зевса, тоже не особенно блюли супружескую верность. Причем инцест в Элладе на самом деле не приветствовался — вспомните, каким шоком для басилевса Эдипа было осознание того, что он женился на собственной матери. Однако, ради единства пантеона, греки заставляли своих богов жить "противоестественной" жизнью.

Итак, путем объединения локальных культов греки создали Божественную Семью, однако тем самым… лишили свою религию возможности пополняться другими богами. В самом деле, если все боги являются друг другу родственниками, то чужому богу на Олимпе уже не было места — ведь он не мог стать членом этой самой Семьи. Именно поэтому позже христианство не смогло ужиться с религией эллинов (Христа на Олимп ни под каким видом бы не пустили — хоть и хорош, но чужак). Хотя подобное справедливо в основном для "исторической" Эллады — в колониях чужеземных богов нередко включали в состав олимпийцев.

Подобная организация пантеона мешала и другому способу его пополнения, коим является обожествление умерших. Ведь есличеловек не состоит в родстве с богами (абольшинство эллинов, увы, не состояла), то ему на Олимп был вход воспрещен. В Древнем Риме, правда, после смерти к сонму богов причисляли императоров — однако они не были чужаками олимпийцам: согласно легенде, их предком был сын Афродиты Эней. А вот простым гражданам это, увы, ни при каких обстоятельствах не светило.

Неудивительно, что как только олимпийская Семья узурпировала право на божественность, в религии эллинов наступил кризис. Дело в том, что верования, возникшие на основе культа предков, предлагают человеку только один способ посмертного вознаграждения — включение в пантеон. Это нужно верующему для того, чтобы он, став божеством, смог помогать своим потомкам. А раз такая награда становится недоступной простым смертным, то они сразу начинают задаваться вопросом: а стоит ли почитать столь несправедливых богов?

Однако так было лишь в Древней Греции (и позже — в Риме). А вот Поднебесная смогла ловко обойти этот подводный камень. Поскольку там после объединения культов боги составили не Семью, а… государство. Их глава принял титул Нефритового Императора Юй-ди, а все остальные стали чиновниками профильных ведомств. Отношения, которые связывали богов, были исключительно служебными — они устраивали заседания, организовывали общественные работы, подавали отчеты своему небесному Императору, ну и конечно же, после трудов праведных, отдыхали на "корпоративных вечеринках".

Подобная организация была более выгодна: во-первых, тем, что присутствовало четкое разделение обязанностей (то есть ситуация, когда за солнечный свет и тепло одновременно отвечали Аполлон и Гелиос? в Китае была просто невозможна), а во-вторых, эта система оставалась открытой. В нее легко входили чужеземные боги — им просто отводили соответствующие ведомства. Поэтому-то появившиеся позже в Китае буддизм, христианство и ислам не особенно конфликтовали с местным пантеоном — ключевым фигурам этих религий с легкостью подобрали соответствующее "служебное место".

Да что там боги — для простых верующих возможность стать божеством после смерти за хорошее поведение при жизни всегда сохранялась (и сохраняется по сей день). В результате многие реальные исторические персонажи стали божествами: так, выдающийся полководец Гуань Юй после смерти возглавил военное ведомство, мудрец Конфуций стал божественным экспертом по вопросам этики и морали, а философ Лао Цзы стал заведовать министерством по делам магии и алхимии.

Многие куда более простые смертные из тех, кто после смерти был принят на работу в Небесную Канцелярию, стали богами-покровителями своих родных мест (тудишэнями) или их помощниками. Это продолжается и в наше время — ряды божеств традиционной китайской религии продолжают пополняться. Например, создатель КНР Мао Цзе Дун во многих районах Китая и поныне почитается как божество.

Интересно, что статус богов Поднебесной, в отличие от такого олимпийцев, вовсе не отличается стабильностью — они могут продвигаться по карьерной лестнице или переходить на работу в другое ведомство. Да и за плохую работу божеств могут наказать их вышестоящие небесные начальники. Поэтому для верующих посмертная божественная вакансия всегда есть: если прежнего тудишэня, например, повысили или, наоборот, понизили, то любой праведный житель того места, за которым присматривал данный тудишэнь может рассчитывать на то, что после смерти эта должность достанется именно ему.

Все это привело к тому, что китайских богов почитают до сих пор — у верующих есть стимул делать это. Поэтому традиционная религия Поднебесной жива и вовсе не собирается умирать. Чего нельзя сказать о верованиях эллинов — они сохранились лишь в мифах и трудах религиоведов, однако собственной паствы олимпийские боги уже полторы тысячи лет как не имеют.

Напоследок следует рассказать о том, почему же столь схожие религии претерпели такую разную эволюцию. Китайцы с древних времен занимались земледелием в речных долинах. При такой экономической ситуации необходима сильная центральная власть — одному клану или общине не под силу возведение и ремонт гидротехнических сооружений. А от этого совсем недалеко до пантеона, организованного как правительственный аппарат по образу и подобию земного.

Читайте также: Основатели учений в реальности: загадка Лао Цзы

Греки же никогда не создавали единого государства — в скудной и неплодородной Элладе это не было нужно. Жители ее полисов ощущали лишь свое культурное и экономическое, но вовсе не политическое единство, то есть считали друг друга скорее потомками одной семьи, но не гражданами одного государства. Именно поэтому и свой пантеон они представляли в виде семьи — ведь то, что происходит на земле, отражается и на небесах…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *