Интервью с оперной певицей Наирой Асатрян

Наира Асатрян - оперная певица на клиросе

В гостях у "Правды.Ру" удивительная девушка потрясающей красоты, замечательного таланта, оперная певица Наира Асатрян. Наира — лауреат международных конкурсов и приглашенная солистка Театра Русской Оперы, а еще у нее такой голос, о котором говорят — что это настоящий дар от Бога. Видимо это сподвигло Наиру на то, чтобы пойти петь на клирос. О своем пути в искусство и в храм Наира Асатрян рассказала в интервью "Правде.Ру".

- Как же получилось так, что вы, известная оперная певица, поете просто на клиросе?

— В какой-то момент жизни, когда я училась в Центре оперного пения Галины Вишневской, я поняла, что мое горячее желание петь Господь исполнил в полной мере, и пришло время возвращать талант обратно, послужить голосом Богу. И меня потянуло в храм. Раньше я редко ходила туда, оправдываясь тем, что я не понимаю, о чем там говорится и поется. Но я решила проникнуть в самый центр, чтобы изнутри понять все тексты.

— Можете рассказать поподробнее, как вы пришли в храм?

— Я пришла в церковь, как большинство современных людей — на грани внутреннего кризиса и возможной серьезной жизненной ошибки. Меня просто в какой-то момент потянуло в храм, я подумала: "Почему я не хожу туда? Я же православная" — и пошла. Но на самом деле я уверена, что я пришла в церковь благодаря молитвам сестры.

В отличие от меня, моя сестра всегда молилась, была верующей, а я приходила так, урывками: ворвусь в храм, "намолюсь" — и ушла на годы. Меня, конечно, беспокоила эта моя особенность, хотелось придти и уже остаться, но этого не случалось по неизвестным мне причинам. А когда мне было 24 года, этот момент наконец-то настал — и вот я уже семь или восемь лет в храме.

— Скажите, Наира, а как складываются ваши отношения на клиросе? С вашими талантами испытываете ли вы зависть со стороны ваших коллег?

— Очень болезненный, животрепещущий вопрос. К сожалению, да — приходится. Тем более, что мои коллеги — чаще всего без вокального образования, дирижеры-хоровики, есть различия в школе. Потому что одно дело — сольная постановка голоса, а другое — когда тебя просто ведут как массу. Вообще на клиросе ничего не бывает просто: редко, когда есть внутренний мир, со всеми приятные отношения, ровные. Чаще всего постоянные склоки. Но это свойство всякого святого места, и клирос не исключение. Мы соучаствуем в Богослужении, вот и нас искушения не обходят стороной.

Читайте также: Отец Алексей Плужников: животные будут в раю

— А что вы испытываете, когда спускаетесь с высоких сцен и поднимаетесь на простой клирос, где вы просто одна из певчих?

— Спускаясь с высот сцены, приходя на клирос, мы взбираемся на еще более желанную высоту небесную — если это не дерзость. Потому что когда ты поешь на сцене, ты больше думаешь о роли, о тексте, об образе, а здесь нужно еще молиться. Всегда слышно, молишься ты или нет — об этом говорят и священники, и прихожане, которые присутствуют на богослужении. Горделивое красивое пение — холодно и не трогает сердце, а самая высокая похвала — когда к тебе приходят прихожане и говорят: "Вы знаете, так легко было молиться, и умиление было, и слезы".

— Наира, где вы поете сейчас?

— Сейчас я тружусь в Храме святителя Николая в Толмачах. Этот храм находится при Третьяковской галерее, у нас в храме находится главная Святыня — это Владимирская икона Божьей матери, оригинал.

— Как вы туда попали?

— Попала я туда случайно — через одну мою знакомую. Я сказала ей, что я ищу место на клиросе, потому что я ушла из своего предыдущего места работы, из храма, по определенным причинам. Я все равно пела в церквях, но — там, куда позовут. А мне хотелось где-то закрепиться. И она сказала, что есть место в храме Святителя Николая. Я пришла, прослушалась, и меня сразу взяли.

— Неудивительно. Наира, а на каких клиросах вы пели, в каких храмах?

— Начинала я петь в храме Ильи Пророка в Обыденном переулке. Там был у нас совершенно чудесный регент Валерий Георгиевич Катков, он оказал большое влияние на меня. Он вводил меня в новую сферу, объяснял какие-то внутренние духовные законы, поведенческие… И все равно я ворвалась на клирос, а не пришла скромно. Я — человек шумный, темпераментный, яркий, и мне было трудно убираться внутренне.

 

 

Конечно, это раздражало людей, казалось, что я делаю что-то напоказ. Но со временем я научилась "сглаженнее" воспринимать критику в мой адрес. "Убирать" голос, потому что все равно ты невольно выделяешься — а это нехорошо, когда ты "торчишь из хора". Вообще моя главная проблема в том, что я всегда выделяюсь. Но вскоре я стала солисткой,мнечастодавалисоло.Этоочень ответственно, всегда дикое волнение — даже на оперной сцене не бывает такого волнения. И всегда внутренне молишь, и просишь помолиться людей, стоящих рядом.

Наира Асатрян - оперная певица на клиросе. 261667.jpeg

Еще года четыре я проработала в Андреевском монастыре. Вся моя певческая жизнь на клиросе связана с Москвой. И вот три храма, где я долго пела — это храм Ильи Пророка, Андреевский монастырь, и сейчас — храм Святителя Николая в Толмачах.

Читайте также: Человек, озолотивший Елоховский собор

— Наира, родились вы не в Москве. Скажите, а когда вы приехали сюда, как сложилась ваша жизнь?

— Приехали мы в начале 80-х годов, когда мне было около трех лет. Отец в поисках заработка переехал в Россию из Армении, из Шамшадина где я родилась. Так что выросла я в России. Я была обычной девочкой, единственное, что я с восьми лет знала, что хочу петь. Я помню, как я лежу в кровати и четко понимаю, что я хочу петь. Я имитировала оперное пение, как-то округло пела, старалась вибрато изобразить, что вызывало смех у взрослых.

Потом я встретилась с чудесной женщиной Светланой Геннадьевной Кондуровой, которая взяла меня в свой хор. У нее я впервые поняла, что такое быть солисткой, она занялась моим голосом. В 15 лет у меня наконец-то появился хоть какой-то вокал — а так был обычный детский голос, каких много. В мои 15 лет Светлана Геннадьевна услышала, что есть что-то большее, и стала со мной заниматься, с ее помощью я решила поступать в Москве. Это вызвало бурный протест в моей семье со стороны отца, который мыслил мне другой путь — предпринимателя, экономиста. Я даже два года проучилась на экономическом факультете, а потом я сбежала — поступила в Москве, поставила отца перед фактом. Отец не верил, что я добьюсь каких-то успехов, верила моя мама, за что я ей очень благодарна. А недавно и отец смирился и принял эту новость.

Есть такой вуз в Москве — Институт современного искуссва, я пошла сразу на второй курс, а по окончании я поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. И там у меня произошла встреча с удивительным педагогом, которому я обязана всем. Это чудесная Ирина Ивановна Масленникова. Ей сейчас 93 года, и я желаю ей долгих лет жизни. Она воспитала целую плеяду известных певиц, которые успешно работают в Москве, по всей России и за рубежом. И для того, чтобы не терять с ней связь, я поступила впоследствии в аспирантуру Московской консерватории.

— А как вы попали на международную сцену? Вы пели за границей, и очень успешно пели — а где именно?

— Мы часто гастролировали с детским хором, побывали во Франции, в Испании, в Италии, в Германии. В свое время я прослушивалась в "Ковент-Гарден" в Лондоне. В 2007 году я стала лауреатом конкурса молодых оперных певцов в Ницце, получила приз в номинации "Лучшее исполнение". Я надеюсь, что мое сотрудничество с западными сценами продолжится, потому что есть огромное желание петь, развиваться, открывать что-то новое для себя, петь на Западе, принимать участие в спектаклях.

Но меня несколько удручает ситуация, которая сейчас сложилась в западных европейских театрах — я говорю о страсти к "современным" постановкам, где люди выступают в классических операх в скафандре, Я знаю о такой постановке "Риголетто" в Германии. Но вот так вот режиссер видит, и бедным певцам приходится исполнять, подчиняться. Мне бы хотелось петь в классических постановках и сотрудничать с дирижерами, с оркестрами как концертирующей певице.

Читайте также: Отец Георгий: Без жертвы нет любви

Наира Асатрян - оперная певица на клиросе. 261668.jpeg

— Наира, вы очень красивая девушка. Скажите, пожалуйста, как у вас складывается личная жизнь?

— Личная жизнь складывается непросто. Я признаюсь, что в школе я была обделена вниманием мужского пола, очень переживала по этому поводу. И только в Москве, когда я приехала сюда, началась та самая "взрослая" личная жизнь, о которой я мечтала. Я поняла, что я красивая женщина, Долго не верила. Но когда много говорят с разных сторон, в какой-то момент ты понимаешь, что, наверное, не просто так говорят.

Но я не замужем. Я хочу создать семью и надеюсь, что моя семья будет особенной, она должна быть христианской. Я хочу детей вырастить в христианстве, чтобы муж был верующий. Во всяком случае, чтобы он не препятствовал моим походам в храм, и чтобы я детей приобщала. Хочется, чтобы все строилось на взаимном уважении и чтобы мой будущий муж принимал мою профессию. Мой духовный отец когда-то сказал: "Наира, ты должна понимать, что оперная певица — это минус для семейной жизни, а не плюс. Приготовься, что тебе будет не просто встретить мужа". Редкому мужчине понравится, что жена гастролирует, месяцами отсутствует дома. Но я этот факт приняла, и надежды не теряю.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *