Март языческий: праздники наших предков

Март языческий: праздники предков

С мартом в языческой традиции ассоциируется встреча весны и конец морозов. Само слово "март" — не русского происхождения, оно пришло в наш язык из греческого. Наши предки называли этот месяц "сухый" или "сухий", и тогда он был первым в году. Этого звания март лишили только во времена правления московского князя Василия Дмитриевича в начале XV века, когда он стал седьмым по счету. И только в 1700 году март занял привычное нам место в календарном цикле.

Прежде чем говорить о языческих праздниках марта, нужно пояснить, что до нас дошло крайне мало сведений о славянских традициях. Исследователям приходится восстанавливать обряды восточнославянского язычества буквально по крупицам, опираясь на летописи, народные песни, былины. В так называемом "народном православии" широко представлены реликты дохристианских верований: многие христианские святые сохранили черты языческих божеств, а церковные праздники нередко занимали место более древних обрядов, сохраняя их характерные признаки.

К примеру, нам известно, что у восточных славян на конец зимы приходились торжества в честь Велеса — бога плодородия и богатства, покровителя домашних животных. Благодаря звуковой близости ряд святых, носивших похожие имена — Власий или Василий, — переняли черты этого божества. Так, на территории нынешней России и Украины 24 февраля (все даты в статье приведены по новому стилю) отмечали Власьев День.

Святой Власий, как и Велес, считался покровителем скота, ему молились о здоровье коров и овец. А вот в Белоруссии праздник, носивший название "Волосся" или "Волосье", справляли в день святого Василия Капельника, 13 марта. В этот день рабочую скотину освобождали от труда, а вечером готовили обильные мясные закуски даже в тех случаях, когда этот день приходился на Масленицу, хотя мяса в это время есть не полагалось.

В России же с днем Василия Капельника связаны приметы, напоминающие нам о культе Велеса. Именно 13 марта у детей лечили водянку, которую называли овечьей одышкой. Во время лечения отец семейства гонял овец в избу и из избы. Считалось, что овцы, перешагивая через больного ребенка, лежавшего на пороге, уносили болезнь с собой.

Читайте также: Весенние заклички: весна, приходи скорее!

Лечили в эти дни и "кумаху" или "кумоху" — так называли в народе простуду, частую в конце зимы. Верили, что это одна из двенадцати сестер-лихорадок (трясовиц), живущих в лесной чаще, на болотах, близ рек. По поверьям, начиная с середины марта, нельзя было ложиться спать днем, чтобы не "наспать" болезнь. Если же защититься не удавалось, для лечения лихорадки использовали разные магические способы: например, делали 12 кукол из лоскутков, которых вешали возле печки, или носили на груди в мешочке сушеную лягушку или летучую мышь. В нынешней Тверской области пекли пирожки и клали их в подарок сестрам-лихорадкам на перекрестке дорог. В Воронежской области отправлялись к реке с горстью пшена и бросали его через голову, встав к воде спиной и приговаривая: "Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем". В Тульской области знахарь делал "лодочку" из липовой коры, повторяя над ней заговор, после чего больной пускал лодочку по реке, веря, что с ней уплывет и болезнь.

Интересно, что, по мнению исследователей, образы лихорадок-трясовиц в народной культуре восходят к книжным первоисточникам, заимствованным из Византии. Даже многие имена лихорадок, сохранившиеся в русских заговорах — лекта, хампоя — восходят к греческим словам. Однако это уже позднее заимствование, пришедшее с принятием христианства. Мы же вернемся к дохристианским временам, собственно языческим праздникам марта.

Читайте также: 21 марта: победа света над тьмой

Центральным праздником марта у восточных славян считался день весеннего равноденствия, который в народе нередко называли "Великдень", — наивысшая точка весны, когда совершается окончательная победа над зимой и смертью. Нашим предкам не так просто было определить точную астрономическую дату равноденствия, поэтому праздник был растянут во времени. Его начало часто привязывают к первым окличкам весны, которых всего было три. Одна из версий гласит, что первые оклички (или заклички) весны приходились на середину марта (позднее в народных верованиях они совпали с днем святой Евдокии, или Евдокии-Плющихи, 14 марта). В этот день в некоторых областях женщины и девицы залезали на крыши амбаров или на пригорки и пели:

Весна, красна!

Что ты нам принесла?

Красное летичко.

Часто день весеннего равноденствия сопоставляют с Масленицей. В Белоруссии 23-24 марта праздновали Комоедицы. Относительно названия этого праздника нет единого мнения. Существует версия, что оно пришло в белорусский от греческого слово "комедия", но более вероятно, что "Комоедицы" назвали так из-за обычая печь в этот день гречневые или гороховые блины — комы. Праздник совпадал с первым выгоном скота. В этот день у белорусов принято было устраивать шествие ряженых, которые изображали из себя медведей. Медведь — хтонический зверь, то есть животное, связанное с подземным миром. Именно его облик часто принимал Велес.

Читайте также: Власьев день: святой из язычества

На территории нынешней России вторые оклички весны — непосредственно равноденствие — позднее совпали с христианским праздником в честь сорока мучеников Севастийских (Сороки, 22 марта). Птицы, по поверьям, возвращаются в этот день из Вырия (Ирия), сказочной теплой страны, где обитают души умерших. Образ птицы вообще является ключевым в этот день. В большинстве областей 22 марта из хлебного теста пекли "жаворонков". Когда "жаворонки" были готовы, несколько сажали на подоконник перед открытым окном, другие же отдавали детям, чтобы те бежали на пригорок и закликали настоящих жаворонков, а вместе с ними весну. Тексты некоторых закличек, также называемых веснянками, дошли и до наших дней. Одна из песен звучит так:

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,

Ой, что так рано с Вырия вышел?

Не сам вышел, Дажбог меня выслал

С правой рученьки, и ключик дал:

С правой рученьки — лето отмыкать,

С левой рученьки — зиму замыкать (Перевод с украинского В. Лобачева)

Как мы видим, в этой закличке упоминается Дажбог или Даждьбог, языческий бог солнца. С его именем часто связывают соловья, который также являлся предвестником весны. По всей вероятности, в Киевской Руси существовали какие-то празднества в честь Даждьбога, связанные с равноденствием, но, к сожалению, до нас не дошло никаких сведений о них.

Третьи заклички весны — завершение обрядового цикла — приходились, по всей видимости, на начало апреля и позднее совпали с христианским праздником Благовещения.

Читайте также: Новый год русичей: мартовские "овсеньки"

К сожалению, мало кто из современных неоязычников берет на себя труд восстановить обрядность своих предков. В связи с широким распространением викки в России многие последователи данной религии, как и европейские язычники, предпочитают отмечать в марте Остару — один из праздников Колеса Года. Этот праздник отмечается с 19 до 22 марта. Имя богини Остары (Эостре, Истре) впервые упоминается в книге английского монаха и хрониста Беды Достопочтенного "De temporum ratione" еще в VII веке. Он же заявляет, что именно от ее имени произошло европейское название праздника Пасхи (Easter).

Остара — богиня рассветов, земного плодородия, роста и весны у северных европейских народов. В этот день празднующие стараются проводить ночное бдение с ритуальным пиром, принято также красить яйца и пить мед или сидр. Неоязычники, отмечающие Остару, могут провести праздничный ритуал в кругу единомышленников или самостоятельно.

Некоторые современные язычники почитают также богиню Ладу как покровительницу весны, любви и брака. В начале 2000-х годов была предпринята даже попытка искусственно установить дату 30 марта (так называемое Ладодение) как день, посвященный этой богине. Но среди ученых нет единой точки зрения по поводу поклонения Ладе у восточных славян. Большинство современных исследователей сходится во мнении, что предположение Б. А. Рыбакова относительно культа данной богини неверно. Не сохранилось никаких письменных источников, напрямую упоминающих имя Лады. Гипотеза же Рыбакова основывается, в первую очередь, на песенных рефренах "Ой, ладо" или "Лада, лель-люли" и на параллелях с древнегреческой богиней Лето.

Читайте также: Изгнать кикимор можно только сегодня

Что касается способов празднования равноденствия у современных язычников, то большинство из них выполняют ритуалы "по наитию". Неоязычество как течение еще сравнительно молодо. В отличие от христиан, у представителей данной веры нет единого письменного канона, на который можно было бы опереться.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *