В воскресенье, 16 июня, Православная церковь празднует Троицын день

Пятидесятница - день рождения Церкви

В воскресенье, 16 июня, Церковь отмечает день Пятидесятницы, который чаще называют Троицей. Как и у всех праздников, связанных с пасхальным циклом, дата эта плавающая — и отмечается он спустя 50 дней после Воскресения Христова. Впрочем, оба эти названия не совсем точно отражают суть праздника. Первое обозначает всего лишь временный интервал, прошедший от момента Славного Христова Воскресения — и чисто словарно напоминает праздник с таким же названием у иудеев, посвященный памяти заключения Завета с Богом через Моисея на горе Синай как раз через 50 дней после выхода из египетского рабства.

Слегка перекликается с ветхозаветным праздником и внешняя форма христианской Пятидесятницы. Так, иудеи приносили Богу в жертву начатки плодов — христиане приносят в храмы весеннюю зелень, которая после освящения разбирается по домам для их освящения и сохранения от враждебных сил.

Читайте также: Шавуот — День дарования Торы

Второе именование указывает на то, что этот день в Священной Истории ознаменовался исполнением полноты Бога — явлением Святого Духа Он окончательно явил себя в Трех Лицах. Впрочем, в этом смысле Пятидесятница не эксклюзивна: например, при Крещении Господнем в водах Иордана Троица была явлена миру даже более наглядно. Когда на находившегося в воде Сына в виде голубя снизошел Святой Дух — и при этом с небес раздался голос Бога-Отца: "Се есть Сын мой возлюбленный — в нем мое благоволение".

Как бы там ни было, в исторической традиции сложились именно эти названия — и их употребление вполне допустимо. Но все же главным отличием Пятидесятницы является Сошествие Святого Духа на апостолов. Именно оно отражено на всех иконах этого праздника — склонившиеся в благоговении ученики Христовы, и нисходящие на них огненные языки. Еще этот день называют днем рождения Церкви.

Конечно, это не означает, что верные последователи Господа доселе были лишены благодатных даров Божьих. Вообще Дух Святый действовал в мире всегда — без него было бы невозможным само бытие. Тем же Духом были движимы пророки Ветхого Завета. Так, царь Давид в своем знаменитом 50-м покаянном псалме говорит: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня". По вдохновению Духа святой праведный Симеон Богоприимец вместе с пророчицей Анной узнали в младенце Христе, принесенном в Иерусалимский храм, будущего Спасителя мира.

Читайте также: Ликбез: Как не спутать священника и святого

Без Духа апостолы просто не смогли бы совершать множество чудес еще в земной жизни своего Учителя. Правда, сами они тогда не всегда понимали, чем руководствуются — как в эпизоде с попыткой "свести огонь с неба" на неверных, когда сам Господь укоризненно заметил: "Не знаете, какого вы духа". А сразу после своего Воскресения Он явился апостолам и сказал им: "Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 21-23).

Однако это ниспослание Святого Духа в богословии принято именовать "личной Пятидесятницей". В первую очередь потому, что этот священный дар был ниспослан Христом при личной встрече — и каждому из апостолов в отдельности. А о Пятидесятнице "общей" сам Господь предупреждал учеников еще до Распятия. Причем, объяснял необходимость своего удаления от мира как раз тем, что в противном случае "не сможет придти Утешитель", под которым подразумевался именно Святой Дух.

Вообще, чтобы лучше понять содержание сегодняшнего праздника, необходимо сделать еще один экскурс в библейскую историю — еще на несколько тысяч лет в прошлое. Когда после Всемирного Потопа вновь возродившееся человечество попыталось объединиться в горделивом замысле "создать себе имя" — помимо Бога — и начало строить Вавилонскую башню. Что в расширенном смысле обычно толкуется, как "цивилизация без Бога". Чуть отвлекаясь от главной цели статьи, можно заметить, что временное торжество этой идеи наступит перед Вторым Пришествием Христа — в виде мрачного Царства Антихриста, который тоже объединит народы — но против Создателя и Его Любви.

Но тогда, в Вавилоне, Господь не попустил совершиться самоубийственному замыслу людей — Он "смешал им языки". Незадачливые строители перестали понимать друг друга — и разбрелись по всей Земле, образовав отдельные народы и прекратив строить горделивое сооружение.

Читайте также: Библия без Христа, апостолови ангелов

Однако спустя 50 дней после Воскресения Христова (и через десять дней после Его Вознесения) все вдруг изменилось! Огненные языки, помимо множества других даров, сообщили апостолам знание языков и наречий всех окружающих народов. В первую очередь, конечно, для того, чтобы те могли им проповедовать Христа безо всяких помех. Но и само по себе такое "многоязычие" означало ничто иное, как отмену древнего Божьего прещения. Падшее человечество, в свое время раздробленное на отдельные народы для его же блага, вновь предстает единым целым — только уже в виде Церкви Христовой, собрания верующих во Имя Господа, объединенного единым Духом.

Собственно, образование этой церкви и есть исполнение обетований о наступлении Царства Божия. Да, формально земное время падшего мира еще продолжается — но "царство Божие внутри нас есть", в самоощущении каждого верующего, движимого Духом Святым. Если, конечно, в нем этот дух не угас.

Недаром один из самых выдающихся подвижников земли Русской, преподобный Серафим Саровский на вопрос о цели жизни христианина отвечал, что она заключается в "стяжании Духа Святого". И, как и другие святые, видимым образом показывал через себя его благодатные действия. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание." (Гал.5:21-22), — говорит апостол Павел, и добавляет при этом: "На таковых нет закона." Спустя несколько столетий отец западного богословия блаженный Августин скажет: "Возлюби Бога — и делай, что хочешь". Ведь если человек движется лишь Духом Любви — ему не обязательно знать какие-то формальные запреты, обозначающие хотя и греховные, но соблазнительные деяния — они не имеют над ним власти.

Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?

Впрочем, вышеперечисленным дары Святого Духа не исчерпываются — проявлясь и в том, что выглядит настоящими чудесами. "Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания…; иному вера…; иному дары исцелений…; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно." (1Кор.12:7-11) Важно уточнить — апостол акцентирует внимание на том, что эти благодатные дары сообщаются верующим в единой Церкви — Теле Христовом, отдельные члены которой, подобно органам человеческого тела, выполняют свое служение согласно сообщенному Духом таланту. Покрывая немоши ближних — и, в свою очередь, принимая в других аспектах помощь от них.

К сожалению, до конца всеобщей истории и видимого торжества Царства Небесного в мире сохраняется грех и зло — а значит, живущие неизбежно испытывают скорбь. Однако Дух Святой, по обетованию Спасителя, утешает верующих в их немощах. Уже в Пятидесятницу при Его сошествии апостолы исполнились такой невероятной радости, что очевидцы недоумевали: "Может, они напились вина?". Утешением может быть и исцеление в болезни, и какое-ниюдь иное показательное чудо. А может — и подание терпения в перенесении скорбей, когда они даже не ощущаются. Конечно, наиболее показательны в этой связи подвиги мучеников за веру, которые, перенося немыслимые пытки, часто не чувствовали реальной боли.

Но и в повседневной жизни есть немало сходных примеров. Когда, скажем, искренне любящие друг друга люди, объективно идущие ради своей любви на взаимные жертвы, тем не менее, чувствуют себя абсолютно счастливыми. А ведь такая вроде бы обыденность и есть ярчайшее проявление одного из наиболее характерных действий Святого Духа, в связи с эти и называемого Параклитом, по гречески — Утешителем.

Конечно, знание указанных моментов встречается, в основном, в богословской литературе. Но любые даже самые правильные слова — это всего лишь слова, Дух ими не исчерпывается. И потому можно, даже не зная правильных богословских формул, на каждой молитве искренне просить: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша." И получать просимое — по своей вере. А основание нашей молитвы Святому Духу полагается как раз в Пятидесятницу, когда Он в виде огненных языков сошел на апостолов в Иерусалиме, сотворив из них первую христианскую церковь…

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы