Однажды побывав в "городе мира", забыть его невозможно

Просите мира святому Иерусалиму!

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков

и камнями побивающий приходящих к тебе!

Мф.23:37

Аще забуду тебе, Иерусалим, забвена буди десница моя.

136 псалом

Иерусалим, Иерусалим, горькая моя мечта…

Иеромонах Роман

Иерусалим — город трех религий. Этот культурологический и туристический слоган на самом деле гораздо больше, чем просто приманка для туристов или информация для историков и религиоведов. Иерусалим — действительно город трех конфессий, и в нем есть место "и эллину, и иудею". Его святые места дорогие и христианину, и мусульманину, и иудею. Жаркое очарование Востока, таинственная тишь Средневековья и крикливая современность. Взрывы автобусов и эмоций. Полет диковинных птиц и настроения. Дух, душа и тело. В нем есть — все. Говорят, иногда — даже снег.

Точно неизвестно, когда и кем был основан этот город — но первые упоминания о нем встречаются уже в XVIII-XIX веках до нашей эры. Город-государство Рушалимум — совершенно очевидно не только географический, но даже фонетический прообраз Ерушалаима. Впрочем, название это — Город Мира — опровергалось историей буквально с первого дня его существования, и до сих пор назвать это место мирным не повернется язык. Город менял хозяев более 80 раз, его разрушали 16 и восстанавливали из руин 17 раз. Первым его захватчиком был ветхозаветный царь Давид — именно он отвоевал город у племени Иевусеев, доееврейского населения Иудеи. При них поселение называлось либо Иевус, либо, что более интересно с фонетической точки зрения в данном контексте, Салим или Шалем (упоминается в Книге Бытия и в такой форме звучания означает "полный" в смысле"совершенный").

Читайте также: Геологи отвечают: Христа распяли в пятницу

Царь Давид провозгласил захваченный город столицей и перенес туда Ковчег Завета. С этого момента начинается история самого таинственного города земли — библейского Иерусалима. Самыми известными завоевания Иерусалима последующих веков смело можно назвать власть Вавилона в VI до нашей эры, затем персидское владычество, правление Римской Империи и, наконец, уже современное нашей эре завоевание крестоносцами, а позже Египтом и Османской Империей. 17 год отгремевшего XX века оказался революционным не только для нашей страны: Иерусалим в очередной раз сменил подданство, перейдя под управление… Великобритании.

Впрочем, можно ли говорить об этом Городе в контексте чьего бы то ни было подданства или принадлежности какому-то правителю? Так и хочется добавить: "кроме коренного населения" — но и тут мы вступаем на скользкий путь многовековых разбирательств семитских племен. Уж лучше продолжать опираться на сухие исторические факты, которые гласят: Иерусалим — столица. Это признают и Израиль, и Палестинская автономия — и конечно же, каждая сторона говорит о своей собственной столице, которую не желает делить ни с кем. Вот и получается, что навязшее на зубах словосочетание "столица мира" — в смысле, планеты Земля — кажется самым уместным. Более того — создание множества резолюций и даже новых государств (имеется ввиду Палестина) ни к чему не приводит. Евреи и арабы готовы умереть за каждую пядь этой земли, а паломники со всего мира почтут за счастье умереть именно в этой Земле.

В далеком 1994 году (почти 20 лет прошло, а ведь кажется, что только вчера!) мне выпало настоящее счастье: паломничество в Израиль с Императорским православным палестинским обществом. Возглавлял нашу поездку митрополит Иоанн (Снычев). Сквозь толщу прожитых лет что-то стерлось из памяти, что-то ушло на второй план, но стоит сказать: "Иерусалим", как сразу вспоминается и маленькая белая гостиница на улице Салах ад-Дина, и пышущие жаром листья тропических растений, и прохлада вечерних камней и копей царя Соломона. Легкий, светлый, летящий ввысь храм Марии Магдалины. Мощи священномучениц Елизаветы и Варвары. Колокольня "Русская свеча". Совершенно не вместимая ни умом, ни сердцем, ни даже душой Гефсимания.

Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?

Иерусалим обрушивается на тебя сразу — и остается навсегда, прорастая вглубь души все сильнее и сильнее. Удивительно сказал Николай Васильевич Гоголь в своем письме к Жуковскому, делясь ощущениями от паломничества на Святую Землю: "Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе вместо алтаря, и при всем том я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное". Все прошедшие 20 лет я нет-нет, да и ловлю себя на мыслях, созвучных этому стону души Гоголя — и все равно остается только радость, невместимая, переполняющая, светлая радость от того, что в жизни было это чудо — Иерусалим.

Главной христианской святыней Иерусалима, несомненно, является Храм Гроба Господня. Многие годы после Воскресения Христова сам холм Голгофы был не просто заброшен — на нем сознательно было устроено языческое капище, чтобы христиане не могли почтить это место. Лишь в IV веке святая царица Елена, приехавшая из Константинополя искать Крест, провела рекогносцировку местности, фактически археологические раскопки, расчистила Голгофу от творившейся на ней мерзости запустения и заложила храм. С веками маленькая поначалу церковь разрасталась, в ней появлялись многочисленные приделы, территория делилась между католиками, православными, арабами, коптами, армянами, становясь яркой исторической иллюстрацией пестрой восточной разномастности всего города — и веротерпимости в области духовной в лучшем смысле этого слова.

Читайте также: Святая София меняет крест на полумесяц

В наши дни храм Гроба Господня — огромный "котел", в котором варятся туристы, паломники, местные жители и просто любопытствующие. Мирская суета сует — но стоит лишь войти под эти своды и попытаться представить (лишь представить — понять это невозможно), что именно здесь совершалось главное Чудо всего христианского бытия, как в душу сходит покой, умиротворение и благодать, которым не мешают ни яростные споры, ни крики, ни даже случающиеся порой потасовки среди верующих различных конфессий. Храм огромен, в нем, как и в самом Иерусалиме, найдется место каждому — и туристке в коротких шортах, и старушке в белом платочке, и арабу в "арафатке", и даже, буде у него такое желание, иудею в шляпе и лапсердаке.

Писать об Иерусалиме невозможно, больно, сладко, тяжело, радостно — и хочется делать это бесконечно.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Немчикова
Ольга Немчикова — театральный критик, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить