27 мая иудеи всего мира отмечают дарование Торы

Шавуот - День дарования Торы

27 мая иудеи всего мира отмечают дарование Торы. Именно сегодня, на пятидесятый день после Исхода из Египта — Песаха — ушедшие из рабства евреи стояли у подножия горы Синай. А в это время на вершине горы их вождь и пророк Моисей беседовал с Богом и получил от Него Тору. У Синая евреи поклялись в верности священному Пятикнижию на все времена…

Не нужно быть иудеем, чтобы знать, что такое Тора. С ней знаком всякий, кто хотя бы раз брал в руки Библию. Торой — или, по-русски говоря, Пятикнижием, — называется кодекс из пяти книг, чьим автором, по преданию, был пророк Моисей. Они являются священными как для иудеев, так и для христиан — Пятикнижие входит в состав Ветхого завета.

По иудейскому и христианскому преданию, Моисей, выведший свой народ из Египта, оставил его у подножия горы Синай, а сам поднялся на вершину, где говорил с Богом. Там ему явился Господь в громе и молнии и даровал Своему пророку Скрижали Завета, свидетельство заключения союза с еврейским народом. На скрижалях рукой Самого Бога были начертаны десять заповедей.

Но, когда Моисей, держа в руках каменные скрижали, спустился с горы, его ждало плачевное зрелище. Народ, уставший ждать своего пророка, убивал время тем, что переплавил золотые украшения в фигуру золотого тельца и привычно начал ему поклоняться. Увидев это непотребство, Моисей в гневе разбил заповеди Завета, и евреям пришлось долго каяться, прежде чем пророк вновь поднялся на Синай, чтобы получить божественные указания заново. Кстати, этому посвящен особый праздник, Йом-Кипур, день искупления.

На скрижалях были рукой Бога записаны лишь десять заповедей, остальное Господь продиктовал Моисею устно, из чего и было составлено то, что потом назовут Торой. Книга Бытия, Книга Исход, Книга Чисел, Книга Левит, Второзаконие — вот название книг, составляющих Тору. Существует, однако, расхождения: одни считают, что Моисей получил всю Тору, так сказать, единым духом, во время откровения на Синае, другие — что пророк писал ее все сорок лет, пока водил свой народ по пустыне.

Читайте также: Веселый мартовский праздник Пурим

Что же заключают в себе книги, являющиеся драгоценностью иудеев и христиан? Бытие описывает творение мира, историю Адама, Евы, их детей, праотцов-патриархов Авраама, Исаака и Иакова, история Иосифа Прекрасного, в которой и рассказывается, как иудейский народ попал в Египет. Исход, как нетрудно догадаться, посвящен исходу евреев с берегов Нила и завету с Богом (сюда же — десять заповедей). В Левите подробно описаны храмовая служба и тонкости священства, Числа рассказывают о сорокалетнем скитании евреев по Синайской пустыне до прихода в Землю Обетованную, а Второзаконие - это пророчества и наставления, данные Моисеем своему народу на все времена.

Ни иудейская, ни христианская традиции не ставят под сомнение авторство Моисея. Исключение составляют лишь последние восемь стихов Второзакония, повествующие о смерти пророка и вождя. Касательно них мнения различаются: одни полагают, что Моисей послушно написал свидетельство о собственной смерти под диктовку Всевышнего, другие — что их дописал преемник Моисея, Иисус Навин.

Религиозные евреи уверены — изучению Торы следует посвящать не часть времени, но всю жизнь целиком. "Здесь недостаточно заслуг предков — заслужить Тору, стать достойным Торы должен каждый человек, в каждом поколении, каждый день. Для того, чтобы заслужить Тору, чтобы "получить ее" в полном смысле этого слова, мы изучаем ее каждый день, на протяжении всей нашей сознательной жизни", — написал в послании единоверцам главный раввин России Берл Лазар.

Считается, что Тора существовала до сотворения мира, и сам мир был создан согласно тому, что в ней написано. "По какой же схеме был построен мир? Тора говорит: "Я была для Ашема генеральным планом по построению этого мира! Все шесть Дней Творения Ашем держал меня перед Собой. Он смотрел на стих (1:1) "В начале сотворил Бог небо и землю" и соответственно создавал небо и землю. Он смотрел на слова (1:3) "И сказал Бог: "Да будет свет" и воплощал эти слова, создавая свет, и т. д." Таким образом, во все время Творения следовал Он шаг за шагом словам Торы, придавая вселенной тот вид, который соответствует плану, содержащемуся в Торе", — сказано в книге "Мидраш рассказывает".

Читайте также: Повинны ли евреи в распятии Христа?

Моше бен Маймон, величайший духовный лидер евреев, формулируя 13 догматов веры, необходимых для всякого верующего иудея, о Торе писал отдельно. Из тринадцати догматов Пятикнижию посвящено целых два: "Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, — это та, что была дана Моше-рабейну — да покоится он в мире. Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чье имя благословенно".

Надо отметить, что вместе с Торой евреи получили и понятие "кошерного питания". О том, что нельзя смешивать мясо с молоком, и о множестве других пищевых запретов иудеи вспоминают в дни этого праздника: в первый его день перед мясной трапезой устраивают трапезу молочную.

В Средние века в еврейских общинах Европы существовал обычай, который должен был подсластить детям изучение непростого текста Пятикнижия. Их приводили в синагоги и давали слизывать мед, которым предварительно были намазаны доски с письменами Торы. Делалось это для того, чтобы "вкус Торы был сладок в их устах".

Текст Торы — очень многомерный и многоплановый. Еврейские комментаторы считают, что в нем как минимум четыре слоя. Первый, под названием "пшат" — самый простой для понимания, что написано — то и читается. Второй — "ремез" — это смысл, извлекаемый из намеков, которые опытный читатель Торы видит разбросанными в тексте. Третий, еще более глубокий и непростой — "драш" — это слово и значит "смысл": цельное понимание Торы и того, что в ней сказано. А четвертый, мистический, каббалистический — это "сод", "тайна" — наиболее сокровенный смысл, заложенный в Пятикнижии. Он доступен лишь тем мудрецам, которые в совершенстве понимают предыдущие три.

"… полное проявление действительности (Творца) человеку, ощущаемое как свет, называется "Тора". Есть еще множество определений, но все они — суть одного и того же явления: то, чем наполняется душа, что ощущается человеком в себе. Потому что, кроме души (или, сосуда ощущения и постижения действительности) и Творца (света, Торы), нет больше ничего…", — такими таинственными словами описывает Пятикнижие Моисеево Каббала.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *