26 мая 1232 года папа Римский Григорий IX отправил первых инквизиторов в земли королевства Арагон

С днем рождения, испанская инквизиция!

780 лет — дата хоть и не круглая, но весьма почтенная. 26 мая 1232 года папа Римский Григорий IX отправил первых инквизиторов в земли королевства Арагон. Он, очевидно, даже не подозревал, сколь много шума впоследствии наделает это его начинание, известное нам под зловещим названием "испанская инквизиция"!

Само это понятие стало неотделимой и, возможно, даже ключевой частью так называемой "черной легенды". Легенда эта, запущенная умелыми протестантскими пиар-технологами времен Реформации, была направлена на очернение Испании как главного оплота католицизма. Как со своей обычной неподражаемой иронией писал Честертон, англичанин по национальности, но католик по вероисповеданию,

"Протестантская история начинает прямо с ужасов, как пантомима начинает с короля чертей на бесовской кухне. Я не сомневаюсь, что испанская инквизиция, особенно к концу, была действительно страшной, а то и бесовской; но почему? Чтобы понять испанскую инквизицию, надо понять прежде всего две совершенно неизвестные нам вещи — Испанию и инквизицию".

Конечно, инквизиция, напропалую сжигавшая ученых и красивых девушек, требуя от них обязательного признания догмата о Папе и передачи имущества в казну Ватикана — сама по себе та еще страшилка, продукт массового сознания и воплощение целого ряда фобий либеральной общественности. Но испанская инквизиция — это нечто особенное. Это устойчивое и очень страшное словосочетание. И такая ситуация отнюдь не случайна.

Читайте также: Игнатий Лойола: триумф несгибаемой воли

Честно говоря, те инквизиторы, которых направил в Арагон Папа Григорий, ничем особенно не прославились. Кроме того, что были первыми официальными инквизиторами на земле испанской. Сама по себе инквизиция (от лат. inquisitio — исследование, расследование) как институт Римско-Католической Церкви возникла несколько раньше, в конце XII века, и своим появлением была обязана в первую очередь ереси катаров, а также папам Луцию III и Иннокентию III.

Вопреки распространенному мнению о том, что желание отправить инакомыслящих на костер всегда было свойственно добрым христианам, именно представители Церкви, как правило, противились подобным инициативам, исходящим от светской власти. В то время, как светское законодательство Византийской империи рассматривало ересь как тяжкое преступление, именно позиция таких деятелей, как Амвросий Медиоланский и Мартин Турский, Римские папы Сириций и Гелазий I сдерживала усердие императоров и чиновников. Государство тоже можно понять — оно не могло не видеть в вере идеологию, так уж оно устроено. Святители древней Церкви старались обратить внимание христиан, будь они даже императорами, на суть защищаемой ими "идеологии", которая никак не сочеталась с казнями.

В правовом поле Западной Европы ересь не относилась к разряду уголовных преступлений, а рассматривалась зачастую как проявление греха гордыни, и наказывалась чисто церковной епитимией. Очень многое изменилось с того момента, как Запад столкнулся с ересью катаров, этим принципиально иным мировосприятием, видящим в окружающем нас мире исключительно творение сатаны. Именно для противостояния этой ереси и были присланы в Испанию первые инквизиторы. Кстати, любопытный штрих к портрету: папа, который их прислал, Григорий IX, отстранил во Франции одного инквизитора, в прошлом катара, за жестокое отношение к своим бывшим единоверцам. Инквизитор был предан суду и заключен в тюрьму.

Читайте также: "Убивайте всех — Господь узнает своих"

После подавления ереси катаров инквизиция в Испании никак особенно себя не проявляла. Перемены наступили в конце XV века. Испания объединялась, превращаясь в великую империю. На молодых государей — Изабеллу Кастильскую и Фердинанда Арагонского, прозванного Фердинандом Католиком, — имел огромное влияние духовник Изабеллы, настоятель монастыря Санта-Крус пожилой доминиканец Фома (Томаззо) Торквемада. Историки отмечают, что во многом именно этот человек был архитектором будущего единства и величия Испании. Но об этом в основном знают только историки. А вот для подавляющего большинства тех, кто слышал это имя, оно намертво связано только лишь с одним словом — "инквизиция".

Что и говорить, этот человек, имевший, по словам современника, "выражение лица кроткое, благородное и милосердное", отнюдь не был невинной овечкой. Именно благодаря его непреклонности в преследовании ереси на костер отправилось около 3 000 человек (это примерно за 15-18 лет), и гораздо большее количество лиц подверглось иным, более мягким формам наказания. Но, наверное, этот факт не вызвал бы особого ажиотажа (времена все-таки были еще те…), если бы не выселение иудеев из Испании, которое инициировал суровый доминиканец.

Дело было не в его неприязни к людям этой нации (скорее всего, сам великий инквизитор по происхождению был крещеным евреем), а в горячем желании сделать Испанию чисто католической страной, этаким идеальным христианским государством. Насколько государство получилось христианским и идеальным (если судить не по количеству храмов и монахов, а по соответствию жизни людей духу и букве Евангелия), судить трудно, но вот земного величия эта страна, спаянная единой верой, достигла немалого.

Читайте также: Пепельная среда — врата покаяния

Строго говоря, заслуги Торквемады перед испанским государством и испанским народом гораздо выше, чем перед Церковью. Ведь при нем испанская инквизиция подчинялась отнюдь не Папе Римскому (который постоянно пытался сдержать слишком уж ретивых испанских "исследователей"), а исключительно светской власти. Таким образом, процессы объединения страны, которые практически в любом государстве сопровождались реками крови, осуществлялись в Испании в первую очередь руками инквизиции. Вопреки "черной легенде" об Испании, именно период правления Фердинанда и Изабеллы, а также их преемников, стал периодом расцвета испанской культуры.

Конечно, как не раз совершенно справедливо говорилось, даже один костер во имя Христа страшнее всех лагерей смерти во имя антихриста. Но это если смотреть с точки зрения христианства. В Новом Завете достаточно четко выражено отношение к насилию во имя "спасения душ". Не случайно Иисус Христос, прекрасно знавший человеческую натуру и предвидя поведение многих Своих будущих последователей, рассказал притчу о плевелах, которые враг посеял среди пшеницы. В этой притче у хозяина с работниками состоялся содержательный диалог: "хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы…" Под временем жатвы во всех притчах подразумевается день Страшного Суда. Это, кстати, в полном соответствии и со словами Ветхого Завета: "Мне отмщение, и Я воздам".

Читайте также: Иосиф Обручник — названый муж Девы Марии

Был и другой весьма показательный эпизод. Когда Иисуса не приняли в одном самарянском селении, "ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение". Как справедливо замечал профессор Андрей Кураев, из евангельских слов, "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" никак не следует, что этот жернов на шею соблазнителю должен вешать именно Торквемада.

Те факты, которые в наше время все чаще становятся достоянием общественности, если и не заменяют "черную легенду" белой, то по крайней мере, ясно показывают, что легенда — это легенда, а факты — это факты.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Сергей Нестеров
Сергей Нестеров — филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *