Короткометражка Марии Можар рассказывает о дружбе сироты и сельского священника

Против душевного фашизма - "...за имя Мое"

Позади остался праздник Победы, но отголоски военной темы еще слышны. Фильм "…за имя Мое" — история о боли и злобе, но и о доброте и мудрости выживших. Действие разворачивается в голодные послевоенные годы, в селе, где растет сирота, отвечающая на вопрос "Как тебя зовут?" — Фашистка. За преследуемую девчонку заступается сельский священник…

И захотелось в эти послепраздничные дни пересмотреть фильм, познакомиться с которым посчастливилось еще в 2007 году. А сам фильм был снят еще раньше — в 2005-м. Это курсовая работа, созданная кинорежиссером и сценаристом Марией Можар в то время, когда она была еще студенткой режиссерского факультета ВГИК. Фильм не новый, но и через несколько лет впервые посмотревшие его оставляют такие отзывы: "Я рада, что в отечественном кинематографе, оказывается, не все еще потеряно", "Рекомендую всем, кто не боится тяжелых серьезных фильмов, потрясающая игра актеров делает фильм очень настоящим", "Посмотрела два раза подряд. И тяжело, и как-то…. по-настоящему, так чисто все", "Далеко не каждый "шедевр" индустрии кинематографа сравнится с этой курсовой работой".

"…за имя Мое" — история о доброте и мудрости, основанная, по словам автора сценария Марии Козловой, на реальных фактах. Действие разворачивается в голодные послевоенные годы в селе, где растет сирота, отвечающая "Фашистка" на вопрос, как ее зовут. Ее происхождение — ее крест, ведь "мать ейная с дитем из немецкого концлагеря вернулась да померла". Мария Можар поясняет: "Вся ненависть, вся боль, накопившаяся за войну в сердцах людей, выливается на нее…".

Читайте также: "Меланхолия": конец света без Бога

История ребенка-аутсайдера, подвергшегося остракизму за "неправильное" происхождение — тема в искусстве далеко не новая. Но здесь она поднята и обыграна в непривычном ключе. Остро и жестко, через сплетение судеб двух людей, девочки и священника, здесь раскрывается трагическая страница истории целой страны.

Дети не то чтобы жестоки по своей натуре — они максималисты. Делят все на добро и зло, на черное и белое. И какие уж тут полутона, когда через твою жизнь прошла война? "А ну вон пошла, Фашистка, твой папка нашего убил. Вот я тебе сейчас как набью!", — так травят сельские мальчишки и девчонки безответную маленькую сироту. Взрослые вроде бы и жалеют ее, но у каждого своя тяжесть, свое горе, свой крест… Им не до маленькой Фашистки.

И только сельский священник (его потрясающе сыграл Владимир Егоров) заступается за девчонку. Вот она уже молча ходит за ним, как преданный щенок. Но испуганно отступает, едва батюшка хочет сделать ей подарок. Тогда отец Александр использует маленькие хитрости. Вот он, сидя под деревом, делает куклу из соломы, как будто не замечая с живейшим интересом наблюдающей за ним девочки, и приговаривает: "Ну вот и готова куколка. Только ж подарить некому, разломать, может, тогда?… Ну, себе оставлю, играть буду…". Конечно же, в итоге куколка благополучно принята той, для которой предназначалась.

Читайте также: Книги-маяки: Овод, сердце-жало

Воттут-тоипроисходитживительный перелом в сердцеФашистки. Она впервые противостоит деревенской ребятне, пытающейся отобрать у нее соломенную куклу. Впервые преодолевает страх вечная "девочка для битья", преображаясь в человека, которому тоже есть что защищать. Ее упрямое, решительное "Не отдам!" — это защита не просто первой в жизни игрушки, но чего-то куда более важного. Той частицы подлинной человеческой любви, которая выпала наконец и на ее долю и пробудила в ней ответную любовь. А вместе с ней — и самосознание. Поднимая ветку, как оружие, девочка выкрикивает: "Я не Фашистка — я Анна!". И это не только ответ на обиду, но и протест против всяческой неправды, отклик на тихое, ласковое поучение отца Александра: "И запомни — каждому человеку имя от Бога дадено". Ответ сердца, откликнувшегося на слово настоящего священника — одного из тех, которые не лгут, говоря, что их увозят "за наградой".

Что было дальше, пересказывать не хочется. А хочется вместо этого посоветовать тем, кто еще не видел этот фильм, посмотреть его — ленту, которая всего в полчаса экранного времени вместила в себя безмерно много.

"Это картина о том, что любовь сильнее зла, что она может противостоять злу, о любви, которая живет в сердцах людей", — говорила создатель фильма Мария Можар. Вообще фильм, созданный тремя Мариями (главную роль сыграла Мария Корнеева), получился очень неженским, сдержанным и лаконичным, и оттого он сильнее проникает в сердце. "Реалистичность без натурализма, отсутствие наигранности отличают картину Можар от многих, сделанных в последнее время во ВГИКе", — отмечала газета "Новые известия". "В этом фильме нет не только ни одного лишнего слова, но ни одного непродуманного вздоха", — писала газета "Новые рубежи". В то же время подобный фильм вполне мог бы получиться жестоким, стать картиной зла в человеческих сердцах. Но, к счастью, создатели видели свою ленту иначе. И был создан фильм о Добре. Несмотря на полное отсутствие сентиментальности, он завоевал специальный приз жюри за трогательность на международном фестивале "Верное сердце".

Читайте также: Библия без Христа, апостолов и ангелов

Картина взяла несколько призов на XXV Международном фестивале ВГИК, в том числе высшую оценку получила замечательная операторская работа Виталия Ершова, завоевала "Бронзового витязя" на XIV Международном кинофоруме "Золотой Витязь", диплом за лучший дебют на Первом всероссийском Сретенском православном кинофестивале "Встреча".

"Хочется больше света, добра, — говорила Мария Можар. — Сегодня повысился технический уровень кино, по спецэффектам мы уже можем конкурировать с Голливудом. Но душа в наших фильмах пропала. Свет, искренность, наивность — этого нет…

Создатели коммерческого кино недоумевают, почему их "шедевры" не востребованы людьми и не окупаются. Для меня не открытие, когда многие люди разных возрастов, с которыми мне приходится общаться, ждут душевного, светлого, трогательного. Именно в таком кино существует огромная потребность. И продюсер, чувствующий и понимающий это, не прогадает".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Марина Кравцова
Марина Кравцова — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить